Эти глаза напротив, или «Нарисуй это чёрным»...

« Город на Цне »
38
от
Среда, 17 сентября, 2014 (Весь день)
1582
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/09/17/top68.ru-eti-glaza-naprotiv-ili-narisui-eto-chernym-43133.jpg?itok=LYm0RG_m
Необычное в обычном встречается нечасто. Но если встречается, то уж точно не оставляет равнодушным. И не просто не оставляет, а заставляет всматриваться в эти графические штрихи, запечатлевшие образы, которые, кажется, ты когда-то встречал. То ли в жизни, то ли в мечтах. То ли какое-то из этих лиц просто мелькнуло в уличной толпе и исчезло за углом, а когда ты пошёл следом, там уже никого не было... Как в песне «Честное слово» Калинова Моста о встрече с давно ушедшим Джимом Моррисоном.
 
Но эти образы перед нами, здесь и сейчас, ожившие на картинах тамбовского художника Романа Загороднева, чья выставка открылась на днях в залах уютного арт-кафе «Галерея» в самом центре нашего города.
Вообще Роман о своём будущем художника как-то никогда не задумывался. Просто писал, потому что не мог не писать. Картины появляются, когда приходит их время. Как признался Роман, они могут рождаться буквально за один день, а могут проявляться на холсте месяцами и даже годами. Это непредсказуемо, как движение души. Вот за последние три года их собралось около полуста, и художник впервые представил некоторые работы на своей персональной выставке. «Хотя это не я, наверное, так решил — так распорядилось время», - улыбается он.
А образы на этих картинах, кажется, вне времени. Они могли жить и в эпоху декаданса, и в пору хиппианского нонконформизма, но объединяет их некая загадочная мрачность. И ещё глаза. Вопрошающие, молящие, задумчивые, отрешённые, они смотрят на вас, вписанные в авангардный интерьер кафе, словно его призрачные завсегдатаи. И невольно заставляют взглянуть в себя, чего мы сами порой боимся. Как будто боимся заглянуть в бездну, опасаясь её беспощадно испепеляющего взгляда. 
Как признался Роман, у этих почти мистических портретов нет реальных моделей или прототипов. Никто художнику не позировал, образы сами приходили, а рука лишь воспроизводила их на мольберте. Откуда они приходили? Возможно, из музыки, которая для Романа нечто большее, чем просто увлечение. Она – как способ переживания действительности. И потому не случайно, что самая первая его работа, и единственная, где изображены реально существующие персонажи, – это портрет Пита Сигера и Джоан Баэз. Он – исполнитель песен протеста, она – основательница инди-рока, оба были повелителями умов продвинутой молодёжи в далёкие теперь 60-е, и вот сошлись на картине тамбовского молодого художника. И как заверил Роман, эту картину он никогда не продаст, хотя желающих приобрести хватает.
Другие образы родились не без влияния мрачной готики «The Cure» и других подобных рок-команд психоделического драйва. Но любимая группа Романа, что называется, вне политики и вне конкуренции, это вечные «Rolling Stones». Есть в их жёстких неприглаженных песнях некий пульсирующий нерв, что не даёт покоя, точнее, успокоенности для творчества. И этот нерв, заставляющий задуматься о чём-то большем, чем каждодневная суета, за которой мы не замечаем жизни, выражена на этих картинах мимолётными в своей аскетичности чёрными штрихами графики. Которые, как ни странно, вдруг открывают некие скрытые цвета мира, как в будоражащей песне Rolling Stones «Paint it black» («Нарисуй это чёрным»).
Ну а, собственно, серьёзно рисовать Роман начал, как вспоминает мама Надежда Владиславовна, года в четыре. В детстве все дети любят рисовать, но, к сожалению, часто это увлечение уходит с уходом самого детства. Однако родительская поддержка, по словам Романа, в его творческой судьбе сыграла очень много. Это ведь легко сказать – поверить в себя, а чтобы по-настоящему поверить, нужна работа, каждодневная и чёрная, что проявляется не только в графических штрихах.
Что будет дальше, зависит от самого себя и от времени – так считает Роман Загороднев. А пока он учится в Тамбовском государственном техническом университете на архитектора. Впрочем, архитекторами по специальности, как известно, были и есть многие наши музыканты и тем более художники. Такова архитектура жизни. А на открытие этой его первой персональной выставки в кафе «Галерея» пришли не только поклонники изобразительного искусства, но близкие и друзья, без чьей поддержки искусству бывает совсем непросто. В свою очередь такой новый неформальный способ презентации  художественного творчества позволит всем, кто заглянет в «Галерею» на огонёк, увидеть эти работы и проникнуться настроением мимолётной вечности. Которая где-то вокруг нас, надо только внимательно приглядеться...
Автор: 
Виталий Полозов
Читайте также:
Наверх