Лента новостей
Статья8 апреля 2015, 09:16

История любви, или Поэзия, наполненная музыкой

Недавно на страницах газеты было опубликовано интервью с М. В. Волчихиным, в котором поэт любезно сообщил о новом в своем творчестве (рождении поэтического сборника «Мы возвращаемся»), раскрыл тайны возникновения идеи создания музыкально-драматического спектакля «Поэма любви» и просто душевно описал свои мысли и чаяния относительно поэзии вообще и своих планов.

Спектакль «Поэма любви» с успехом прошел на родине поэта, в Тамбове и позже состоялся в Москве, в Московском Центральном Доме литераторов. Сегодня мы беседуем с автором идеи создания из стихов поэта музыкально-поэтической миниатюры, с человеком, чутко чувствующим поэзию, восхищающимся настоящим, глубоким русским словом, и, наконец, очевидцем происходящего на сцене – Марией Золотовой.
– Мария, расскажите, пожалуйста, читателям о вашем знакомстве с М.В. Волчихиным и его творчеством, о том, как вы оказались в одной команде с поэтом?
– C Михаилом Васильевичем я познакомилась в 10-летнем возрасте. В тот год я перешла в четвертый класс. А он, окончив вуз, стал преподавать в нашей школе русский язык и литературу.
Все учителя той школы были яркими личностями, высокими профессионалами, творческими, интересными людьми. Но наш учитель литературы был персоной особой. Он не учил – он уводил за собой в какое-то сказочное, неземное измерение. Все, что было связано с ним, казалось необычным, нездешним. Да и в самом деле было таким. Например, в нашем кабинете литературы возвышалась сцена. Учитель редко на нее поднимался, но он постоянно находился как будто на подиуме. Часто на уроках читал нам стихи, медленно передвигаясь по классной комнате, сложив ладони у груди, словно в молитве. Иногда поднимал руки к небу, откуда, как мне казалось, и приходил к нам. Теперь я знаю, что среди прочитанных им стихов были и его творения. Тогда же никто не знал о том, что наш учитель литературы – поэт.
Когда в 13 лет по воле судьбы я оказалась в другой школе, то очень остро ощутила, что из моей жизни ушла возвышенная, отрывающая от земли и уводящая к облакам сказка. Возможно, что именно в поисках ее я оказалась на филологическом факультете университета.
А в августе прошлого года я случайно увидела в просторах интернета фотографию учителя и его стихи. Я стала буквально вдыхать каждое его слово, и даже не в голове, а в душе зазвучал его голос.
Мой муж, известный человек в мире музыки, знаком со многими современными поэтами лично, знает их творчество. Когда он услышал стихи Михаила Волчихина, то попросил меня читать их вслух. И я читала целую ночь. Мы не заметили времени. И тогда поняли, что эту поэзию нужно открывать по цепочке миру. Не делать этого – сродни тому, чтобы найти живую, светящуюся и согревающую звезду и спрятать ее под своей подушкой. Пусть теплой, красивой, кружевной подушкой, но спрятать. Так родилась идея создания спектакля, литературной основой которого стала поэзия моего учителя.
– Мария, название спектакля символичное. Расскажите, пожалуйста, немного о том, как оно родилось?
– В январе этого года на рождественских каникулах поэт приехал к нам в Москву для окончательного утверждения сценария спектакля и репетиций. И в первый же вечер мы поняли, что у нас выстраивается поэма. Быть первым зрителем и соучастником этого прекрасного действа было настолько трогательно, что одновременно хотелось и плакать, и смеяться, и грустить, и радоваться жизни, людям, которые рядом, и тем, которые далеко, зиме, Рождеству, детям. Участникам проекта стало очевидно, что рожденную поэму нужно назвать именно так, потому что главное ощущение от нее – состояние любви. По слову Иоанна Лествичника, учащий должен учить словами, которые он сам воспринял всем сердцем, изучил не только умом, но и всей жизнью. Стихи Михаила Волчихина – это слова, идущие из сердца, пережитые, выстраданные душой и судьбой поэта, они отдельно и в спектакле учат высокому и прекрасному. Учат любви.
– Не всякий поэтический текст можно сочетать с музыкой. Это ясно. А в чем заключается "некая связь в стихах поэта, позволяющая выстроить стихотворения в определенной последовательности"?
– Поэт и сценарист Константин Паскаль, который участвует вместе с нами в проектах, связанных с творчеством Михаила Волчихина, одним из первых прочитав стихотворение «В окне белее белых штор», воскликнул: «Его звукопись завораживает!». Именно – звукопись. Это к вопросу о соединении музыки и стихов, которые у поэта априори музыкальны.
А что касается «некой связи» в поэзии, то она настолько органична у Михаила Васильевича, что все его последующие стихи продолжают и дополняют предыдущие. Как в человеческой судьбе ничто не происходит само по себе, так и поэтическое пространство настоящего мастера связано невидимыми нитями. При внимательном и глубоком изучении поэзии Волчихина обязательно увидишь множество символов-образов, которые тоже являются золотыми колечками, скрепляющими стройность истории: бабочки, люпины, сирень, качели, поле, свечи, звезды…
– «Музыка в спектакле звучит в определенных местах как бы в унисон и в продолжение поэтического текста»… или, может, музыка и слово звучат одновременно?
– За музыкальное оформление нашего спектакля отвечает московский скрипач и композитор Георгий Осмоловский. Музыкальная составляющая спектакля – это сочетание различных стилей и жанров, переплетение современной, фольклорной и классической музыки. Он использует два удивительных инструмента – старинную итальянскую скрипку (1719 год) и уникальную электронную скрипку «Zeta». Эти инструменты в диалогах с поэтическим словом и пластикой танца рассказывают историю любви.
Его идея состоит и воплощается в том, что музыка в спектакле существует и отдельным персонажем, и в дуэте с танцовщицей, и параллельно со словом. Она своей глубиной, красотой, божественным, чарующим звучанием подчеркивает состояние Героя, выражает переживания Героини, даже передает события, происходящие в обществе. В спектакле есть часть, в которой балерина танцует на столике с рукописями и нотами в сопровождении залихватской, разухабистой песни скрипки. В финале номера, по замыслу Георгия и ведущего режиссера-постановщика одного из московских театров, который помог нам сценически выстроить спектакль, танцовщица разбрасывает творения, живущие на бумаге, разрывает их в клочья, сталкивает со стола ногами. Это символично – сейчас подобные процессы происходят в нашей культуре. К сожалению.
– В чем сущность происходящего на сцене, на ваш взгляд?
– На сцене на глазах у зрителя рождается история любви. Любви к родине, к матери, к Богу, к женщине, к жизни. История духовного поиска, творческих, интимных и гражданских переживаний. Она позволяет ощутить жизнь, почувствовать ее словно заново – трепетно и остро, как в детстве. И понять, что рай – здесь, на земле, что наша планета создана для любви, что ее достойны каждая песчинка здесь, каждый клочок, каждое создание Божие. Об этом как раз – вся поэзия Михаила Волчихина. И в этом – суть спектакля.
– Мария, расскажите, пожалуйста, о ваших ощущениях как зрителя и как любителя слова.
– Ощущения особенные. Прежде всего, я снова увидела своего учителя на подиуме, уже московском, складывающим руки в молитве, обращающим их к небесам, говорящим уже со взрослыми людьми о главном. Услышала его голос… Чувство душевного трепета и восторга не покидало меня на протяжении всего действа. Передо мной пронеслись удивительные образы. Вот Русь, измученная трехсотлетним игом, поднимает свою гордую голову, а скрипка нежными созвучиями Бородина уносит тебя, как плененную половецкую девушку на крыльях ветра на волю. Вот Герой, пока еще мальчик, который после долгого путешествия по окрестностям вернулся домой к матери, а та собирает с его одежды не репьи, а звезды. Вот рынок, где все существуют по волчьим законам, съедая, уничтожая друг друга, и тебе от этого вдруг хочется выть. По-волчьи. Вот Герой – уже взрослый мужчина – находит на земле любовь, но соединиться с ней не может и в отчаянии бьет по клавишам старинного рояля… Вот мать – смотрит на тебя с небес, и ты понимаешь, что вновь увидеться с ней ты сможешь теперь уже только Там...
– Принято считать, что существуют два прочтения стихов: авторское, которое часто очень своеобразно (мы знаем, как читали Ахмадулина, Вознесенский, Рождественский), и актерское. Как это происходит в спектакле?
– Сейчас, в Год литературы, в Москве вышло еще несколько поэтических проектов. По стихам классиков. В них принимают участие известные профессиональные актеры. Наш спектакль принципиально отличается от них не только симбиозом поэзии, музыки, хореографии и световой инсталляции, но и тем, что в нем слово поэта звучит из авторских уст. В спектакле занято всего три артиста (именно артиста): поэт М. Волчихин, скрипач Г. Осмоловский и солистка Европейского Национального балета Алина Королева. Нагрузка изобразительная, актерская ложится в равной мере на каждого из них. И это, на мой взгляд, уникальный случай. Поэт не просто читает свои произведения на сцене – он переживает их вместе с музыкантом, танцовщицей и со зрителями. От этого рождаются ощущения, близкие к катарсису, духовному очищению.
Автор:Беседовала Е. Черниогло