«Когда строку диктует чувство…»

« Инжавинский вестник »
11
от
Среда, 11 марта, 2015 (Весь день)
939
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/11/top68.ru-kogda-stroku-diktuet-chuvstvo-51449.jpg?itok=H4lhJR2n

Массовое знакомство со стихами этого поэта, преобразившимися в городской романс, произошло в нашей стране в 1976 году в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром». Помните? «Никого не будет в доме, кроме сумерек. Один зимний день в дверном проёме незадернутых гардин…» Мало кто из телезрителей тогда знал, чьему перу принадлежат эти строки. Более того, почти до конца восьмидесятых годов двадцатого века упоминания об их авторе, а тем паче о его творчестве, несмотря на множество написанных им произведений, не было даже в школьных учебниках литературы. Такова судьба Бориса Пастернака - поэта, писателя, публициста и переводчика, одного из ярчайших представителей русской литературы прошлого века.

Ни дня без чтения

Литературно-музыкальным вернисажем, посвящённым 125-летию со дня рождения этого поэта, решено было открыть в нашем районе Год литературы.

В зале межпоселенческой библиотеки собрались работники культуры, любители поэтического слова, юные читатели, чтоб насладиться пастернаковскими строками, которые, услышав раз, уже не позабудешь.

С началом большого литературного праздника, который будет длиться целый год, гостей библиотеки тепло поздравили ее директор Людмила Трубицина и начальник районного отдела культуры Оксана Сотникова.

- В рамках Года литературы запланировано провести много акций и марафонов. Основная их цель - показать исключительность русской литературы, выразительность поэтического слова, - отметила в своём приветственном слове Людмила Михайловна.- Хочется, чтобы они поспособствовали росту числа читающего населения, чтобы традиция чтения не была утеряна.

- Нынешний год особенен вдвойне, - продолжила мысль Людмилы Трубицыной Оксана Сотникова, - поскольку он - год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. И работникам культуры в этот период предстоит провести множество знаковых мероприятий, вовлечь в них как можно больше жителей района, особенно молодёжи.

О величии литературы, названной Михаилом Васильевичем Ломоносовым матерью жизни, говорил директор Инжавинского краеведческого музея Сергей Чернов. Именно она, подчеркнул он, учит нас, как правильно жить, приносить добро, и, собственно, что такое добро и зло. А потому нельзя расставаться с книгой ни на день, считает Сергей Петрович:

- Пусть в Год литературы души людей наполнятся добротой, красотой и тягой к литературе, её прекрасному миру.

Гений, чьё творчество останется в веках

Итак, старт Году литературы дан. И вот уже читальный зал библиотеки превращается в литературную гостиную, где звучат знаменитые строки Пастернака:

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь…

Они как нельзя лучше отражают суть жизни их автора- художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.

Работники библиотеки Елена Ишкова и Фаина Бидыло рассказали всем собравшимся о непростом жизненном и творческом пути поэта, знаковых произведениях.

Это сегодня его восхитительно тонкие стихи переведены на десятки языков, по многим произведениям поставлены спектакли по всему миру. А было время, когда Пастернак был чужим для советской литературы. Ему не могли простить его независимость, вольнодумие и безграничный талант.

Пастернак и в юности был разносторонней личностью. Пробовал себя в музыке, писал неплохие картины. Но чувствовал потребность излагать свои мысли на языке поэзии.

Свои первые стихи он опубликовал в 1913 году в коллективном сборнике, но еще почти десять лет к своему творчеству относился как к увлечению, а не делу всей жизни.

Всё изменилось в начале двадцатых годов. После отъезда семьи в Берлин Борис Леонидович издаёт сборник стихов «Сестра моя - жизнь». Он принёс ему известность и воспринимался как утверждение собственной позиции. Далее в свет вышла автобиографическая книга «Охранная грамота», в которой Пастернак откровенно рассказал о своих духовных исканиях и изложил взгляд на место искусства в обществе.

В двадцатые - тридцатые годы он был официально признанным поэтом. К нему благоволил сам Сталин, Пастернак вступил в Союз писателей СССР, являлся одним из участников международного конгресса писателей в защиту мира в Париже. Всё закончилось в середине тридцатых. Вначале поэт вступился за репрессированных мужа и сына Анны Ахматовой, после отказался подписать письмо от творческой интеллигенции, которое одобряло расстрел Тухачевского.

Борис Пастернак уехал из Москвы и поселился на своей даче в Переделкине. Здесь начался ещё один важный этап творчества - переводов с английского и немецкого. Его варианты перевода «Фауста», «Гамлета» и многих других произведений до сей поры считаются почти эталонными. Но главное детище писателя было ещё впереди. Роману «Доктор Живаго» он посвятил десять лет своей жизни. Он работал над ним, перенеся тяжелейший инфаркт, будучи полностью отвергнутым литературной элитой.

Первое издание «Доктора Живаго» вышло в Италии, второе - в Англии. В России роман был под запретом три десятилетия. До предела обострило ситуацию присуждение Борису Пастернаку в 1958 году Нобелевской премии за вклад в русскую лирическую поэзию, от которой его вынудили отказаться, обвинив в антисоветчине. Всё это укоротило жизнь поэта.

Годы замалчивания творчества Бориса Пастернака прошли. Его читают, о нём много пишут, в его честь называют улицы. Справедливость восторжествовала: в конце 1989 года сыну поэта была передана Нобелевская медаль Бориса Пастернака.
 
Всё это с горечью заставляет вспоминать слова, произнесённые Борисом Леонидовичем: «Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность… чем она дышала и питалась, чему служила».

* * *

Мероприятие, посвящённое юбилею поэта, состоялось объёмное, глубокое. Звучали строки Пастернака, в исполнении педагогов Детской школы искусств - песни, написанные на его стихи.

Наследие поэта по праву входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия.

Фото Инны ГУЩИНОЙ

Автор: 
Наш корр.
Читайте также:
Наверх