Нет танца без души...

« Город на Цне » от
Среда, 21 января, 2015 (Весь день)
2033
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/01/21/top68.ru-net-tantsa-bez-dushi-49153.jpg?itok=MQfTK8fa
На их сольных концертах всегда аншлаг – билеты раскупаются молниеносно. Зрители встречают неизменными аплодисментами, заглушающими порой музыку, а крики «Браво!» слышны далеко за пределами зала. Впрочем, знают и ценят танцевальное мастерство народного ансамбля спортивного бального танца «Сеньоры» не только в родном Тамбове.

На пороге нового века...

Началась эта история тринадцать лет назад. «Ветераны» легендарных «Цветов радуги» решили просто встретиться и, что неудивительно, потанцевать, вспомнить былое. О новом коллективе, о претензиях на чемпионство и признании зрителя никто тогда не думал. Было это в декабре 2001 года. А спустя год благодарные воспитанники подготовили танцевальный подарок к юбилею своего учителя – хореографа, основателя ансамбля «Цвета радуги» Галины Такфатулиной.

– Мы сделали номер, который когда-то танцевали под руководством Галины Владимировны, – вспоминает балетмейстер-постановщик ансамбля «Сеньоры» Галина Филатова. – Это было первое публичное выступление после довольно длительного «нетанцевального» периода. А потом мы просто не стали расставаться.

Поскольку коллектив уже был собран, директор ДК «Знамя труда» Наталья Львова предложила репетировать именно здесь. В успехе уже состоявшегося ансамбля, по признанию руководителей, немалую роль играет именно поддержка Натальи Александровны. Впрочем, обо всём по порядку.

В бальных танцах есть классификация по возрасту танцоров. Так как участники вновь образованного коллектива были люди уже взрослые, то и название пришло само: танцоры после 35 лет относятся к так называемой «сеньорской» группе.

Но жизнь вносит свои коррективы. По личным причинам большая часть участников «Сеньоров» сменилась в течение нескольких лет. Ведь одно дело, когда люди просто приходят потанцевать, и совсем другое – когда есть заявленный коллектив с графиком репетиций и выступлений.

Сегодняшний состав ансамбля «Сеньоры» – устоявшаяся целостная команда, руководит которой с марта 2010 года Михаил Громов, пришедший в коллектив в 2005-м.

Кстати, об участниках. Многие занимались танцами раньше, но по разным причинам ушли из своих коллективов. А бывает и по-другому. Одна из участниц коллектива, Светлана Польских, пришла вовсе без базы, а сегодня танцует наравне со всеми. Ещё один участник – Виктор Мартыненко – пришёл с хореографией «народника».

Но очень хотел проявить себя именно в бальных танцах, – поясняет Галина Борисовна. – Замечу, что бальная хореография технически сложнее любой другой. Но Виктор успешно справляется со сменой направления.

– Случайных людей в коллективе нет, – добавляет Михаил. – Если человек сюда пришёл, значит, он танцем «болен», ему интересно и важно, что мы все вместе делаем. Кстати, на чистом энтузиазме, без какой-то материальной выгоды. Представьте: отработав восьмичасовой рабочий день, нужно выложиться ещё и на репетиции! А это тяжёлый труд – недаром же бальные танцы по нагрузке приравнены к спортивным тренировкам!

От программы до программы...

Каждый сезон коллектива – это не только две обязательные сольные программы, но и участие в сборных концертах Дома культуры, танцевальная поддержка отдельных коллективов, выступление на праздничных городских площадках…

В случае «Сеньоров» сольный концерт – не просто набор отдельных номеров. Зрителю запомнились так называемые крупные формы, к примеру, хореографическая сюита «Танго-Бар» или «Под небом Севильи».

Сначала просто хочется сделать номер: набрать хореографию, чтобы полностью раскрыть стиль. Но чем больше работаешь, тем яснее понимаешь, что в один номер никак не уложиться, – рассказывает Михаил. – И так мы выходим на целый спектакль...

Идеи одна за другой собираются и нарастают, словно снежный ком. Не получается один номер, но получается два, три, четыре, пять… – продолжает Галина Борисовна. – Мы их соединяем, чтобы был смысл, форма, сюжетная линия. Ведь зрителя хочется не просто радовать, но и удивлять!

Есть номера, которые зритель просит исполнять неизменно из года в год. Это, например, медленный фокстрот или зарисовка на тему кантри. А ещё – номер «Аве Мария» – пронзительный, эмоциональный, вызывающий у зрителей слёзы.

Медленный фокстрот, к слову, «живёт» с 2005 года! А номер «Кантри» готовился с детским ансамблем спортивного бального танца «Созвездие» (руководитель – Олеся Межуева) и был сыгран на контрасте взрослые – дети. За несколько лет дети подросли – контраста уже не получается. Впрочем, сотрудничество с юными коллегами продолжается: зажигательную самбу танцуют сразу три возраста: малыши, дети постарше и, собственно, «Сеньоры».

Вся постановка – это задача хореографов, то есть непосредственно Михаила Громова и Галины Филатовой. За исключением сольных номеров отдельных пар. Правда, руководители индивидуальные номера тоже контролируют, советуют, как сделать лучше.

– У нас нет определённого алгоритма создания номера, – говорят Галина Борисовна и Михаил. – Можно услышать музыку – и родится танец. А можно увидеть чей-то номер и понять, что лучше сделать по-другому. Словом, как у всех творческих людей – вдохновение таится в мелочах и подстерегает повсюду.

Тайна творческой мастерской

По ходу разговора среди многочисленных кубков, грамот и фотографий с выступлений я обращаю внимание на занимающую центральное место в гримёрке... швейную машинку!

Подготовка каждого большого выступления – это просто страх и ужас! – шутит Михаил. – Параллельно с репетициями мы готовим костюмы. Все знают, что за две-три недели до отчётного концерта к нам заходить опасно – комната занята выкройками, отдельными деталями и уже готовыми костюмами.

Разработка и шитьё костюмов – это также дело рук Михаила Громова и Галины Филатовой. Здесь, в гримёрке, открывается настоящая швейная (да и в общем – творческая) мастерская. С мелкими деталями – бусинами, молниями, крючками и прочей фурнитурой часто помогает женская часть коллектива. Костюмы должны не просто дополнять номера, но и идеально подходить каждому участнику ансамбля. А, главное, быть удобными.

Как уже понятно, подготовка и проведение отчётного концерта – это работа, не сравнимая ни с чем. Значение имеет не только репертуар, но и слова ведущей (ведёт концерты по традиции директор ДК Наталья Львова), «одежда» сцены, свет, те же костюмы и музыка... Есть у «Сеньоров» и свои традиции. Перед каждым выступлением они складывают руки вместе, восклицают чуть суеверное «Ни пуха, ни пера!» и после этого выходят на сцену, навстречу зрителям.

Понять атмосферу можно только за сценой, – говорит Галина Филатова. – Ребятам нужно переодеться за одну песню: к финалу выступления предыдущего артиста танцоры уже должны стоять у кулис. Здесь очень важна мобилизация внутренних сил каждого человека.

Развитие коллектива невозможно без учёта стороннего опыта и соревнования с коллегами. На протяжении нескольких лет наши «Сеньоры» – постоянные участники конкурсных программ в рамках российских турниров. Тюмень, Воронеж, Орёл... Рисунок тамбовского танца знаком паркетам многих городов. Конкурсное выступление в мае 2014 года на международном турнире в Орле принесло тамбовчанам несколько призовых мест.

Вся наша программа получила достойную оценку жюри: пять номеров вошли в тройки призёров, – рассказывают руководители коллектива.

Отмечают мастерство тамбовчан и коллеги-конкуренты.

Никогда ещё мы не уходили с паркета под стук «собственных копыт», – не без юмора, но с гордостью говорит Михаил. – Аплодисменты таких же конкурсантов приятны даже не вдвойне, а в десятикратном размере!

Когда разговор зашёл о достижениях («Сеньоры», к слову, трёхкратные чемпионы России), я задала банальный, но вполне справедливый вопрос о пресловутом секрете успеха.

В нашей сфере нельзя работать на голой технике! – говорит Михаил. – Мы видим много номеров: красивых, интересных, сложных, но если в хореографии нет души, даже самый замысловатый танец выглядит набором элементов. Профессионалы это замечают, а простой зритель – чувствует.

Вместо эпилога

...Коллектив, словно большая семья, вместе и в будни, и в выходные. Они работают, когда все отдыхают, создают торжество танца, дарят праздник любимым и любящим зрителям. Отработав новогодние программы, «Сеньоры» готовятся к очередному чемпионату России. Совсем скоро они снова сложат руки вместе и под напутственное «Ни пуха!» выйдут на паркет за новыми победами...

Фото автора

Автор: 
Юля НОСОВА
Читайте также:
Наверх