Лента новостей
Статья21 января 2015, 07:00

Пахнут хвоей и травой песни Пахмутовой

Минувший год был осенён светом замечательного события - юбилея композитора Александры Пахмутовой. Её песни таят в себе непостижимую загадку - их знают и любят независимо от возраста. Происходит это, видимо потому, что они легко воспринимаются и остаются в душе народа на уровне генной памяти. Именно эти песни мы поём на семейных праздниках, в кругу друзей и близких по духу людей. Эти же песни звучали не так давно под сводами читального зала Воронцовской библиотеки.

Вечер, посвящённый творчеству Александры Пахмутовой, привлёк внимание сельчан. Многие не смогли остаться равнодушными к этому событию. С помощью библиотекаря Надежды Симкиной перелистали страницы биографии этой удивительно талантливой женщины. С огромным удовольствием слушали песни "Нежность", "Раненая птица", "Герои спорта", "Как молоды мы были", "Добрая сказка", "Я не могу иначе", "Беловежская пуща" и "Белоруссия", которые исполнили Надежда Бычкова, Ирина Волкова, Александр Ерохин, Марина Алёшина, Тамара Ионова и Елена Бутенко. А потом, как это часто случается, когда звучат песни Пахмутовой, граница между залом и сценой растворилась, и люди, объединившись в общий хор, вдохновенно и задушевно пели вместе.

Аля, как в детстве называли в семье Александру Николаевну Пахмутову, родилась в 1929 году в Сталинграде. Склонность к музыке девочка унаследовала от своего отца, работника электростанции, но по призванию истинного музыканта. Он мог играть на любом инструменте, даже на арфе, и руководил в посёлке Бекетовка, где позже жили Пахмутовы, ансамблем народных инструментов. Этот ансамбль был известен в округе тем, что исполнял оперную музыку.

Аля была младшей из четверых детей, но, казалось, что целью своей жизни родители поставили дать девочке музыкальное образование. Они опасались, что у неё может получиться как у отца, который при поразительных музыкальных способностях так и остался на всю жизнь самодеятельным артистом.

Уже с четырёх лет Александра играла на фортепиано. А когда она чуть подросла, мама стала возить её в музыкальную школу за восемнадцать километров три раза в неделю и при любой погоде. В 1943 году, несмотря на то, что шла война, отец везёт Алю в Москву на прослушивание для поступления в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Инструмента в доме друзей родителей, приютивших у себя Сашеньку на время учёбы, не было. И девочке приходилось вставать в шесть часов утра, чтобы успеть позаниматься до начала уроков. Школа была окончена с отличием, и Александра становится студенткой композиторского факультета Московской консерватории. На выпускном вечере учитель литературы написал Александре письмо, в котором были такие провидческие строки: "Я думаю, что мы сможем гордиться тобой".

Её биографией стали песни, хотя она сочиняла и серьёзные композиторские сочинения. Такие как увертюры "Юность" и "Тюрингия", музыка к театральным радиопостановкам. Но Пахмутова всем сердцем влюблена в песню. "Для меня песня, - говорит она, - это всегда признание в любви. Признание в любви нашим героям".

"Лодочка моторная" - первая совместная песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, которые стали супругами через несколько месяцев после своего знакомства. Им было дано задание написать песню о летнем отдыхе ребят, и она вскоре прозвучала в радиопередаче "Пионерские походы". За месяц до первого полёта человека в космос молодых авторов-песенников пригласили в комитет по радиовещанию и доверили эту государственную тайну. Так появился цикл "Созвездие Гагарина", а лучшей песней в этом "созвездии" стала "Нежность". С той поры, как только эта песня начинала звучать в эфире, слушатели затихали у радиоприёмников. А мелодия летела над миром, набирая высоту и совершая виток за витком. Любовь и верность. Простое и вечное. Огромное чувство, как земля и небо…

А потом были наполненные романтикой шестидесятые со стройками века и целиной. Молодые люди ехали в тайгу, их адресами становились Усть-Илим, Камаз, БАМ. Поддержать молодых строителей ехали композиторы и поэты. Когда перед Пахмутовой, Добронравовым и поэтом Сергеем Гребенниковым встал вопрос, поехать на фестиваль в Финляндию или по стройкам Сибири, они безоговорочно выбрали Сибирь. Пахмутова вспоминает: "На нас посмотрели, как на сумасшедших, но в Сибирь всё-таки послали. С нами в поезде был ещё один "сумасшедший" - Иосиф Кобзон, который, даже выступая на барже или в тайге возле костра, каждый раз надевал сценический фрак. И…накомарник - иначе было невозможно открыть рот".

Так на свет появился ещё один цикл из тринадцати произведений под названием "Таёжные звёзды" - самый популярный в те годы среди молодёжи "венок пахмутовских песен". И лучшей рецензией на него стал пакет, пришедший однажды на имя композитора Пахмутовой, в котором лежала ветка ангарской сосны и краткое послание: "Аля! Любим. Поём. Помним! Приезжайте ещё!".

Песни на спортивную тематику, музыка к любимому многими поколениями кинофильму "Девчата", пионерские песни, на долгие годы прописавшиеся у костров…Всё, что создано талантом поистине народного композитора, невозможно перечислить. Александра Пахмутова как гражданин и музыкант считает своим долгом в полный голос говорить о важных событиях времени, рассказывать о людях, решающих судьбу страны, будь то космонавты, учёные, строители или спортсмены. Но всё равно её герои всегда молоды. Ибо и сама она с поразительным постоянством сохраняет эту способность неустанно восхищаться жизнью и сохранять молодость души.
Автор:Инна ФОКИНА Фото автора