Лента новостей
Статья6 августа 2014, 11:12

Поле, затерянное во времени

Наверное, так оно выглядело тогда, больше шести веков назад. Нетронутые цивилизацией дремучие травы, где водились одни кулики, и петляющая среди полей река Непрядва. А над всем этим диким «миром между мирами» гуляли ветры, перекатывая волны ковыля под рваными тучами.

Шесть веков назад здесь нам берегах Непрядвы сошлись два войска – несметные тучи Золотой Орды и русские дружины под предводительством князя московского Дмитрия. Которого потом весь мир узнал под именем Дмитрия Донского. А спустя шестьсот лет московский художник Илья Глазунов запечатлел это эпохальное событие на серии своих полотен. Которые теперь тамбовские ценители изобразительного искусства и знатоки истории могут увидеть на выставке с простым названием, не требующим пояснений – «Куликово поле».
Вдохновение эпохи
Когда в начале шестидесятых годов Илья Глазунов задумал этот исторический цикл, он ещё был мало кому известным художником. Даже его знаменитая «Мистерия ХХ века» была ещё только в эскизах среди работ, что стояли в мастерской на Новом Арбате. Это потом Илья Сергеевич стал Народным художником России, основателем и ректором Российской Академии живописи, ваяния и зодчества имени И.С. Глазунова, действительным членом Российской Академии художеств, а также Почётным членом Академий художеств Мадрида и Барселоны и ещё кавалером «Золотой медали Пикассо» ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, не говоря уже о престижной премии имени Джавахарлала Неру.

Но все эти будущие звания тогда ничего для художника не значили, а главным было неистребимое желание показать людям то, что всплывало в сознании после посещения этих исторических мест, где произошла битва, решившая будущее Руси. Перед тем, как приступить к работе Илья Глазунов изучал древнерусскую повесть «Задонщина», легенды и предания, желая поймать дух той далёкой эпохи, и, конечно, житие игумена Троицкой обители Сергия Радонежского, вдохновившего князя Дмитрия на битву и заложившего в него духовную веру в победу.
История в полотнах
В 1980-м году к 600-летию Куликовской битвы живописный цикл был выставлен в Тульском музее. Там он и остаётся по сей день, отправляясь иногда в другие города России и зарубежья, хотя многие картины этого цикла стали хрестоматийными образцами творчества Ильи Глазунова. Теперь повезло и нашему славному городу – Тульский музей любезно предоставил нам эту, теперь уже во всех смыслах историческую, экспозицию.
Но если сам портрет князя Дмитрия хорошо известен по многочисленным репродукциям, то множество других работ цикла открывают нам совершенно нового, точнее незнакомого Глазунова.

Известный художник предстаёт не просто мастером портретов, которые в самом прямом смысле можно узнать по глазам, но своеобразным пейзажистом в стиле фэнтези. Только в этих пойманных моментах времени нет ничего фантазийного, а всё – чистая правда. Как говорил сам Глазунов, главная задача цикла – передать «жизненную достоверность и истинность происходящего».

И дело даже не в конкретных моментах исторической битвы. Но атмосфера этого почти первобытного мира нетронутой природы и жестокой сечи на её зловещем фоне, где солнечные лучи пробиваются сквозь тучи, выхватывая моменты трагедии, как будто переносит нас в прошлое на невидимой машине времени.

И снова несутся друг на друга, чтобы быть сраженными в один миг, русский богатырь Пересвет и монгольский батыр Тимур-Мурза. И как будто уже слышны радостные возгласы воинов Мамая, победно возносящие вверх отрубленные головы в картине «Враги одолевают». И понятно нетерпение русских дружинников, наблюдающих за сечей с холма и сдерживаемых до поры до времени воеводой Боброком на полотне «Засадный полк». И вот доносится из глубины веков топот тяжёлой русской конницы и уже другие панические крики врагов – это долгожданное «Преследование татар».

Но на этих картинах не только битва. На фоне красного заката щиплет некошеную траву на берегу Непрядвы «Верный конь». А глядя на зловещую фиолетовую синеву «Ночи после побоища» можно задаться вечным вопросом «Зачем?». Ведь воины, что сошлись на этих берегах, не имели личной ненависти друг к другу. Но здесь вершилась история, здесь Русь обретала свою свободу от многолетнего ига. Здесь мы обретали себя...

Кончаются битвы и целые войны, уходят правители. Одних забывают, другие остаются символами. Но по-настоящему вечно только искусство, раскрывающее людям глаза. На себя и на этот наш мир, который мы порой не замечаем...
Автор:Сергей Крайнев. Фото автора