Лента новостей
Статья24 ноября 2014, 15:50

Святитель Питирим

На протяжении веков Россия была оплотом православия, духовности, стремления к вере, к жизни во Христе.
Ярким примером является жизненный путь епископа Тамбовского, святителя Питирима.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, вы пришли ко Мне». (Мф. 25, 31-36).


В ДАЛЕКОМ 1686 году, когда в наши края приехал святитель Питирим, тамбовский край был населён языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.
Он заслужил истинное уважение у всех жителей Тамбова, так как был доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собой.
Много трудностей пришлось преодолеть этому замечательному человеку, но святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг. «Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое обращение - это было главной причиной сильного влияния архипастыря на его пасомых», - отмечает его жизнеописатель.
Выезжая за пределы Тамбова, епископ немедленно отправлялся в самое логово преступников и всякого рода бродяг. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы делали свое дело - жители обращались ко Христу. Святитель не обличением и осуждением, а братской во Христе любовью воздействовал на заблудших. Он являл светлый лик бескорыстной и чистой Божественной любви тем, к кому вел его Промысел Божий. Неся слово Божие погибающим, он обращался к тому образу Божию, который запечатлен в душе каждого человека, несмотря на глубину его греховности и заблуждений. Самой своей личностью, силой бывшей на нем благодати Духа Святаго архипастырь светил людям светом правды и бесконечной веры в них как в создания Божии.
Светить миру ровным светом любви ко всякому Божию созданию, исполняя, таким образом, слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), - вот чему учит вся жизнь святителя Питирима.
ЕСЛИ читать слова Евангелия без предварительной подготовки, поверхностно, то можно не понять их истинного, глубинного смысла. То есть, мы, как христиане, должны накормить и напоить голодного, одеть нагого, приютить странника, посетить больного, заключённого… Это очень важно, но…
Благодаря посещению воскресной школы при местном Иоанно-Предтеченском храме, урокам православной культуры, беседам с мамой, которая является верующим человеком, я поняла и другой, истинный смысл высказывания, с которого начинается этот материал.
Накормить алчущего – это дать душе его бессмертное слово Божие, что можно сделать при чтении или пересказе Священного Писания ближним - то есть, мы насыщаем окружающих хлебом небесным.
Напоить жаждущего,как говорит протоиерей Артемий Владимиров, - «кто от богопознания переходит к богообщению, возвещая о вере словами и делами веры, тот подобен стоящему у колодезя человеку, всех подошедших угощающему холодной ключевой водой».
Одеть нагого… Нагой человек - лишённый добродетелей. И если поделиться с ближним верой, любовью, добротой, то это и значит одеть его в чистые одежды радости и праведности о Господе!
Странника ввести в дом… Странник – это ум человеческий, отделившийся от сердца. Помогая ненавязчивым назиданием ближним обрести единство ума и сердца, способствуя их просвещению, Питирим способствовал обретению в людях единства души и тела, которое прославляет Бог.
Посетить больного – если врач имеет дело с больными, то Господь с согрешившими, которых и мы должны прощать, надеяться на их исправление, принимать со всеми недостатками, не осуждать.
Прийти в темницу к заключённому – темницей можно назвать неведение Божие, неверие или сопротивление человека воле Божией. И если удастся мудростью, любовью, ненасильственно привлечь к истинной вере во Христа человека, то это и значит – прийти к нему в темницу, просветлить его. Именно этим высшим искусством обладал святитель Питирим, который исторгал из темницы жителей нашей земли. И во многом благодаря ему наша земля обрела славу как земля православная.
ШЛИ ГОДЫ. Всякие испытания выпадали на долю нашего народа. Рушились храмы, изгонялись верующие. Но духовное наследие Святителя Питирима оказалось сильнее. Вера в людях устояла. Много нашлось последователей у Святого. Это те, кто сохранял и отстаивал храмы, глубоко верил в Бога.
В нашем селе Ивановка храм сохранился благодаря духовной силе людей. Как мне рассказывала прабабушка, когда закрыли храм, люди по домам бережно хранили иконы, утварь, продолжали соблюдать каноны православия. В тяжёлую годину Великой Отечественной войны (в 1943 году) храм был открыт, в нём начались службы, люди принесли иконы и утварь в церковь. Нет сомнений в том, что именно вера, дух, наполнявший наших предков, дали возможность победить в этой страшной войне.
Люди, несмотря на запреты, шли в храм, крестили детей, венчались, здесь свершались отпевания.
И сегодня храм действует, являясь центром духовной жизни села. Нам так повезло: в 1992 году в Ивановку пришёл священнослужитель отец Георгий. С его приходом изменилась жизнь в селе. Своим примером, словом, деятельностью он помогал становлению духовности. Отец Георгий любим всеми - и детьми, и взрослыми! Он открыл воскресную школу, возродил традиции рождественских представлений, в которых участвовали дети и его собственный сын, которого он назвал Питиримом!
С ребятами он занимался спортом, возил их на соревнования за собственный счёт, при храме действовали кружки по росписи и вышивке. Он приходил в школу на праздники, на уроки и мероприятия по приглашению учителей. Он выводил наши умы из темноты, отделяя истинное от ложного, и всё ненавязчиво, просто. А сын его был также любимцем в школе, благочестивый, прилежный, участник олимпиад, конкурсов и соревнований, всегда окружённый сверстниками и малышами. Питирим окончил школу с золотой медалью и сегодня учится на отлично в университете. К настоятелю храма, доброму, улыбчивому, благословляющему нас в новый учебный год и по окончании школы, все тянулись. Храм наполнился верующими людьми… Если бы вы видели, сколько детей всегда бывает перед 1 сентября в храме! Да и в другие дни тоже.
К сожалению, в прошлом году отца Георгия назначили настоятелем в храм посёлка Сатинка. Но свет его деятельности хранит нас.
Иоанно-Предтеченский храм – это близко. Но и Воздвиженский монастырь тоже стал близок жителям нашего села. Скорбященский его приход организует паломнические поездки в Дивеево, Задонск, Москву. Ивановцы, жители района с удовольствием принимают в них участие. Моя мама не раз ездила в Москву поклониться Блаженной Матроне Московской, мы были вместе в Задонске, в Дивеево… И, конечно же, в нашей семье читают православную литературу, издаваемую при храмах и монастырях.
Это значит, что духовное наследие Святителя Питирима на тамбовской земле живёт, значит, что жив народ и благословенная им земля. Он был «поистине сыном Света, выводящим из мрака безбожия в чудный свет Христов всех, кто отзывается на благодать Божию и тянется к ней…».
И сила его света блистает нам в любом мраке, ибо наследники его духовные живут на нашей благословенной земле тамбовской.
Дарья СКРИПКИНА,
ученица 9 класса
Ивановской школы

СВЯТИТЕЛЕМ Питиримом были открыты Иоанно-Предтеченский Трегуляев монастырь (1688 год), Вознесенский женский монастырь (1690 год), при нём началось строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора (1694 год).
Автор:Наш корр.