Театральные традиции Моршанска

« Согласие »
13
от
Среда, 25 марта, 2015 (Весь день)
1454
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/25/top68.ru-teatralnye-traditsii-morshanska-53083.jpg?itok=jW5_agO0

ЛЕНИНА, 17

Моршанск никогда не имел своей стационарной труппы, приезжали на гастроли многие творческие коллективы. Эти события становились истинным праздником для горожан. В городе был деревянный театр, построенный Кожиным, — большим меценатом конца XIX — начала XX века. Стоял тот театр во дворе дома № 17 на улице Ленина. По обе стороны дорожки, ведущий к зданию, — ярко выкрашенные скамейки. Здесь в летнее время гуляла нарядная театральная публика.

Сам театр, довольно неказистый на вид, нравился не только публике, но и актерам. Здесь была настоящая сцена с большим зеркалом, с поворотным кругом и колосниками с гримуборными. Занавес, разрисованный в каком-то старомодном стиле (сад, усадьба, лебеди) до самозабвения влюбленным в театр местным художником Николаем Трифоновичем Потаповым, поднимался вверх. Перед сценой — оркестровая яма.

Словом, все как в настоящем театре. Даже — ложи по бокам, а за партером — балкон. Стояли по углам зрительного зала печи-голландки. Зрительный зал всегда был переполнен. Слышу голос читателя: «Чем удивил. Не было телевизоров, вот и шел народ в театр».

Не согласен. Никогда телевизор не заменит личного присутствия в театре, ни одна телепостановка не даст того чувства, которое испытываешь сидя в зрительном зале, чувства живого общения со сценой. В театр шли тогда как в истинный храм искусства.

В конце 1984 года в издательстве «Искусство» вышла книга Татьяны Александровны Еремеевой «В мире театра». А в конце тридцатых - начале сороковых годов моршанцы знали ее как актрису Тамбовского областного драматического театра Татьяну Битрих — любимицу публики. Позже она стала народной артисткой РСФСР, актрисой академического Малого театра Союза ССР.

Переписка с Татьяной Александровной и вызвала во мне желание поделиться своими воспоминаниями о том времени и культурной жизни Моршанска, о театре профессиональном и о самодеятельных энтузиастах того времени. 

 

МАЛЫЙ ТЕАТР... В МОРШАНСКЕ

В книге народного артиста СССР, художественного руководителя академического Малого театра Союза ССР Михаила Царева (так и названной — «Малый театр») есть любопытные строки: «...Интересной страницей в жизни Малого театра явилась организация в селе Земетчино (ныне Пензенской области) филиала Малого театра. Наш коллектив через этот филиал включился в социалистическую перестройку деревни...

Художественным руководителем филиала стал тогда старейший режиссер Малого И. С. Платон. В числе добровольцев, записавшихся в филиал, были ведущие актеры театра. Спектакли в селе Земетчино пользовались успехом. Здание не вмещало всех желающих посмотреть спектакли, и был даже выстроен новый театр...»

Так вот этот филиал, который впоследствии был преобразован в Земетчинский колхозно - совхозный драматический театр, ежегодно приезжал в Моршанск на гастроли. Гастроли длились по 2-3 месяца, а спектакли проходили в переполненном зале. И потому, что не все могли попасть в театр, спектакли иногда параллельно шли на сцене клуба «Шерстяник».

Колхозно - совхозный театр был подлинной трибуной новых героев, новых сценических образов, новых зрителей, новых людей и новых актеров. Я назову лишь некоторые спектакли на моршанской сцене, поставленные коллективом филиала Малого театра. Это спектакль по пьесе Николая Погодина «Падь серебряная» — о пограничниках-дальневосточниках, об их стойкости и мужестве, душевной красоте, о нелегкой службе по охране рубежей нашей Родины. Не забываются спектакли «Бедность — не порок» и «Лес» A. Островского, «Вторые пути» А. Афиногенова, «Сады цветут» В. Масса и Н. Куличенко.

Моршанцы видели тогда «Зыковы» А. М. Горького, «Горькая судьбина» А. Писемского, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони и другие пьесы мировой и советской драматургии. А какие были актеры! Это прежде всего B. Харитонов, П. Модзалевский, Н. Валов, М. Косач, Б. Лежава и другие звезды тогда расцветавших колхозно-совхозных театров.

 

ТЕАТРЫ БЫЛИ РАЗНЫЕ

К началу сороковых годов в нашей Тамбовской области был создан свой передвижной колхозно-совхозный театр в Кирсанове. Он дважды приезжал в наш город, познакомил моршанского зрителя с такими спектаклями, как «Последние» М. Горького, «Ревизор» Н. Гоголя, «Василиса Мелентьева» и «Бесприданница» А. Островского. Его выступления проходили с успехом. 

Очень интересным был коллектив передвижного драматического театра Рязанской области, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Без вины виноватые» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя — об этих спектаклях много было разговоров, о них положительно отзывалась местная газета «Большевик». 

В самый канун Великой Отечественной войны в Тамбове организовался профессиональный театр юного зрителя. Буквально первыми же постановками он завоевал огромный авторитет у зрителей. Его гастроли в Моршанске проходили во время летних каникул. Мы, тогдашние школьники, буквально по пятам бегали за актерами, посещали все спектакли любимого театра. Для того, чтобы приобрести билет, надо было вставать в 5-6 утра и отправляться на улицу Ленина, 17. Касса же открывалась в 10 часов. А каким разнообразным и насыщенным был репертуар! На сцене шли «Черный товар» по роману Бичер Стоу «Хижина дяди Тома», «Свои люди — сочтемся» А. Островского, «Снежная королева» Е. Шварца, «Проделки Скапена» Мольера. Очень теплая рецензия была опубликована в «Большевике» на постановку «Пионерской заставы», в которой особенно была отмечена талантливая работа тогда начинавшего режиссера Виктора Качирина (впоследствии актера и режиссера Тамбовского областного театра).

В книге Т. Еремеевой «В мире театра» есть такие строки: «...Незатейливый городок Моршанск стоит на берегу Цны. Мы выехали туда на гастроли летом. (Это был 1938 год. С. К.) Чудное было лето — сухое, покойное. Первое лето, когда не приходилось думать о том, где будешь зимовать…» (Стационарный театр в Тамбове образовался в 1937 году).

Когда группа театра прибыла на гастроли в Моршанск, случилась беда: в городе уже знали, что в Тамбове сгорело здание театра, ставшего родным домом для новой труппы. Сцена, зрительный зал, репетиционные помещения, декорационные запасники, фойе – все погибло. Остались два изуродованных крыла здания. Актеры во главе с первым художественным руководителем и основателем театра Л. Эльстоном прибыли в Моршанск. Их разместили по квартирам, и они мужественно проводили свои гастроли все лето в нашем городе на сцене городского театра, играли одновременно и в летнем театре городского сада.

Сильная это была труппа. Лев Михайлович Эльстон, режиссер высокой культуры, человек необычной доброты, создал монолитный коллектив единомышленников — художников сцены. Радовали своими сценическими работами артисты Р. Ангарова —блистательная Диана в «Собаке на сене» Лопе Де Вега, А. Годлевский — умный и упорный Калаф в «Принцессе Турандот» К. Гоцци, искрометный, веселый Г. Зоренин, задумчивый, интеллигентный Г.Патлис, В. Карантаев... и, конечно, любимица публики Татьяна Битрих.

Этот театр бывал на гастролях в Моршанске и в начале войны. Спектакли «Парень из нашего города» К. Симонова, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Таланты и поклонники» А. Островского, «Давным-давно» А.Гладкова были золотым фондом этого очень сильного тогда театра.

«Давным-давно» А. Гладкова, по словам Битрих-Еремеевой, за два с половиной года был сыгран сто сорок шесть раз. Героиню Т. Битрих Шуру Азарову полюбили, ей хотели подражать те, кто рвался в первые дни войны на фронт. Вспоминается А. Годлевский в роли поручика Ржевского, — такой он был одержимый, шумный, отчаянный. Александр Федорович был очень талантливым актером, добрым и скромным человеком. А каков был спектакль «Ромео и Джульетта» В. Шекспира!

Казалось, кому дело до трагедии любви этих двух юных людей, когда шла война, когда всюду — горе и слезы. Ан нет! И тогда, в тяжелую годину испытаний, люди шли в театр на улицу Ленина, шли на спектакль и сопереживали героям бессмертного творения английского драматурга. Тамбовские актеры любили моршанского зрителя, верили в его преданность, в его любовь к театру. В городе были расклеены красивые, броские афиши о гастролях луначарцев. Но театр не мог выехать тогда в Моршанск. Некоторые актеры ушли на фронт, ряд спектаклей надо было переделывать. Но долг свой театр вернул городу, приехав на гастроли в сорок втором году.

 В 1942 году театр показал моршанцам «Партизана в степях Украины» А. Корнейчука, и «Парня из нашего города» К. Симонова, блистательную «Принцессу Турандот» и «Человека с ружьем» Н.Погодина. Сборы от многих спектаклей перечислялись в фонд строительства самолета «Тамбовский театр» (такой самолет был построен).

В начале войны многие театральные коллективы были эвакуированы из оккупированных врагом мест. Они гостеприимно встречались и в Моршанске. В конце лета сорок первого в Тамбов прибыл «застрявший» после гастрольной поездки в Москву киевский театр им. И. Франко. Вернуться в Киев они уже не могли, город вскоре был занят гитлеровцами. Этот знаменитый театр был и в Моршанске. Ядро труппы составляли те, кто принес ему прочную славу, — Н. Ужвий, А. Бучма, Г. Юра, Ю. Шуйский. Это были яркие индивидуальности, мастера щедрые и глубокие. Моршанский зритель был благодарен за подаренную киевлянами радость — спектакль И. Франко «Украденное счастье». Это был спектакль-концерт: так тонко, тщательно и выразительно был он разработан, объединенный единым творческим языком.

Нужен был в военные годы нашему городу театр. Люди стремились к общению, им просто было необходимо провести вечер вне своего опустевшего дома, откуда ушли на фронт муж, сын, отец. Театр облегчал трудную жизнь.

 

ЭНТУЗИАСТЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В театре на улице Ленина шли в предвоенные годы лучшие спектакли самодеятельных театральных коллективов. Особенно сильные коллективы были тогда в клубах железнодорожников и суконной фабрики. У железнодорожников был даже свой симфонический оркестр, которым руководил Н. Горбачевский, славился и семейный оркестр народных инструментов Тишулиных. Сильный был здесь и театральный коллектив. Его ведущими самодеятельными актерами были О. Дутова, И. Дутов, А. Прошин, А. Тихонравова, П. Самохвалов. А вдохновителем и организатором всей самодеятельности являлся директор клуба В. Иванов. Особо скажу о такой самобытной и очень талантливой актрисе, как Ольга Васильевна Дутова. Она до самозабвения была предана самодеятельному театру. Ольге Васильевне несколько раз предлагали поступить в труппу областного театра им. А. Луначарского. Но она каждый раз отказывалась, говоря с гордостью, что она «самодеятельная актриса».

И еще об одном энтузиасте – Лидии Павловне Терешко – руководителе театрального коллектива клуба «Шерстяник». Являясь директором клуба, она была и режиссером-постановщиком, и актрисой. 

Созданные ею образы Тани в одноименной пьесе А. Арбузова, Насти в «На дне» М. Горького, Касатки в одноименной пьесе А. Толстого долго помнили моршанские зрители старшего поколения.

Назову еще одного человека, чья скромность и порядочность сопутствовали ему всю жизнь. Это театральный художник, бывший и директором городского театра Николай Трифонович Потапов. Он сам оформлял самодеятельные спектакли, проявлял отеческую заботу о приезжих актерах. Его волновало все, что связано было с театром. Помню, когда в конце пятидесятых годов строился клуб «Спутник», он возмущался в горкоме партии тем, что сцену «собираются строить как в маленьком клубе, а не как в настоящем театре, без колосников». Подвижнического характера был этот человек.

 

***

В начале пятидесятых годов театр пошел под слом. И как бы под «занавес» на его сцене выступали диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан, народный артист СССР Николай Крючков, народный артист СССР Игорь Ильинский, народная артистка РСФСР Нина Алисова и многие другие звезды советской сцены.

В конце пятидесятых годов в Моршанске был создан свой народный театр при городском Доме культуры. Открылся он спектаклем по пьесе В. Розова «В поисках радости». Зрители очень тепло приняли первую работу театра. ...Многие спектакли стареют и умирают. Но не умирает и никогда не умрет театр. Старшее поколение моршанцев никогда не забудет того театра, что стоял на улице Ленина, 17. Того самого, что был истинным очагом культуры города.
 

Автор: 
С. Крупенин
Читайте также:
Наверх