На базе муниципального центра духовно-нравственного воспитания «Восхождение», созданного во второй школе райцентра, в формате «круглого стола» прошёл районный семинар с классными руководителями, организованный МКУ «Информационно-методический центр». Предметом заинтересованного обсуждения педагогов, в котором принял участие и настоятель Иоанно-Богословского храма иерей Илия Щеголихин, благочинный Никифоровского округа, стала роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании молодёжи.
— В современном обществе духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения уделяется повышенное внимание, причём, на самых разных уровнях. Не случайно и на состоявшемся в августе текущего года первом межрегиональном форуме работников образования «От сердца к сердцу», прошедшем в Тамбове с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, говорилось о роли педагога в процессе воспитания школьников, — сказала, предваряя разговор, методист информационно-методического центра Н.И. Лысова.
Не исключено, что в принятый недавно профессиональный стандарт подготовки педагогов будут внесены поправки, законодательно закрепляющие роль учителя в воспитании ребёнка, о чём высказали пожелание участники форума.
В нашем крае осуществляется ряд региональных инициатив по развитию непрерывной системы духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения, которые явились результатом тесного взаимодействия светских и региональных организаций Тамбовщины. Подробно об этих инициативах участникам «круглого стола» рассказала руководитель муниципального центра «Восхождение» Г.А. Погребнёва. Одна из этих инициатив связана с апробацией курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введённого в школах области весной 2010 года. В соответствии с российским законодательством преподавание предмета ведётся исключительно на культурологическом уровне. На тот момент на Тамбовщине уже имелся положительный опыт обращения к традициям православной культуры. Так, в школе №2 и некоторых других образовательных учреждениях области, начиная с 2008 года, в пятых классах уже изучался курс «Духовное краеведение Тамбовщины».
Второе направление связано с опережающей подготовкой педагогических кадров. С этой целью в сентябре 2010 года по инициативе губернатора Олега Бетина и с благословения владыки Феодосия в Тамбовском педагогическом колледже было открыто отделение «Православная педагогика», на котором обучаются сегодня студенты не только Тамбовской, но и соседних с нею областей.
Не менее важным является также создание в городах и районах области 32 центров по духовно-нравственному воспитанию и введение в образовательных учреждениях новой должности заместителя директора по духовно-нравственному воспитанию школьников. Три года тому назад аналогичный центр с символичным названием «Восхождение», призванный выявлять и распространять опыт работы по данному направлению, открылся в нашем районе на базе второй школы.
— В 2013-2014 учебном году педагоги нашей школы продолжили реализацию плана экспериментальной работы по нескольким направлениям: организационно-педагогическому; информационно-просветительскому; взаимодействие с семьёй; осуществление духовно-нравственного просвещения в системе основного общего и дополнительного образования, — отметила Г.А. Погребнёва.
Так, работа с семьёй здесь не ограничивается только педагогическим просвещением родителей. Как показывает практика, хороший результат даёт и совместная деятельность — организация походов и экскурсий по историческим местам; проведение массовых благотворительных ярмарок по продаже кулинарных изделий, в которых активно участвуют педагоги, школьники и родители. Собранные на ярмарках средства направляются в фонд строящегося в рабочем посёлке нового Иоанно-Богословского храма.
Духовно-нравственному просвещению школьников в системе общего образования способствуют изучаемые детьми предметы и курсы духовной направленности. В 4-х классах это «Основы православной культуры», элективные курсы «Библейские уроки», «Художественная культура православия» в 5 и 6 классах. А также программы внеурочной деятельности «Купелька» и «Наш храм» для учащихся 2 и 3 классов.
По мнению руководителя центра, раскрытию духовно-нравственного потенциала школьников способствует и система дополнительного образования. Свидетельство тому — участие школьного коллектива в межрегиональном конкурсе программ духовно-нравственного воспитания «Вифлеемская звезда» и конкурсе «За нравственный подвиг учителя», других региональных и всероссийских конкурсах, на которых школьники нередко становились призёрами и победителями.
Примером сплочённости семьи, школы, социальных и религиозных структур стали проведённый совместно с Мичуринским и Моршанским благочинием детский фестиваль «Святой Руси пасхальный звон», заслуживший высокой оценки зрителей и гостей, «Ярмарка русских традиций» и праздник семьи, посвящённый Дню памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских.
Говоря о региональных инициативах, Г.А. Погребнёва акцентировала внимание собравшихся на инициативе, возникшей в рамках диалога с Тамбовской епархией (ныне митрополией), направленной на активное включение родителей в систему духовно-нравственного просвещения. Одна из составляющих данной инициативы связана с развитием в образовательных учреждениях области модели общественно-активной школы, которая предусматривает объединение детей и взрослых для решения совместных задач в рамках сотрудничества с социальными учреждениями, учреждениями культуры, органами местного самоуправления и другими структурами.
Упомянула выступавшая и о других важных инициативах, одна из них связана с лицензированием воскресных школ как учреждений дополнительного образования, другая предполагает реализацию задач социального служения Церкви в совместной с государственными структурами деятельности по решению проблем социального сиротства. А также рассказала о перспективах развития системы духовно-нравственного просвещения на основе светских и религиозных организаций.
Представительница Сабуро-Покровского филиала Л.В. Колесникова поделилась с коллегами своими наработками по развитию нравственных качеств у школьников.
Свою задачу по нравственному становлению личности воспитанников педагог видит в том, чтобы «помогать им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решений и нравственный выбор». При этом основной упор делается на внеурочную деятельность, которая ведётся в школе по нескольким направлениям: патриотическое, художественно-эстетическое, краеведческое, спортивно-оздоровительное.
Под руководством педагога, использующего в своей работе коммуникативные и исследовательские технологии, воспитанники участвуют в различных мероприятиях, которые позволяют им познакомиться с традициями народной культуры, узнать историю местного Покровского храма и своего села. А также пообщаться с ветеранами Великой Отечественной и участниками локальных войн, поучаствовать в волонтёрском движении и других интересных делах.
Немало полезного, на наш взгляд, почерпнули для себя участники мероприятия из выступления екатерининской коллеги В.Е. Сергеевой, которая рассказала о работе волонтёрских отрядов. Являясь членами волонтёрского отряда «Данко», воспитанники филиала вместе с педагогами принимают активное участие во всех акциях, проводимых в селе. Помимо этого, в школе разработали три новых проекта: «Свет в окне», «Забота» и «Подари жизнь», в рамках которых школьники оказывают посильную помощь одиноким пожилым людям, ветеранам войны и труженикам тыла, ухаживают за обелисками погибшим воинам, обустраивают пришкольную территорию и аллеи дендрологического парка. В рамках проекта «Подари жизнь», сотрудничая с фондом Чулпан Хаматовой, школьники помогают больным детям.
На их счету — одна спасённая жизнь и благодарственное письмо Ч. Хаматовой. Участие подростков в подобных акциях, по мнению педагога, способствует формированию у них таких важнейших нравственных качеств, как милосердие, сострадание, социальная активность, великодушие, взаимная ответственность.
Педагог первой школы райцентра Н.А. Медведева поделилась своим опытом работы по стандарту нового поколения. Среди различных форм работы с детьми учитель широко использует тематические дискуссии, тренинги, беседы. Небезынтересно было услышать результат социологического опроса, проведённого ею среди пятиклассников, согласно которому 65 процентов детей считают, что духовно-нравственное воспитание является приоритетным в современном мире; 100 процентов отмечают, что в их классе проводятся мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, 94 процента уверены, что такие мероприятии необходимы.
Не оставило никого равнодушными и информация представительницы Ярославского филиала Т.Н. Большаковой, подготовившей сообщение о духовно-нравственном воспитании в современной школе.
— В настоящее время модуль «Основы православной культуры» преподаётся один раз в неделю в четвёртых классах, поэтому говорить о существенной его роли в контексте среднего образования пока не приходится. Преподавание ОРКСЭ должно быть расширено на среднюю и старшую школу, — высказала свою точку зрения Татьяна Николаевна.
Выступавшая затронула и другие важные аспекты. По мнению Т. Большаковой, преподаватель православной культуры сам должен быть верующим человеком, только тогда он сможет понятно и доступно рассказать о ней школьникам. Однако здесь существует тонкая грань, которую не следует переходить. Речь идёт о прямой проповеди с элементами навязывания религии. Задача педагога — дать воспитанникам нравственные ориентиры и научить думать, тогда они смогут самостоятельно оценить происходящее. Единственным же по-настоящему прочным критерием нравственности является евангельский подход, основываясь на котором следует отвечать на детские вопросы, давать оценку тем или иным событиям истории и современности. (К слову, об этом неоднократно предупреждал и Алексей Ильич Осипов, профессор Московской православной духовной академии, отвечая на вопросы зрителей православного телеканала «Союз» — прим. автора).
Формированию у подростков мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций (это тоже одна из задач в преподавании «Основ православной культуры») в немалой степени способствует и проводимая на Тамбовщине акция «Возрождение духовно-исторической памяти», которая направлена на восстановление культурно-исторической преемственности поколений через увековечение памяти об утраченных святынях. Педагоги, учащиеся местной школы, специалисты сельсовета, работники культуры и другие жители Ярославки приняли активное участие в поисково-исследовательской и творческой деятельности. Итогом проведённой совместной работы стал интересный материал, повествующий об истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Ярославка, установка на месте разрушенной святыни поклонного креста и обустройство силами учащихся прилегающей к нему территории.
В продолжение темы об интересном исследовании в рамках данной акции, проведённом школьниками и взрослыми по изучению истории храмовых сооружений в сёлах Бибиково и Александровка, подробно рассказала Е.А. Фёдорова, учительница Вырубовского филиала.
Выступление методиста Дома детского творчества Т.Ю. Максимовой было посвящено реализации проекта «Духовное возрождение села», разработанного в рамках межведомственного взаимодействия с целью оказания социально-педагогической поддержки детям группы социального риска в развитии их духовно-нравственных качеств.
Заслуживает внимания и опыт, накопленный за время классного руководства М.В. Скворцовой, педагога первой школы райцентра.
Примечательно, что все прозвучавшие сообщения, сопровождавшиеся слайдовой презентацией, были яркими, наглядными и убедительными.
Своё мнение по озвученной проблеме высказал также иерей Илия Щеголихин. Красной нитью в выступлениях священнослужителя и педагогов прошла мысль о том, что образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовности, воспитать духовно-нравственного гражданина можно лишь в тесном взаимодействии семьи и школы.