Воспитать в добродетели — дело ума и воли

« Знамя »
48
от
Среда, 26 ноября, 2014 (Весь день)
1262
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/11/26/top68.ru-vospitat-v-dobrodeteli-delo-uma-i-voli-46528.jpg?itok=sve2vuCx

На базе муниципального центра духовно-нравственного воспитания «Восхождение», созданного во второй школе райцентра, в формате «круглого стола» прошёл районный семинар с классными руководителями, организованный МКУ «Информационно-методический центр». Предметом заинтересованного обсуждения педагогов, в котором принял участие и настоятель Иоанно-Богословского храма иерей Илия Щеголихин, благочинный Никифоровского округа, стала роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании молодёжи.   

— В современном обществе духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения уделяется повышенное внимание, причём, на самых разных уровнях. Не случайно и на состоявшемся в августе текущего года первом межрегиональном фо­руме работников образования «От сердца к сердцу», прошедшем в Тамбове с участием Святейшего Патри­арха Московского и всея Руси Кирилла, говорилось о роли педагога в процессе воспитания школьников, — сказала, предваряя разговор, методист информационно-методического центра Н.И. Лысова.
Не исключено, что в принятый недавно професси­о­наль­ный стандарт подготовки педагогов будут внесены по­правки, законодательно за­кре­пляющие роль учителя в воспитании ребёнка, о чём высказали пожелание участники форума.
В нашем крае осуществляется ряд региональных инициатив по развитию непрерывной системы духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения, которые явились результатом тесного взаимодействия светских и региональных организаций Тамбовщины. Подробно об этих инициативах участникам «круглого стола» рассказала руководитель муниципального центра «Восхождение» Г.А. Погребнёва. Одна из этих инициатив связана с апробацией кур­са «Основы религиозных культур и светской этики» (ОР­КСЭ), введённого в школах области весной 2010 года. В соответствии с российским за­конодательством преподавание предмета ведётся ис­клю­чительно на культурологическом уровне. На тот момент на Тамбовщине уже имелся положительный опыт обращения к традициям православной культуры. Так, в школе №2 и некоторых других образовательных учреждениях области, начиная с 2008 года, в пятых классах уже изучался курс «Духовное краеведение Там­бовщины».
Второе направление связано с опережающей подготовкой педагогических кадров. С этой целью в сентябре 2010 года по инициативе губернатора Олега Бетина и с благословения владыки Феодосия в Тамбовском педагогическом колледже было открыто отделение «Православная педагогика», на котором обучаются сегодня студенты не только Тамбовской, но и соседних с нею областей.
Не менее важным является также создание в городах и районах области 32 центров по духовно-нравственному вос­питанию и введение в об­ра­зовательных учреждениях новой должности заместителя директора по духовно-нравственному воспитанию школьников. Три года тому назад аналогичный центр с символичным названием «Восхож­дение», призванный выявлять и распространять опыт работы по данному направлению, от­крылся в нашем районе на базе второй школы.
— В 2013-2014 учебном году педагоги нашей школы продолжили реализацию пла­на экспериментальной работы по нескольким направлениям: организационно-педагогическому; информационно-просветительскому; взаимодействие с семьёй; осуществление духовно-нравственного просвещения в системе ос­новного общего и дополнительного образования, — отметила Г.А. Погреб­нёва.
Так, работа с семьёй здесь не ограничивается только педагогическим просвещением родителей. Как показывает практика, хороший ре­зультат даёт и совместная де­я­тель­ность — организация по­ходов и экскурсий по историческим местам; проведение массовых благотворительных ярмарок по продаже кулинарных изделий, в которых активно участвуют педагоги, школьники и родители. Собранные на ярмарках средства направляются в фонд строящегося в рабочем посёлке нового Иоанно-Богослов­ского храма.
Духовно-нравственному просвещению школьников в системе общего образования способствуют изучаемые деть­ми предметы и курсы духовной направленности. В 4-х классах это «Основы православной куль­туры», элективные курсы «Би­­­блейские уроки», «Худо­жест­венная куль­тура православия» в 5 и 6 классах. А также программы внеурочной деятельности «Ку­пелька» и «Наш храм» для учащихся 2 и 3 классов.
По мнению руководителя центра, раскрытию духовно-нравственного потенциала школьников способствует и система дополнительного об­разования. Свидетельство то­му — участие школьного коллектива в межрегиональном конкурсе программ духовно-нравственного воспитания «Вифлеемская звезда» и конкурсе «За нравственный по­двиг учителя», других региональных и всероссийских конкурсах, на которых школьники нередко становились призёрами и победителями.
Примером сплочённости семьи, школы, социальных и религиозных структур стали проведённый совместно с Мичуринским и Моршанским благочинием детский фестиваль «Святой Руси пасхальный звон», заслуживший вы­сокой оценки зрителей и го­стей, «Ярмарка русских традиций» и праздник семьи, посвящённый Дню памяти святых благоверных Петра и Февро­нии Муромских.
Говоря о региональных инициативах, Г.А. Погребнёва акцентировала внимание со­бравшихся на инициативе, возникшей в рамках диалога с Тамбовской епархией (ныне митрополией), направленной на активное включение родителей в систему духовно-нравственного просвещения. Одна из составляющих данной инициативы связана с развитием в образовательных учреждениях области модели общественно-активной школы, ко­торая предусматривает объединение де­тей и взрослых для решения совместных задач в рамках сотрудничества с социальными учреждениями, учреждени­ями культуры, органами местного самоуправления и другими структурами.
Упомянула выступавшая и о других важных инициативах, одна из них связана с лицензированием воскресных школ как учреждений дополнительного образования, другая пред­по­лагает реализацию за­дач социального служения Церкви в совместной с государственными структурами деятельности по решению проблем социального сиротства. А также рассказала о перспективах развития системы духовно-нравственного просвещения на основе светских и религиозных организаций.
Представительница Сабу­ро-Покровского филиала Л.В. Колесникова поделилась с коллегами своими наработками по развитию нравственных качеств у школьников.
Свою задачу по нравственному становлению личности воспитанников педагог видит в том, чтобы «помогать им продвигаться от элементарных навыков поведения к более вы­сокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решений и нравственный вы­бор». При этом основной упор делается на внеурочную деятельность, которая ведётся в шко­ле по нескольким направлениям: патриотическое, художественно-эстетическое, краеведческое, спортивно-оздоровительное.
Под руководством педагога, использующего в своей работе коммуникативные и исследовательские технологии, воспитанники участвуют в различных мероприятиях, ко­торые позволяют им познакомиться с традициями народной культуры, узнать историю местного Покровского храма и своего села. А также пообщаться с ветеранами Великой Отечест­венной и участниками локальных войн, поучаствовать в волонтёрском движении и других интересных делах.
Немало полезного, на наш взгляд, почерпнули для себя участники мероприятия из вы­ступления екатерининской коллеги В.Е. Сергеевой, которая рассказала о работе во­лон­тёрских отрядов. Яв­ляясь членами волонтёрского отряда «Данко», воспитанники фи­лиала вместе с педагогами принимают активное участие во всех акциях, проводимых в селе. Помимо это­го, в школе разработали три новых проекта: «Свет в ок­не», «Забота» и «Подари жизнь», в рамках которых школь­ники оказывают по­сильную по­мощь одиноким пожилым людям, ветеранам войны и труженикам тыла, ухаживают за обелисками погибшим воинам, обустраивают пришкольную тер­ри­торию и аллеи дендрологического пар­ка. В рамках проекта «По­дари жизнь», сотрудничая с фондом Чулпан Хама­товой, шко­ль­ники помогают больным детям.
На их счету — одна спасённая жизнь и благодарственное письмо Ч. Хаматовой. Участие подростков в подобных акциях, по мнению педагога, способствует формированию у них таких важнейших нравственных ка­честв, как милосердие, со­стра­дание, социальная активность, великодушие, взаимная ответственность.
Педагог первой школы райцентра Н.А. Медведева по­делилась своим опытом работы по стандарту нового поколения. Среди различных форм работы с детьми учитель широко использует тематические дискуссии, тренинги, беседы. Небезынте­рес­но бы­ло услышать ре­зультат социологического оп­роса, проведённого ею среди пятиклассников, согласно ко­торому 65 процентов детей считают, что духовно-нравственное воспитание является приоритетным в современном мире; 100 процентов отмечают, что в их классе проводятся мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, 94 процента уверены, что такие мероприятии необходимы.
Не оставило никого равнодушными и информация представительницы Яро­слав­­­ского филиала Т.Н. Боль­ша­ковой, подготовившей сооб­щение о духовно-нравственном воспитании в современной школе.
— В настоящее время модуль «Основы православной культуры» преподаётся один раз в неделю в четвёртых классах, поэтому говорить о существенной его роли в контексте среднего образования пока не приходится. Преподавание ОРКСЭ должно быть расширено на среднюю и старшую школу, — высказала свою точку зрения Татьяна Нико­лаевна.
Выступавшая затронула и другие важные аспекты. По мнению Т. Большаковой, пре­подаватель православной культуры сам должен быть верующим человеком, только тогда он сможет по­нятно и доступно рассказать о ней школьникам. Однако здесь су­ществует тонкая грань, которую не следует переходить. Речь идёт о прямой проповеди с элементами навязывания религии. За­да­ча педагога — дать воспитанникам нравст­венные ориентиры и научить думать, тогда они смогут самостоятельно оценить происходящее. Един­ст­венным же по-настоящему прочным критерием нравственности является евангельский подход, основываясь на котором следует отвечать на детские вопросы, давать оценку тем или иным событиям истории и современности. (К слову, об этом неоднократно предупреждал и Алексей Ильич Осипов, профессор Москов­ской православной духовной академии, отвечая на вопросы зрителей православного телеканала «Союз» — прим. автора).
Формированию у подростков мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций (это тоже одна из задач в преподавании «Основ право­слав­ной культуры») в немалой степени способствует и проводимая на Тамбовщине акция «Возрож­дение духовно-исторической памяти», которая направлена на восстановление культурно-исторической преемственности поколений через увековечение памяти об утраченных святынях. Педагоги, учащиеся ме­ст­­ной школы, специалисты сельсовета, работники культуры и другие жители Ярослав­ки приняли активное участие в поисково-исследовательской и творческой деятельности. Итогом проведённой со­вместной работы стал интересный материал, повествующий об истории церкви По­крова Пресвятой Богоро­дицы села Ярославка, установка на месте разрушенной святыни поклонного креста и обустройство силами учащихся прилегающей к нему территории.
В продолжение темы об интересном исследовании в рамках данной акции, проведённом школьниками и взрослыми по изучению истории храмовых сооружений в сёлах Бибиково и Александ­ровка, подробно рассказала Е.А. Фёдорова, учительница Вырубовского филиала.
Выступление методиста Дома детского творчества Т.Ю. Максимовой было по­священо реализации проекта «Духовное возрождение се­ла», разработанного в рамках межведомственного взаимодействия с целью оказания социально-педагогической поддержки детям группы со­циального риска в развитии их духовно-нравственных ка­честв.
Заслуживает внимания и опыт, накопленный за время классного руководства М.В. Скворцовой, педагога первой школы райцентра.
Примечательно, что все прозвучавшие сообщения, со­­провождавшиеся слайдовой презентацией, были яр­кими, наглядными и убедительными.
Своё мнение по озвученной проблеме высказал так­же иерей Илия Щеголихин. Кра­сной нитью в выступлениях священнослужителя и педагогов прошла мысль о том, что образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовности, воспитать духовно-нравственного гражданина можно лишь в тесном взаимодействии се­мьи и школы.

Автор: 
Людмила Юркова
Читайте также:
Наверх