Лента новостей
Статья18 октября 2011, 17:28

"Выстрел" - комедия без хэппи-энда

Наверное, никогда премьеру, открывающую новый театральный сезон, в Тамбове не ждали с такой заинтригованностью. Еще бы, ведь театр накануне открытия сотрясали далеко не самые приятные события — уход почти десятка ведущих актеров, очередное отсутствие главного режиссера, и, наконец, нашумевшее анонимное «открытое» письмо губернатору, взбудоражившее театральную общественность и околокультурный бомонд. Так что интрига была налицо: а сможет ли подорванный разногласиями и ослабленный уходом части сценических звезд коллектив выдать достойную премьеру? Тем более, что новый сезон юбилейный — в 225-й раз театр открывает свои двери, чтобы решить вечный вопрос «быть или не быть»…

Вообще-то изначально для открытия сезона была выбрана совсем другая пьеса — впервые тамбовский театр «замахнулся» на произведение самого Теннеси Уильямса. Но произошедшие события заставили в пожарном порядке премьерную задумку поменять. Примчавшийся из успешного Мичуринского театра режиссер Николай Елесин предложил пьесу графа Алексея Толстого «Кукушкины слезы», которую постановщик решил назвать более конкретно — «Выстрел». Очевидно, в символической надежде на успех. Конечно, насколько «выстрелит» спектакль, решать зрителям, но его создатели, несмотря на сжатые сроки, остававшиеся до премьеры, сделали для этого все возможное и невозможное.


Оказалось, что дело вовсе не в дорогих декорациях и грандиозно-эпохальном замысле. Вполне достаточно искренности и мастерства — вот и все.
На первый взгляд, в пьесе Толстого все просто — легкость водевиля и трогательность мелодрамы. Да и сюжет вроде тоже незамысловат. Обедневший интеллектуал неожиданно узнает о приезде из Парижа своей жены-актрисы, которая ушла от него десять лет назад, но которую он по-прежнему любит. И дабы не ударить в грязь лицом, пытается выдать чужой дом за свой, а на деньги богатого купца устроить пир с морем шампанского. Такой вот спектакль в спектакле. Но за все приходится платить — прелестная актриса оказывается тоже выброшенной за борт жизни и решает остаться в этом доме навсегда.


Впрочем, взаимный обман не разрушил дремавшие чувства, а наоборот их еще больше разбудил. Общая беда, как известно, соединяет. И все вроде должно закончиться хорошо, но…
Пьеса Толстого создавалась в начале прошлого века. Еще никто не знал, что уже завтра разразится мировая война, а за ней придет революция, окончательно разрушившая этот легкий устоявшийся мир. Со всеми его водевильными радостями, о которых останутся одни воспоминания, и проблемами, что покажутся детскими забавами на фоне всеобщей трагедии страны, когда люди будут угрожать друг другу револьвером совсем не из-за любовной страсти.


Так уж не везет России, что именно на начало века выпадают не лучшие времена. Что исчезает любовь, а человеческие чувства заменяет холодный расчет, превращающий людей в своих заложников. Вопреки и взамен их счастью…
И тогда звучит выстрел. Самый настоящий, когда уже нельзя ничего вернуть. Этот неожиданный финал даже не успевает шокировать. Он как бы удивляет зрителя, незаметно стирая водевильную улыбку, и оставляет наедине с выбором. Который каждый должен сделать для себя сам.
Этот внешне скромный спектакль, похоже, здорово зацепил самих актеров. И они сыграли его на одном дыхании, как прожили. Каждый себя. Валентина Попова воплотила вечную суть актрисы, которая «красиво вошла в чью-то грешную жизнь и красиво ушла из нее…» Алексей Дульский выразил всю честную незащищенность мятущейся души русского интеллигента. А Юрий Томилин был неподражаем в трагикомическом образе, казалось бы, второстепенного персонажа, что тем не менее и вершит судьбами в этой странной стране…


Зрители, такие разные, похоже, поняли все. И благодарили актеров и режиссера искренними аплодисментами. А они выразительнее и дороже любых высокопарных речей…

Автор:Виталий Полозов