Лента новостей
Статья26 января 2015, 16:49

Жизни душевные нити

Мария никогда не жаловалась на судьбу: как есть, так и есть, значит, другого не положено. Она радовалась каждому дню и во всем находила отдушину для смягчения сердца. Соседки жаловались:

- Ой, зима, сколько денег на отопление уходит, уж ничего лишнего не позволишь купить. А Мария мило улыбалась и как-то ненавязчиво, по-доброму возражала:

- А зачем лишнее? Необходимое есть - и довольно.

Старенькая избушка в сильные морозы не очень держала тепло, но Мария не мерзла. Каждое утро выходила на улицу и наводила порядок во дворе - благо снежку в январе подвалило на славу. Она даже придумала ему разные названия. Если легкий и почти невесомый, то пушок. А если тяжелый, укладистый, пропитанный влагой, - повеса. Пушок легко скользит по деревянному полотну лопаты и ложится в воздушный холмик. А вот повеса никак не хочет отставать от металла, налипает, словно приклеивается. Стучит Мария лопатой по дорожке, чтобы снег отстал, но не злится, приговаривает:

- Ты уж не снег, а снежище, ишь как пристал, словно прилипала. А сама улыбается и радуется всякой работе - она силу в человеке держит, делает его крепким и выносливым.

Инструмент у Марии в полном порядке: для пушка - легкая деревянная лопата с широким полотном, почти сразу всю дорожку захватывает. А вот для повесы - железная, покрепче, тут другой не справиться.

Зимой на улице много не нагуляешься, но и в доме у Марии полно дел: и уборка, и готовка, и любимые занятия. Частая сеточка морщин на лице выдает возраст, а вот сноровка, умение в каждое дело вложить душу, как у молодой. В доме какая-то прямо сверкающая чистота. Сияют граненые стаканчики через стеклянные дверцы шкафа. Шелковое покрывало голубой волной накрывает диван. На узорном ковре, лежащем на полу, ни одной соринки.

Хоть и живет Мария одна, а всегда у нее на столе исходит парком аппетитный суп, на плите скворчит жареная картошка. А в маленьких горшочках упаривается рассыпчатая каша. В ход идут и гречка, и пшено, и рис. И такой ароматный чай - век бы не заканчивалась чашка. Мария редко покупаает чай в магазине. В бумажных пакетиках, чтоб им легко дышалось, у нее хранились сушеные травы. Чего тут только нет: мята, душица, ромашка, листья малины, вишни, смородины. Все собрано своими руками, заботливо высушено, разложено на полочках в шкафу.

Поэтому все соседки любили вечерком заходить к Марии на чай. Он у нее особенный, душистый, что кажется и зимой в доме заблудилось лето. А к чаю у Марии всегда есть мед, варенье, конфеты-подушечки, Мария признает только такие. И, конечно же, пирожки. Их она выпекает по особому рецепту: тесто ставит на воде и дрожжах. Оно долго не черствеет. И, главное, в них много начинки - из капусты и картошки, из яблок и грибов. Вот и сегодня Мария ждала подруг. Это был вполне узаконенный и любимый ритуал ее жизни. Она никогда не считалась с затратами. Да ведь они совсем маленькие. А вот беседа становится теплее и бабушки словоохотливее. Каждая чем-то недовольна.

- Ворчание - плохая привычка, выдающая возраст, - говорит Мария. И улетучивается недовольство, и лучатся глаза, и разглаживаются морщинки. Вспоминается молодость, радостные события в жизни.

- Вот-вот, - направляет беседу Мария. Жизнь складывается из хорошего материала, а что гнилое - в сторону его, из сердца вон. И правда, загораются блеском глаза, румянец прихорашивает щеки, и слова текут журчащим ручейком. В доме становится весело, интересно, душевно. А потом начинается самое замечательное.

- А что же это мы, бабоньки, без дела сидим, - скажет Мария, - а ну за работу! Все достают очки, и начинается рукоделие. Соседка Анна вяжет пуховые варежки внуку. Настасья достает из пакета цветной шарф для внучки - работа близится к завершению. Валентина заканчивает ажурную круглую салфетку. А Мария вышивает гладью диковинные розы. Цветные нитки, пяльцы, куски полотна - вот стихия Марии. Сколько у нее в доме диковинных вещиц! Маленькие подушечки, украшенные вышивкой, блестят атласными нитями. Вышитые васильки, колокольчики стали картинами в рамочках и украшают стену над кроватью. Прямо мини-картинная галерея.

Синим крылом накрывает деревню глубокий вечер.

- Да, засиделись мы, бабоньки, - скажет кто-нибудь. Мария провожает подруг до калитки. И разноцветная нить душевных воспоминаний будет согревать ее сердце, в котором так много доброты и любви к людям.

Автор:Римма Самородова