Лента новостей
Статья12 октября 2015, 13:12

Пальто на гвоздь, халат на плечи

Как обстоят дела в сампурском животноводстве

На страницах «Трудовой славы» сегодня не часто появляются материалы с МТФ и СТФ. И виной тому отнюдь не наша забывчивость. Просто география товарного животноводства в районе заметно обеднела. Там, где раньше шумели стада, сегодня в лучшем случае буйствуют лебеда, репейник и крапива. А от некоторых ферм и вовсе остались лишь бренные развалины.

Впрочем, так ли всё мрачно на животноводческой кухне? Давайте попробуем разобраться…


Клуб для избранных… или упорных?

Будем говорить честно: дела у родной сестры растениеводства шли не столь блестяще ещё в бытность заката СССР. Тем не менее в XXI век район шагнул, практически полностью сохранив основательно обветшавшее и безнадёжно отставшее технически наследие советских времён.

Фермы совхозно-колхозного образца, будто листья в осеннюю пору, стали «облетать» с сампурского аграрного древа постепенно, в зависимости от степени слабины отдельно взятых хозяйств и настроя руководящей верхушки.

Не так в общем-то и давно, в 2009 году, животноводство в том или ином виде зиждилось в СХПК «Борец», имени Димитрова, «Новая жизнь», «Маяк Ленина», имени Калинина, «Искра», ОАО «Степное гнездо», «Сампурское», «Сатинское», «Серединовское».

В их корпусах в общей сложности обитало 2490 голов крупнорогатого скота, в том числе 920 коров, 8670 свиней, 622 овцы и 188,1 тысячи кур.

За шесть лет животноводческий «пелетон» покинули СХПК имени Калинина и исчезнувшие с производственной карты района СХПК «Новая жизнь» и ОАО «Сампурское». В ОАО «Серединовское» численность крс - 24 головы - находится на совсем уж декоративном уровне.

Наибольшие потери понёс свиноводческий отряд, в котором после вспышки АЧС не осталось ни одного коренного «бойца», в том числе таких крепких как ОАО «Сатинское» и СХПК «Борец».

Собственно говоря, этой дорогой сегодня шагает лишь шустрый новичок - ООО «Тамбовский бекон», чьи современные корпуса поднялись на сампурской земле, как грибы после дождя, сразу в нескольких местах.

Его мощностей хватило для того, чтобы увеличить у нас численность хрюшек более чем в 20(!) раз, доведя её до отметки в 183,3 тысячи голов.

В крупнорогатом секторе тенденция несколько иная. Там на замену выбывшим встали новые хозяйствующие единицы: ООО «Тамбов-молоко», ООО «Вымпел», КФХ Арутюняна, Сёминой, Евдокимовой и Васюкова.

Стоит отметить, что изменения в сампурской молочке произошли не только на уровне вывески. Подавляющее большинство из перечисленных хозяйств, а если точнее - ООО «Тамбов-молоко», ООО «Вымпел», КФХ Сёминой и Евдокимовой располагают современной производственной базой, которой соответствует и племенной состав дойного стада.

Как следствие, уровень надоев там, за исключением ООО «Вымпел», принявшего павловскую семейную ферму далеко не в лучших кондициях, заметно превосходит показатели «классических» МТФ.

За 9 месяцев текущего года в ООО «Тамбов-молоко» от каждой коровы в среднем получили по 6420 килограммов качественной продукции, в «семейках» Евдокимовой и Сёминой - соответственно по 4489 и 3993 килограммов.

Молочная река – денежный ручеёк

Если оборвать наш рассказ на весовом позитиве, у читателей может сложиться очень уж радужное впечатление о сегодняшнем дне сампурского молочного цеха. Увы, позитив заканчивается сразу же за воротами МТФ, как только речь заходит об экономике.

Именно она, жестокая, подрезает крылья нашим животноводам, словно костлявая с косой, выкашивает их некогда плотные ряды.

Главное отличие их от коллег растениеводов, как известно, заключается в круглогодичности производственного цикла, что неизбежно влечёт большие затраты. И эти затраты в идеале должны перекрываться доходами от реализации конечного продукта - мяса, молока и пр. Должны, но перекрываются ли?

В том же 2009 году, количественную статистику которого мы приводили выше, сампурские животноводы «надоили» в своих фермах 2,6 миллиона рублей прибыли. Со стороны взглянуть, вроде бы неплохо, но… при более пристальном изучении оказывается, что в плюс уровень рентабельности районного животноводства вывели 14,3 миллиона рублей прибыли, полученной ОАО «Степное гнездо». Прочие же МТФ и СТФ, за исключением ОАО «Сатинское» (прибыль 2,6 млн. руб.) сработали с убытком от 3,7 миллиона рублей в СХПК имени Калинина до 0,6 миллиона в СХПК «Искра».

А ещё через год не спасли от фиаско и «степновские» доходы. 2010-й сампурские животноводы закончили с минусовым сальдо в 4,6 миллиона рублей.

За прошедшую пятилетку ситуация не просто не улучшилась, а усугубилась. Рост тарифов, удорожание кормовых добавок - словом удорожание производственной жизни, увы, привело к увеличению убытков.

2014-й наши животноводы закрыли с консолидированными финансовыми потерями, выражающимися суммой 20,8 миллиона рублей и соответствующим уровнем рентабельности минус 12,7 процента, исправить который на плюс не помогли даже государственные субсидии, с учётом которых уровень рентабельности или, точнее, нерентабельности скорректировался на 1,5 пункта и окончательно замер на отметке минус 11,2 процента.

В плюс смогли выйти (ООО «Тамбов-молоко» данные о своём финансовом положении не представляло) лишь ОАО «Степное гнездо» (3,3 миллиона рублей прибыли) и ООО «Вымпел» (0,3 миллиона рублей).

Более всего претерпели от перекосов рынка упорный СХПК «Борец», констатировавший 8 миллионов рублей убытка, и СХПК «Маяк Ленина» (5 миллионов рублей).

Неся потери, руководители хозяйств не спешат отрубить животноводческое крыло, которое вроде бы и мешает «полёту», но при этом выполняет очень важную социальную функцию, обеспечивая дефицитной на селе работой десятки людей.

Но надолго ли ещё аграриям хватит нашей по-российски крепкой, но не бесконечной терпелки? Ведь и растениеводство сейчас, всё более испытывая пресс диспаритета цен, не может похвастаться рекордами рентабельности.

Ситуацию в животноводстве усугубляют не только низкие, не обеспечивающие доходность закупочные цены, но и, мягко говоря, своеобразные отношения с переработчиками.

Как стало известно «Трудовой славе», задолженность за поставленное сампурскими хозяйствами ИП Мананникову молоко на начало октября составляла 9(!) миллионов рублей. Одному только «Борцу» партнёр задолжал 3 миллиона, СХПК «Искра» - 1,5 миллиона, а КФХ Евдокимовой и Сёминой в совокупности ещё 3 миллиона рублей.

Трудности с реализацией испытывают и в КФХ Арутюняна, мясной проект которого по сути наступил на такие же грабли.

Вот уж действительно, куда ни кинь - всюду клин. И податься бедному крестьянину, как крылато выразился герой гениального Бориса Чиркова, некуда. Не хочется об этом думать, но любому терпению когда-то приходит конец. Если, конечно, не откладывая в долгий ящик, не наладить барахлящий механизм на истинно рабочий лад и ритм.

Мнение специалиста

Николай ЕВДОКИМОВ, председатель СХПК «Маяк Ленина»:

- Ситуация в районном молочном животноводстве, мягко говоря, желает лучшего. И виной тому не только и не столько миллионные долги переработки, хотя и они добавляют масла в огонь, в котором могут «догореть» последние сампурские МТФ.

Ненормальна сама схема производственных отношений, оставляющая аграриев в убытке. Смотрите сами… Закупочная цена на молоко практически не меняется уже два года и сейчас, в октябре, составляет всего 17,5 рубля за килограмм. Больше не дают, хотя, по расчётам наших экономистов, повышение закупочной планки до 25 рублей позволит заметно изменить ситуацию.

Крупные «игроки», в частности компания DANON, платят больше, но они готовы работать с большими объёмами, которых у нас нет.

Государственные субсидии в сегодняшнем их виде - 1,31 рубля за килограмм - существенно повлиять на экономику хозяйств не могут.

Впрочем, нам нужны не столько субсидии, сколько наведение порядка на молочном рынке, где сейчас правит бал дешёвое, потому как ненатуральное, сухое молоко.

Если решить эту проблему, сбалансируются в пользу производителей и закупочные цены. Пока же всё идёт к тому, что район может не отстоять последний животноводческий оплот. Экономика навесит амбарные замки и на новые, и на старые фермы.

Автор:Владимир Поветкин