Лента новостей
Статья30 июня 2015, 10:04

Александр ФЕТИСОВ: «Земля не любит лентяев»

Хозяйство Александра Фетисова относится к числу фермерских первопроходцев, сумевших за два с «хвостиком» десятка лет не просто устоять под напором шквальных рыночных ветров, а заметно увеличить как площадь обрабатываемой земли, так и культуру земледелия.

С каждого гектара там снимают урожай, вполне сравнимый с итогами трудов лучших сампурских и не только сампурских коллективов. Глядя на ровное и плотное, без сорных растений «море» посевов, трудно представить, что когда-то отцу Александра Владимиру Григорьевичу - вчерашнему рабочему «Степного гнезда» и новоявленному фермеру, нарезали из земельного фонда такие чёрствые и отдалённые «горбушки», на которых если что и росло в изобилии, так только пырей, осот и повитель…

150 и «семьдесят пятый»

Начиная с 90-х годов минувшего века, обычно тихое, погруженное в свои крестьянские заботы село забурлило, обсуждая неслыханную новость: на коллективных сампурских чернозёмах вновь появились «кулаки» - единоличники.

Перцу в эту историю, приведшую к расколу доселе монолитного и казавшегося нерушимым колхозно-совхозного уклада аграрной жизни, добавило заморское название тех, кто решил уйти от беспросветной уравниловки.

Фермеры… Для многих «измученных нарзаном» марксистско-ленинской идеологии селян само это слово уже вызывало антипатию. Народы лежащего в руинах СССР ещё не привыкли к культу денег и косо поглядывали на отщепенцев, возомнивших себя купцами Морозовыми. А кто-то, чего скрывать, просто завидовал первым фермерским доходам, показавшимся огромными на фоне нищих колхозных зарплат.

Впрочем, Фетисовым в Периксе вряд ли кто завидовал. Скорее, недоумевали, жалели, а кто-то просто смеялся в глаза, иронизируя по поводу чудо-техники, отошедшей фермерам в счёт имущественного пая, и которую пришлось основательно ремонтировать, прежде чем перегнать на свои столь же «чудесные» поля, расположенные на самых задворках периксинской аграрной «империи».

Да, именно так зарождалось фермерство в районе. По самым никчёмным наделам ходили, периодически простаивая из-за поломок, пенсионного возраста гусеничные ДТ-75, сменяемые в страду столь же древними «Нивами» и «Колосами».

Могли ли они конкурировать по уровню агротехники и мощи машинно-тракторного парка с колхозами и совхозами, хотя и переодевшимися постепенно в кооперативно-акционерные одежды, но сохранившие как свою коллективную суть, так и техническую мощь?

В первые годы, конечно же, - нет, хотя состояние коллективного сектора было далеко не идеальным и отнюдь не однородным. Отказ от плановой системы, ранее гарантировавшей селу не золотое, но вполне себе сносное существование, привёл к хаосу рынка, первыми «прелестями» которого стали для аграриев задравшие нос цены на технику, запчасти и пр., а также появление прослойки перекупщиков - людей, на земле не работавших, но в итоге снимавших с неё хорошие «сливки».

Фетисовы нырнули в этот бурливый и мутный поток в 1992 году, поимев от страны Советов 150 чернозёмных гектаров, «семьдесят пятый» и минимальный посевной и поч-вообрабатывающий набор.

Затем за 10 миллионов руб-лей (тогда, если помните, месячная зарплата могла исчисляться миллионами) приобрели в «Периксинском» колёсный МТЗ 1981 года выпуска, осилили «Ниву» и… рванули вперед, к светлому фермерскому будущему.

Рано вставать и поздно ложиться

В первые, волнующие неизвестностью и неизбежно заполошные, годы Александр, хотя уже учился на зоофаке Мичуринского плодоовощного института имени И.В. Мичурина, практически в одиночку с братом Олегом вытягивал на себе сезон за сезоном.

Постепенно лоскутное «государство» Фетисовых стало раздаваться вширь. Площадь пашни увеличилась до 280, а ещё через год – до 360 гектаров. Забегая вперёд, скажем, что продолжило КФХ расти и в дальнейшем – до нынешних 740 гектаров.

Способствовали такому, присущему далеко не всем сампурским фермерам, географическому преумножению несколько факторов.

Во-первых, с самого начала, ещё тогда, когда работали в тандеме с компаньонами, коллегиально решили выдавать за пользование паевой землёй селянам по две тонны зерна, что значительно превышало существовавшие «расценки». И свято соблюдают заведённое правило до сих пор.

Во-вторых, и это, пожалуй, самое ключевое, Фетисовы не ленились рано вставать и поздно ложиться, не считая при этом зазорным учиться аграрному делу - делу, вопреки мнению непосвящённых, сложному - у успешных соседей.

А с соседями Фетисовым повезло: только успевай смотреть, запоминать и перенимать. Ну как тут плохо работать, если с одной стороны видишь «ковровые» поля ОАО «Сатинское», а с другой - лидера сампурского земледелия ОАО «Степное гнездо»?!

Формула производственного и экономического успеха, на первый взгляд, несложная, но воплотить её в жизнь смогли далеко не все. Кого-то губило наше русское «авось», кого-то – «и так сойдёт», а кто-то, как это ни пафосно звучит, не смог подружиться с землёй, стать с ней на «ты».

О многом говорит принцип формирования расходов КФХ Фетисова, первым пунктом которого всегда значится обеспечение производственного цикла, то есть затраты на удобрения, пестициды, ГСМ, семена и пр. И уж потом - может быть! - появится реестр всевозможных «хотелок» технического и имущественного плана.

Время показало, что принявший хозяйство из рук отца на рубеже тысячелетий Александр оказался прилежным учеником. По мере первых урожайных (и экономических) побед смех односельчан затих, а база стала прирастать техникой.

Верный принципам, первую покупку в качестве главы КФХ Александр Фетисов позволил лишь в 2003 году. Тогда хозяйство приросло купленным за наличные 430 тысяч рублей трактором ДТ-75.

Затем последовали МТЗ-82 с полным агрегатом сеялок и пришедшийся ко двору колесный ХТЗ-17221.

И пошло-поехало… 2006 год – выкупленная под складские помещения мехмастерская СХПК «Периксинский». 2007-й – там же приобретённая «Нива». Через два года настал черёд автопарка, новоселье в котором справил, потеснив старые КамАЗ и ГАЗ-53, новый КамАЗ с прицепом. Вместе с ним в «акваторию» новой базы вошёл современный культиватор.

Это заметно даже невооружённым взглядом: по мере совершенствования работы с землёй более регулярными и «тяжёлыми» финансово становятся его покупки.

Пять лет назад Фетисов совершил назревавшую революцию - с привлечением кредитных ресурсов осилил современный мощный зерноуборочный комбайн ACROS-530, а ещё спустя два сезона ему в пару - резвый VECTOR-410.

Помимо них за прошедшую пятилетку парк техники КФХ пополнился новым колёсным МТЗ-952, опрыскивателем ОП-2500, бэушными К-700, ЗиЛом и плугом, новенькой пружинной бороной «Кактус», а также - уже в текущем году - трактором МТЗ-1221, дискатором и итальянской сеялкой фирмы GASPARDO.

В ближайших летних перспективных планах фермера Фетисова значится строительство зерносклада площадью 300 квадратных метров, но… было бы в корне неправильно заканчивать рассказ о хозяйстве банальным перечнем технических «вершков».

Субсидии – на два колеса

Многие, если не большинство, из перечисленных покупок не состоялись бы, не подними Александр Фетисов агрокультуру своих плохеньких, точнее, когда-то плохеньких полей на несколько порядков.

Мы посмотрели почти все из них, и по мере мелькания сменявших друг друга пшенично-ячменно-подсолнечных пейзажей в голове созрело: «Да, этому человеку было что показать в ходе не состоявшейся фермерской части смотра культуры полей!»

Увеличение возделываемой площади до более чем 700 гектаров позволило хозяйству, скажем так, гармонизировать севооборот, а рост валового сбора (и выручки), в свою очередь, - насытить его удобрениями и средствами защиты растений.

Применение современных препаратов - Фетисов принципиально практически не пользуется дженериками - позволяет «прогонять» сорняки, болезни и насекомых, а удобрения, в том числе с модной приставкой «микро», добавляют посевам энергии роста, что вкупе со своевременно выпавшими в этом году осадками гарантирует (постучим по дереву) полновесный урожай.

Ту же озимую пшеницу, из 200 гектаров которой лишь 90 были посеяны по чистому пару и гороху, удалось спасти после тяжёлой, как выразился Александр, на троечку с минусом, зимовки благодаря весенней подкормке простой и сложной «минералкой» и двум химобработкам полного цикла с добавлением карбамида и микроудобрений.

Непросто далось и взращивание на удивление ровного и плотного «ковра» яровой пшеницы, которую не очень жалуют сампурские аграрии за капризный нрав.

Фетисов, закупив семена сорта «Тулунская» в ОАО «Сатинское», отвёл под неё поле площадью 120 гектаров. Причём поле, вошедшее в его севооборот недавно, ранее находившееся, мягко говоря, в небрежении.

Здесь пришлось попотеть и в прямом, и в переносном смыслах слова. Уже четыре волны обработок провёл фермер и на очереди пятая – повторная от жука-кузьки. В трёх из них вносились не только пестициды, но и удобрения, а в одном случае, рискуя, пришлось работать гербицидом «Пума-100» против злаковых сорняков на злаковой же культуре. Удар препарата тогда смягчили внесение гумата.

Достались удобрения и посевам ячменя, а всего КФХ Фетисова в 2015 году закупило более 41 тонны «минералки», ставшей одним из важных кирпичиков урожайного успеха этого коллектива.

Да, вы не ослышались, именно коллектива, так как помимо себя Александр Фетисов обеспечивает работой и зарплатой ещё трёх человек - три семьи. Однако барином, как можно было предположить, не стал и по сей день сам выводит технику в поле, привычно совмещая страдную работу с менеджментом, маркетингом и прочими атрибутами современного агробизнеса, где мало вырастить хороший урожай - его ещё надо и хорошо продать.

Впрочем, одно и, на наш взгляд, значимое изменение мы в Фетисове разглядели: он стал более социально ответственен и по-житейски мудр. И причина тому не только в депутатском статусе - депутатом районного Совета Александр стал в 2013 году. «Вынырнув» из бурлящих девяностых, он сумел сохранить в себе человека, способного видеть вокруг не только деньги, но и людей с их бедами, проблемами и недостатками. Самым ярким примером тому может служить хотя бы финансовая поддержка Михайло-Архангельского храма посёлка Сатинка в пору его строительства.

При этом Александр Владимирович не склонен обходить острые углы и предпочитает называть вещи своими именами. В частности, фермерство на маленьких клочках считает мучением для людей и земли.

- В идеале для нормального развития, - утверждает Фетисов, - нужно иметь в севообороте не менее тысячи гектаров угодий. Иначе, в лучшем случае, может получиться как в анекдоте: и на «феррари» накопил, и на путёвку на Мальдивы, а глядь - тебе уже 80 лет!

Не умаляя потенциал российских аграриев, к растиражированным лозунгам в духе советских «Догоним и перегоним Америку!» относится со здоровым скептицизмом: слишком ещё велика пропасть между тем, «как у них», и «как у нас».

- Я в рамках государственной поддержки в этом году получил субсидий на 90 тысяч рублей, - аргументирует Фетисов. - Много это или мало для крестьянина? Для наглядности приведу всего один пример: мы тут недавно «переобули» наш ХТЗ, так каждое из четырёх колёс обошлось в 52 тысячи рублей. А за «горючку» на сезон выложили более одного миллиона!..

Впрочем, Александр не из тех людей, которые постоянно что-то просят, давят на слезу. Говорит, не надо нам помогать - только не мешайте.

«Не мешайте» в его понимании - это приведите в порядок ценовую политику, а растить хорошие урожаи у нас есть кому.

На вопрос: «Не хотите ли попробовать «на зуб» животноводство?», категорично мотает головой: «При существующей нагрузке на коллектив животноводство образца прошлого века - не вариант, а строительство современных объектов требует очень больших денег при, мягко говоря, шаткой рентабельности и возможных сбытовых проблемах. Преодолеть их фермеру, в отличие от крупных компаний, в одиночку очень сложно.

По-настоящему массовой, популярной в фермерской среде животноводческую идею может сделать лишь очень серьёзная, планомерная поддержка государства. Тогда и отпадёт сама собой нужда завозить молоко и мясо из-за границы, а семейные фермы типа верхоценских перестанут быть «рождаемыми» в муках диковинками.

Автор:Владимир Поветкин