Лента новостей
Статья10 сентября 2014, 12:28

Главный бастион

— Когда будете ехать к нам, то по правую сторону от дороги увидите площадку, где будет располагаться семейная молочно-товарная ферма, — объяснял мне глава Ленинского сельсовета Владислав Иванович Лёвин. — раньше там была колхозная ферма…
Диалог наш состоялся по телефону накануне выезда на традиционное ежегодное собрание граждан села Ленинское для рассмотрения отчёта сельской администрации о своей работе, с участием заместителя начальника отдела сельского хозяйства администрации района Владимира Борисовича Худякова, которому предстояло ознакомить сельчан с мерами государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе.


Корова — категория нравственная

Сегодня в Ленинском только те, кто постарше, вспоминают времена, когда в хозяйстве был крупный рогатый скот. В коровниках размещалось 360 фуражных коров, на овцеферме более 1000 голов овец. Вы скажете — опять она о коровах! Ну и еще о козах, овцах, кроликах и прочей домашней живности… Вы скажете, что есть темы и поинтересней. Возможно. Но только вряд ли они важнее, чем эта. Не спорьте, ведь речь идет о безопасности. Поэтому и название статьи практически военное. И пусть эта безопасность продовольственная, но она является частью национальной безопасности страны.

Я не хотела утяжелять сюжет такими серьезными и громкими понятиями, но от фактов никуда не денешься — около 70 процентов предметов потребления производится из продукции сельского хозяйства. Поэтому от эффективности этой отрасли напрямую зависит наш с вами жизненный уровень, наша безопасность.

…Во времена моего детства в деревне корова была в каждом дворе. Допускалось лишь, когда немощные старики, инвалиды или вдовы держали одну корову на два двора. Помню, мы должны были переехать. Все бы ничего, да вот корову так и не смогли продать. Наша Белянка была огромной, сена ей запасать приходилось много, а вот молока она давала мало. И хоть оно было очень жирным, с каждого горшка мама больше половины снимала сливок, но количество молока имело значение. Поэтому нашей Белянке предстояла дорога на бойню.

Деревенские дети особенные. Мы понимали, что собаку, покусавшую кого-то, застрелят, что участь кота, посягнувшего на соседских цыплят, предопределена, а корова, которую никто не купит, отправится на бойню. Поэтому мы, притихшие, молча наблюдали за приготовлениями — вожжи, доски, по которым её будут тянуть на машину...

…Она не заходила на варок, когда дома не было мамы, поэтому мы обычно, взгромоздившись на забор, держали ее за огромные рога, пока поздно вечером не придут с работы родители. А она стояла терпеливо по другую сторону, не опуская вниз головы, словно понимала, что может нас стряхнуть с высокого забора и покалечить. А вечером мы слушали музыку молочных струй. Вместе с нами её слушали два наших жирных кота, которые, распластавшись на земле около своих мисок, терпеливо ждали, когда мама будет проходить мимо с подойником.

И вот её увозили на бойню. Мы понимали, что по-другому нельзя, но в то же время чувствовали, что сейчас что-то рушится в нашей жизни. Что-то очень важное. Что-то очень надёжное. Мы не могли это выразить словами, мы просто чувствовали. Молчание нарушила маленькая Люська.
— Смотрите, она плачет, — закричала она, — плачет!
Действительно, из больших влажных коровьих глаз одна за другой катились слёзы. Первым не выдержал старший брат, десятилетний Вовка, он схватил палку, стал около коровы, размахивал палкой и кричал, глотая слёзы:
— Не подходите! Всё равно я её не отдам!
Вслед за братом и мы, размазывая слёзы по лицу, кричали:
— Не отдадим!
— Выбирайте, или вы будете жить в тёплом городе, купаться в море, кататься на теплоходах, — сказал нам отец, — или вы выбираете корову.
Мы выбрали корову.

Назад в будущее

Из окна машины я увидела это место, которое определено под строительство семейной молочно-товарной фермы, где, возможно, уже этим летом начнут строить коровник для 100 или больше фуражных коров. Большая площадка, красивые места, рядом лес, где-то недалеко протекает Ворона… В своё время располагавшаяся здесь ферма прекратила свое существование как убыточная. Память о ней похоронена под этими развалинами, что виднеются за окном.

Сегодня без развития малых форм хозяйствования на селе дальнейшее развитие животноводства невозможно. Это наш главный бастион, который нужно укреплять и поддерживать. Поэтому основной упор делается на крестьянско-фермерские и личные хозяйства. Развитие села в таком ключе принесёт реальные экономические плоды. Так считают и в областной администрации, и в районной, да и глава сельского поселения Владислав Иванович Лёвин того же мнения.
— Для того, чтобы животноводство на селе развивалось, — говорит он, — нужно создавать условия, при которых село будет инвестиционно привлекательным. Если говорить о нашем селе, то земля, люди у нас есть. Значит, есть и фундамент для развития. А дороги мы и дальше будем строить, реконструировать и прокладывать системы водоснабжения.
На собрание пришло много жителей села. Ещё больше, чем взрослых, было ребятишек в зале. Это уже радует, значит, у села есть будущее.

Лишний раз убедилась в том, что сельские дети особенные. Они совестливые, дисциплинированные, послушные. Меня поразило то, что они, молча, не шелохнувшись, слушали и отчёт главы, и доклад по африканской чуме, и рассказ о субсидиях и льготном кредитовании. Только самые малюсенькие бесшумно топали ножками по залу, подходили к сцене, садились на ступенечки.

До начала собрания мне удалось познакомиться с некоторыми жителями села, побеседовать с ними. Тема опять же сводилась к подсобному хозяйству. Познакомилась с супругами Неучевыми Виктором Дмитриевичем и Зинаидой Алексеевной. Они корову держат в своём подсобном хозяйстве всю жизнь. Труд для них так же привычен и естественен, как вода в реке, чистый воздух родных просторов.

Татьяна Николаевна Якимова и Ольга Степановна Голдобина — соседки, проживают на улице Молодёжной. Трое сыновей Татьяны Николаевны выросли, младший Женя окончил Московский вуз — МАДИ и сейчас служит в армии. Старший сын офицер. Средний получил аграрное образование, трудится в Липецкой области.
Ольга Степановна пришла на собрание, а заодно и порадоваться на своих внучек, Настеньку и Катюшку, которые будут выступать на сельской сцене в составе детского ансамбля песни и пляски.

Дети их выросли, но вот подсобным хозяйством обе женщины продолжают заниматься. Коров уже не держат, но без молока не остаются, потому что выращивают молочных коз. И овец. Ну, без кур, конечно, ни в одном хозяйстве не обходятся. А у Якимовых ещё и кролики. Они признаются, что хозяйство держат главным образом для своих нужд.

В. Б. Худяков рассказал о грантах, субсидиях, льготных кредитах для малых форм хозяйствования на селе. Он сказал, что любой желающий заниматься бизнесом в животноводстве может обратиться в отдел сельского хозяйства администрации района, где ему окажут консультативную помощь, а также помогут оформить все необходимые документы на получение субсидий, составить бизнес-планы.

Сегодня в селах Ленинского сельсовета в ЛПХ содержатся 132 головы КРС, из которых 72 фуражные коровы, в том числе в селе Ленинском 39 коров, 30 голов овец, 59 дойных коз, две лошади, кроликов 238, птицы 1630 голов, 150 пчелосемей. Эти сведения мне сообщил Владислав Иванович.

Мы с ним беседовали после собрания на тему развития ЛПХ и КФХ на территории сельсовета. В декабре и в феврале он провёл заседания по этим вопросам. Человек с громадным опытом, у него есть понимание, как надо развивать сельскую территорию, чтобы люди продолжали здесь жить, чтобы могли разводить скот в своих подсобных хозяйствах. Есть в Ленинском люди, которые готовы брать сенокосы в аренду, с помощью имеющейся у них техники заготавливать и тюковать корма, реализовывать их сельчанам по доступной цене. В ряде сел района по такому пути и идут люди, даже имея возможность самим заготавливать сено, предпочитают брать готовое тюкованное.

Я спросила нескольких молодых женщин, есть ли у них подсобное хозяйство, и услышала в ответ: "А зачем?". Недавно на селекторном совещании первый заместитель главы администрации области Александр Дубовик говорил о том, что необходимо восстанавливать крестьянский уклад. Сельскими людьми утрачиваются традиции занятия подсобным хозяйством, и необходима психологическая переориентация сознания сельского населения, что не менее важно, как и предоставление субсидий.

Верится, что Ленинское уверенно станет на ноги, превратившись в стабильно развивающийся населённый пункт. Ведь здесь живут замечательные трудолюбивые люди. Хочется, чтобы этих чудесных сельских ребятишек утро встречало блеянием овец и коз, выгоняемых в стадо, а по вечерам они могли слушать музыку молочных струй. Несмотря на трудности, перспективы развития животноводства в Ленинском сохраняются, а это означает, что село будет жить и развиваться, а у молодёжи появится надежда обустроить свою жизнь, не уезжая из родного дома.

Тамара ПОПОВА.
Фото автора.

Автор:Тамара ПОПОВА