Лента новостей
Статья10 сентября 2014, 14:45

Кормильцы

Крестьянско-фермерское хозяйство "Белые соты" со Второй Иноковки, которым руководит Наталья Тимофеевна Бендюг, было создано в 1991 году, одним из первых в районе. Тогда было организовано 168 КФХ. Большинство давно прекратили своё существование. "Белые соты" — одно из немногих крестьянских хозяйств, которое выжило. К 40 гектарам, выделенным из районного фонда перераспределения земель, прибавились ещё паевые земли, и теперь пахотные угодья этого КФХ занимают 700 гектаров.

Родовое гнездо

Мы хотели спросить, как проехать к крестьянско-фермерскому хозяйству "Белые соты", но номера у машины, вырулившей с поворота на центральную улицу села, были из другого региона. Откуда знать чужим… Как оказалось, напрасно не спросили, потому что это предприниматели из Орловской области приезжали договариваться заранее о закупках у наших фермеров картофеля. Ценится, оказывается, картошечка, выращенная на полях "Белых сот", добрая слава о ней уже далеко за пределами нашей области. Начнётся уборка, и заторопятся, загромыхают “КамАЗы” с прицепами с иногородними номерами по сельским дорогам за продукцией иноковских фермеров.

В прошлом году затяжные дожди осенью осложнили уборку картофеля, поэтому приехавшим из других областей за продукцией, приходилось ждать неделями. Наталья Тимофеевна, конечно, не оставила иногородних покупателей без ночлега и еды. Особенно налегали приезжие на вкусную разваристую картошечку и аппетитное домашнее сало. В общем, запасов сала всё-таки хватило до отгрузки автомашин... А вообще-то за картошкой этого фермерского хозяйства всегда выстраивается очередь. У перекупщиков есть ведь свои покупатели, которые заказывают именно картошку, выращенную в "Белых сотах". А кто как не потребитель делает настоящую оценку выращенной с любовью и заботой продукции!

Отыскать хозяйство Натальи Тимофеевны в принципе было нетрудно. За селом, в живописном месте, в окружении белых берёз, развесистых вязов и полей проглянули строения, ангары, сельскохозяйственная техника. Когда-то начинающие фермеры супруги Бендюг приобрели заброшенное здание полевого стана без окон и дверей, разваливающееся. И вот на этих руинах и стали обустраивать своё крестьянское хозяйство, своё родовое поместье. Здесь решили и жить, чтобы всё на глазах: и техника, и поля. Пришли сюда с коровой и телёнком, с пасекой. И вот уже более двадцати лет они здесь хозяйствуют.

После школы Наталья Тимофеевна выучилась на бухгалтера, затем окончила сельскохозяйственный техникум. Жили и работали с мужем в Кирсанове. Муж — в "Транссельхозтехнике", получили квартиру, родили сына и дочку. Но, тем не менее, они не городские жители, которые решили попытать счастья в селе, в надежде на какое-то моментальное обогащение. Когда началось фермерское движение в стране, они успели вернуться в село, в дом, где когда-то жили покойные родители Натальи Тимофеевны. Стали заниматься личным подсобным хозяйством — разводили свиней, имели по две коровы, пасека разрослась до 30 ульёв. Ну и выращивать картофель на продажу они пробовали ещё до того, как стали фермерами. Сажали ранние сорта и возили его в Волгоград на легковой машине с прицепом.

В общем, не понаслышке знали, что такое труд в сельском хозяйстве, сколько сил и жизненной энергии придётся вкладывать.

Всё дело в крестьянских корнях

Мы сидим с Натальей Тимофеевной в просторной кухне большого фермерского дома. На мой вопрос, почему всё-таки стала возделывать землю, несмотря на то, что знала, какой это тяжкий труд, и не бросила всё, как другие, отвечает, что скорее всего дело в её крестьянских корнях.
История её семьи очень богатая. Дед Василий Иванович Михалёв был из зажиточных крестьян, у него в селе был двухэтажный дом, огромный земельный надел, конюшни с лошадьми, крепкий двор, полный скотины, а также молотилки, просорушки, косилки и пр. — всё, что необходимо для ведения большого крестьянского хозяйства. У деда была одна дочь и шестеро сыновей, в том числе и отец Натальи Тимофеевны.
Каждую весну они пригоняли из-под Астрахани большое стадо молодых барашков, растили, откармливали, затем зимой резали, а мясо отправляли в Петербург. В огородах был оборудован своего рода салотопенный заводик, где вытапливалось баранье и говяжье сало, которое тоже отправлялось в столичные города. Ну а шкуры животных — на кожевенные заводы. Вот такие были предприимчивые предки. Дед имел средства, чтобы учить сыновей. Тимофей Васильевич был отправлен в Петербургское юнкерское училище. И только на последних курсах обучение было прервано — началась революция.
Деда раскулачили. Лошадей, быков, коров, овец, технику, двухэтажный дом — всё забрали. От ссылки его спас преклонный возраст, а двое его младших братьев, тоже зажиточных крестьян, Поликарп и Матвей были сосланы в Сибирь. Дом был крепок, чтобы развалить его пришлось немало попотеть. Нынче сохранился очень больших размеров подвал, что был под домом. Там до сих пор стоят огромные столбы. Оказывается, в подвале дед держал быков. После молодёжь долго исследовала здесь всё с металлоискателями — вдруг где-то закопал деньги. Но дед всё вкладывал в хозяйство, так что поиски сокровищ ни к чему не привели.

Сына — в фермеры

Начинались "Белые соты" с 40 гектаров земли, потом взяли паевые земли. Посеяли озимые. Осенью поля порадовали богатым урожаем — озимый клин дал по 60 центнеров с гектара. Стали заниматься разведением свиней, ведь фуражное зерно нужно использовать. Было до 100 голов свиней. Поставляли также на рынки и мёд, пасека насчитывала 30 ульёв. Почему такое название — "Белые соты"? Наталья Тимофеевна говорит, что когда пчёлы наполняют медом соты, они их начинают "белить". В общем, как только соты становятся белыми, то это значит, что работа у пчёл завершена — пора качать мёд. Вот отсюда и придумала она красивое название для своего хозяйства.

... Время тает, как облака на летнем небе. Вот уже и дети выросли. Старший сын Андрей закончил "Тимирязевку" — престижное высшее сельскохозяйственное учебное заведение. Получил диплом агронома. Сейчас у него своё фермерское хозяйство — 80 гектаров земли, хотя и делают они всё вместе. Купил здание колхозной мастерской, обустроился, жильё у него в селе. Недавно окрестили в церкви маленького сына, которого назвали в честь деда Тимофеем. Продолжатель рода.

У сына в планах заниматься разведением для откорма КРС, тоже занимается и выращиванием картофеля. В планах — приобрести картофелеуборочный комбайн. Всё в фермерских хозяйствах родителей и сына есть для выращивания этой культуры. Кроме комбайна. Так что приходится управляться с помощью картофелекопалки, а затем уже выкопанный и лежащий на поверхности поля картофель нанимают собирать сельчан, ребят из Ковыльской школы. В общем, сейчас здесь выращивают картофель на 30 гектарах, а в планах довести до 50 гектаров. И в этом году построят также овощехранилище на тысячу тонн. Пока только есть старый подвал.
В хозяйстве сейчас два наёмных механизатора из другого района. Озимых нет, из-за дождей не смогли посеять, ячмень ещё не подошёл. Готовят пары. В хозяйстве нет возможности применять удобрения, поэтому и оставляют пары. В этом году под ними 250 гектаров. По отдохнувшему полю посеют озимые. В общем, опробованный веками здравый смысл русского крестьянина, выбор в пользу простоты, надёжности и безвредности для окружающей среды. Подсолнечник посеяли на 200 гектарах.

А дочери дали "вольную"…

Трудно даже себе представить, что худенькая, небольшого роста девочка управляет трактором. В свои неполных тридцать лет дочка Натальи Тимофеевны Оля имеет девятилетнего сына, закончила Московский заочный юридический институт, десять лет она водит автомобиль и с прочей техникой управляется запросто. Но вот несколько месяцев назад она получила "вольную". Сняла квартиру в Тамбове для себя и сына Мишки. Выбрала для себя самостоятельную работу — аквагрим. Особенно любят перевоплощаться дети. В супергероев, сказочных персонажей, в каких-нибудь милых животных. И на корпоративах у взрослых аквагрим – любимое развлечение.

Это что, какой-то знак свыше? Может, это какая-то тонкая материя, дающая нам почувствовать, что люди занимаются делом, которое угодно Богу? Почему сельская глубинка так щедро рождает какие-то удивительные самородки, самобытные таланты.... Буквально недавно я писала о девочке из села Дербень, тоже выросшей в фермерской усадьбе, о её необычайной одарённости. И сегодня меня тоже ожидал сюрприз — встреча с потрясающе талантливым интересным человеком — Олей Бендюг. Аквагрим — это уже производное. Главное, это картины, которые она рисует. И масляными красками на холсте, и акварелью. Милые сердцу пейзажи. Взлетает косяк уток над водой, задевая краешком крыла водную гладь. Пейзажи великолепны по насыщенности цвета, и всё выглядит красочным и вдохновенным… Добротой и светом пронизаны её картины.

Картины её покупают, но очень много своих полотен она просто раздарила. Искусством живописи, в том числе и аквагрима, овладела самостоятельно, не заканчивая никаких престижных художественных заведений. Думаю, что она заслуживает, чтобы о её творчестве рассказать отдельно.

Наталья Тимофеевна говорит, что дочь уже мечтает после того, как сын получит образование, вернуться назад, чтобы здесь в тишине, среди живописной природы рисовать свои картины. Родная земля для русского человека всегда была аккумулятором творчества. Да и без девятилетнего смышлёного Мишки трудно представить себе усадьбу. Дед купил ему квадрацикл, и он теперь носится по полям, объезжает фермерские владения, выполняет поручения деда. И ещё у него есть собственное увлечение — он собирает красивые камни, минералы, наиболее интересные отдаёт в школьный краеведческий музей.

В общем, подрастают те, кому не страшно передать землю. А с такими хозяйствами, как "Белые соты", в значительной степени связываются сегодня надежды на то, чтобы возродить село, вернуть крестьянину чувство хозяина земли.

Тамара ПОПОВА.
Фото автора.

Автор:Тамара ПОПОВА