Лента новостей
Статья15 июня 2015, 16:21

«Крест» и «крестьянин» - слова одного корня...

Если бы господдержка отечественным производителям оказывалась на уровне стран Евросоюза, можно было бы существовать только за счёт растениеводства. Даже сдавая молоко совершенно бесплатно, всё равно хозяйство осталось бы с чистой прибылью – считает председатель СХПК «Маяк Ленина», кандидат экономических наук, заместитель председателя районного Совета народных депутатов, Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации Николай Евдокимов.

4 евро против 450

«Смотрите, что пишет «Сельская жизнь»: аграрии Молдовы требуют повышения госсубсидии на гектар пашни, - такими словами встречает журналиста «районки» Николай Николаевич Евдокимов. - Сейчас 15 евро в среднем субсидия в Молдове. А в странах Евросоюза – 270-280. Я уже не говорю про Францию и Италию, где субсидия составляет 450 евро на гектар. Представляете? 450 евро!

А нам вот предписание принесли, мы отчисления в Пенсионный фонд на месяц задержали. Есть приоритетные расходы – заработную плату выплачивали. Как это при чём тут Пенсионный фонд? Денег на всё не хватило. А вот представьте, если бы в России на уровне Евросоюза субсидировался гектар пашни?

Даже по минимуму – и то 54 миллиона рублей получается по нашему хозяйству. Да мы могли бы молоко бесплатно сдавать и развиваться только за счёт растениеводства. Например, 10 миллионов – на зарплату, 10 миллионов – на жильё: по пять квартир в год могли бы строить. 20 миллионов – на обновление парка техники…».

Нет, это не воздушные замки, и не утопия… Экономист и хозяйственник, рождённый в селе, живущий его проблемами, болью и радостями, Заслуженный работник сельского хозяйства, Евдокимов успешно провёл свое хозяйство сквозь бури и рифы кризисов, трудных времён и неурожайных лет. И боль за традиционную для России аграрную составляющую её экономики пропускает через сердце.

«Николай Николаевич, ну а у нас что же?»

«У нас? 229 рублей. 4 евро».

Комментарии, как говорится, излишни.

Проблема сельскохозяйственной отрасли – недостаточное финансирование – переходит из одного бюджетного года в другой, и решаться позитивно для аграриев, похоже, не торопится. А ведь это – тот редчайший случай, когда «телегу надо бы запрячь впереди лошади». И продовольственное эмбарго было бы нам как слону дробина. И санкции были бы бессильны перед мощью отечественного производителя.

А он, отечественный производитель, не ждёт манны небесной. Не бьёт себя кулаком в грудь, не объявляет забастовок, не ужасается ужесточению санкций. Он, как и десятки и сотни лет назад, смиренно несёт свой нелёгкий, неблагодарный крест – кормильца страны и гаранта продовольственной безопасности государства.

«Крест» и «крестьянин» - слова одного корня….

Формула успеха

Как увязать миллиметры осадков с гектарами пашни? Где та формула, которая позволит с точностью до центнера сделать прогноз на урожай в нашей зоне рискованного земледелия?

Где гарантия того, что вложенные в будущий урожай литры ГСМ, тонны удобрений, рубли зарплаты и единицы машинно-тракторного парка принесут, в итоге, прогнозируемую и ожидаемую прибыль? Что кредиты будут погашены, зарплаты выплачены, техника закуплена - и можно почивать на лаврах? Безусловно, звания, регалии и экономический кандидатский статус вносят свою лепту в грамотное планирование и успешное хозяйствование председателя СХПК «Маяк Ленина». Но немаловажным является и то, что Верхоценье – это его родина. Земля, где трудились и жили родители. Где родился и вырос. Где за оказанным председателю доверием стоят десятки людей – земляков. И их суд – самый главный и строгий. Беспристрастный. Открытый.

По тому, как живёт село, можно судить о деятельности селообразующего сельхозпредприятия. Верхоценье идёт по жизни с гордо поднятой головой. Ухоженные дворы, аккуратные дома, у каждого двора – автомобиль, а то и не один. И не всегда отечественного производства.

«У нас доярки на дойку на машинах ездят, - рассказывает Евдокимов. - И если раньше, когда запускали комплексы, женщины боялись идти на семейные фермы, то сейчас даже подменными идут с удовольствием».

Семейные фермы «Маяка Ленина» сегодня – полноценно работающий продуктивный комплекс, ежесуточно пополняющий тамбовский рынок высококачественным молоком, проходящим замкнутый цикл от вымени коровы до охлаждающего агрегата, и потому – абсолютно чистого, вкусного и жирного.

Производительность коров на молочных комплексах сегодня приближается к 22 килограммам на фуражную корову в день. Максимальная продуктивность – 7 тысяч литров на голову. За 5 месяцев 2015 года в среднем на одну корову надоено 2237 килограммов молока, в прошлом – 1683. За год – плюс пятьсот килограммов на одну корову. Семейные фермы включают сегодня 640 коров. 600-700 литров распродают населению – по одному дню в неделю торгуют в Ржаксе, Чакино, учхозе, Периксе, Сатинке, Сампуре, Садовой, Верхоценье. Зимой продуктивность ферм не падает даже с учётом запуска.

Наверное, это и есть наш ответ кризису. И рецепт благополучия.

Два берега одной реки

Семейные фермы М. Сёминой и Л. Евдокимовой – органичная составляющая большого «маяковского» хозяйства, построенные в рамках региональной целевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ в Тамбовской области». Строительство «семейных ферм» не просто увеличило объёмы молокопроизводства и рабочих мест в селе, но и перевернуло в сознании многих людей представление о животноводстве, как о занятии неблагодарном, убыточном и чрезвычайно трудоёмком. Государство субсидировало часть средств, затраченных на строительство и оснащение корпусов и закупку племенных высокоудойных животных. Планировалось, что из областной казны будет погашаться и большая часть процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым в банке - региональная администрация гарантировала полную компенсацию процентной ставки.

Сегодня сумма погашения составляет 3,5 миллиона рублей ежеквартально. Увы, господдержки хватило ненадолго – за 4 квартал 2013 года, за 2014 и 2015 годы дотаций фермеры не получили. Перебои с перечислением субсидий, помноженные на отсутствие дотаций, необходимость ежегодно платить за обслуживание доильного оборудования, за страховку животных, электроэнергию, комбикорм, выплачивать зарплату, стали бы критическими «оврагами» на гладкой «бумаге» пилотного проекта, если бы не партнёрство семейных фермеров с СХПК «Маяк Ленина». Выживать помогает тандем сельхозкооператива и молочных ферм – своего рода миниагрохолдинг в масштабе одного села.

«По отдельности ни хозяйство, ни семейные фермы не смогли бы потянуть столь финансово тяжёлый воз, - говорит Н. Евдокимов. – «Де юре» фермы частные, но «де факто» - это ветви одного хозяйства, позволяющего оптимально использовать финансовую возможность и накопленный экономический и технический потенциал».

Выстрел в «молоко»

Стабильность «молочки», особенно ценная на фоне сезонности растениеводства, позволяет круглогодично пополнять кассу хозяйства «живыми» деньгами. Одна экономическая составляющая поддерживает другую. «Молочка», в отличие от растениеводства, отрасль круглогодичная. А значит, и прибыль приносит и летом, и зимой. И сегодня в структуре товарной продукции вышла на первое место по прибыли.

И это – с учётом того, что обещанных дотаций на производство молока сельхозтоваропроизводители так и не дождались. Хотя, когда строились фермы, были обещаны дотации в размере 4 рубля за литр. Этого бы с лихвой хватило, чтобы рассчитаться с кредитами и средства от реализации продукции пустить на развитие. Тем не менее, 50 миллионов кредитных долгов уже погашены. А значит, есть надежда. На лучшее. Без неё - никуда.

В весьма затратном деле приобретения поголовья кстати пришлась областная подпрограмма, предусматривающая возврат в кассу сельхозтоваропроизводителей, покупающих племенной молодняк КРС молочного направления, части платежа из расчёта 70 рублей за килограмм живого веса. Племенные коровы голштинской чёрно-пёстрой и красно-пёстрой породы, которые приобрели в трёх племхозяйствах Воронежской области, год от года повышают продуктивность. Затраты на одно скотоместо составили 300 тысяч рублей при максимальной продуктивности 7 тысяч килограммов молока на голову.

Выбор в пользу голштинок был сделан не случайно. Эта порода молочного скота - самая распространённая сегодня в мире. Наряду с высокой продуктивностью коровы этой породы обладают способностью хорошо адаптироваться в различных климатических зонах и приспосабливаться к различным хозяйственным условиям.

…Проходим в корпус, где стоят коровы чёрно-пёстрой породы. Экскурсию по ферме проводит начальник молочного комплекса Юрий Сёмин.

Юрий приехал в Верхоценье из Тамбова - не найдя себя в городской суете, проявил отличные качества специалиста и настоящего профессионала в должности начальника молочного комплекса.

«Редко можно встретить человека, столь любящего своё дело, - отзывается о Юрии председатель. – Он очень любит животных, и животные платят ему тем же. Трепетно выхаживает телят, сам вникает во все мелочи производства, грамотно руководит коллективом скотников и доярок».

Коровы в корпусах находятся на беспривязном содержании. Отсутствие характерного аммиачного запаха – вот что сразу бросается в глаза - вернее, в нос – в этих высоких современных корпусах, оснащённых системой проветривания. Коровы здесь содержатся по принципу советской школы закаливания – «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». В любую погоду, за исключением 30-градусных морозов, коровы выходят на варки на прогулку.

Содержатся животные на соломенной подстилке, вода подаётся в автоматизированные поилки.

На семейных фермах установлено доильное оборудование фирмы DeLaval - ведущего производителя оборудования для автоматизации доения и кормораздачи на молочных фермах, на закупку которого ушло порядка 9 из 32 миллионов «докризисных» рублей.

В европейском исполнении процесс доения коров схож с прогулкой животных, под классическую музыку проходящих через доильный зал, где их быстро успевают обслуживать два оператора - доярки. С этими обязанностями прекрасно справляются Елена Перепёлкина, Ольга Суслина, Роза Дудышева.

Вся статистика дойки автоматически поступает в персональный компьютер, а молоко - в охладительную установку.

Навозоудаление производится трактором и не требует ручных работ и транспортёра.

Механизирован и процесс кормораздачи. Скотники Александр Перепёлкин и Александр Сычёв следят за порядком на комплексах, а Александр Савельев, в ведении которого аж 7 единиц техники, успевает с раннего утра проехаться на кормораздатчике и вволю задать корма бурёнкам французским погрузчиком фирмы Manitu – «манитушкой», как ласково называют эту компактную аккуратную «иностранку» в хозяйстве.

Безвыпасное содержание диктует особые требования к составу кормов. Особенности содержания по датской технологии не предусматривают привычного россиянам и российским бурёнкам выгона в летние лагеря и свободного выпаса на сочных травах. Статные «голштинки» - неженки, и травку щипать не приучены. Селекция этой породы как раз и направлена на развитие особенностей, отличающих коров для безвыпасного содержания: у голштинок значительно короче шея, поэтому щипать траву им «несподручно», а вымя, вмещающее гораздо большее количество молока, конечно же, не создает комфорта на выпасе. Кроме всего прочего, животное считает комфортными именно те условия, к которым его приучили, и отсутствие пастбища нисколько не напрягает статных красавиц, с лихвой компенсируясь условиями содержания и питания. Рацион коров включает силос, сено, сенаж и комбикорм, все необходимые корма, компенсирующие животным сочные и солнечные пастбища.

Вам Шопена или Моцарта?

Корова любит постоянство и режим. Есть операции, которые нужно проводить «на автомате», как это делалось раньше на молочнотоварных фермах. Но, увы, легендарные доярки советских времен уже практически в полном составе на заслуженном отдыхе, кадровый дефицит влечёт за собой низкий уровень «фильтрации» при отборе кадров для животноводческих ферм, профессионалов сегодня – раз-два, и обчёлся. А нарушение технологического процесса доения сказывается как на удое и здоровье коров, так и на качестве молока.

На семейных фермах дойка происходит без стресса для коров. «Ёлочка» - полуавтоматическая доильная установка фирмы «DeLaval» - требует минимального физического труда. На 200 голов дойных коров - две сменные доярки, в чьи обязанности входит операция обмывания вымени и расстановка коров в доильном зале. Ну и, конечно же, раздаивание первотёлок и приучение коров к автоматике.

Дойка ведётся под классическую музыку – доказано, что молокоотдача при этом значительно повышается. «Коровы привыкли. Музыку любят», - смеется председатель. Дойка проводится в автоматизированном режиме, под контролем специальной компьютерной программы, отслеживающей не только объёмные и качественные параметры, но и состояние животного. Процесс производства молока на ферме XXI века максимально изолирован от воздействия внешних факторов на всех его этапах.

Вторая составляющая

Зерновой клин в хозяйстве составляет 1573 гектара вместе с озимыми. Залог высоких урожаев – сортообновление и повышение плодородия почвы. В этом году поля засеяны семенами элиты и суперэлиты – «Скипетр», «Ермак», «Московская-90», «Донэко», закупленными в Белгороде и Воронеже. Горох «Мадонна» закупили в «Степном гнезде». Большая часть угодий отведена под кормовые культуры – 729 гектаров многолетних трав, 276 – кукурузы на силос. 245 гектаров – однолетних трав: вика, овёс. 671 гектар в структуре посевов отведён под прибыльный подсолнечник.

С повышением плодородия почвы работа в хозяйстве ведётся постоянно – 5172 тонны навоза вывезено на поля, 187 гектаров засеяно сидератами.

Активно ведут междурядную обработку и окучивание подсолнечника Сергей Дудышев, Сергей Вислобоков, Александр Зайцев. Все поля обработаны средствами защиты растений, посевы подкормлены микроудобрениями. Эту тонкую работу ведут Алексей Ушаков и Андрей Поликарпов.

…Живёт и трудится «Маяк Ленина». Даже в сложных условиях кризиса здесь не забывают о материальном стимулировании работников и о социальной составляющей.

Верхоценье – село красивое, старинное, со своими устоями и традициями. И современный его облик формируют люди. Те, кто живет и работает здесь. Действует школа, детский сад, почта, клуб. Детские голоса перекрывают звук техники. Проходят службы в замечательном новом храме. Разбито в селе несколько парковых зелёных зон.

Жить, трудиться и не унывать – только так можно выжить в самые трудные, самые кризисные и санкционные времена.

Автор:Светлана Сабитова