Лента новостей
Статья4 сентября 2014, 13:00

Не маловата ли “кольчужка”?

Сможем ли мы себя прокормить в условиях торгово-продовольственных запретов?

Эмбарго, введенное Россией на ввоз группы продовольственных товаров из стран, инициировавших и поддержавших против нас экономические санкции, произвело самый настоящий фурор в мире.
Экономисты принялись подсчитывать вероятные финансовые потери и приобретения, политики – обсуждать возможные конъюнктуры, бизнесмены – налаживать новые торговые союзы.
Нас же, взирающих на проблему снизу - глазами своих читателей, более всего заинтересовали два вопроса: не затрещат ли в полном соответствии с известной пословицей «чубы» у простых россиян, кошельки которых не настолько полны, чтобы беспечно взирать на происходящие события? Сможет ли страна себя прокормить?
Если «да», то за счет чего: станет ли начало санкционной борьбы началом возрождения отечественного аграрного производства? Итак, слово нашим экспертам.

Алексей ТАТАРИНОВ,
начальник отдела сельского хозяйства администрации района:

- Сейчас можно много рассуждать о возможных перспективах укрепления, а в отношении того же животноводства, овощеводства, картофелеводства, садоводства - возрождения сельхозпроизводства на сампурской земле.
Как известно, еще задолго до обмена санкционными выпадами на Тамбовщине в целом и в районе в частности начался масштабный процесс инвестиционного строительства. В АПК региона были привлечены очень серьезные средства, воплотившиеся в новые современные мясные и молочные комплексы, пуск в строй которых уже заметно увеличил объем производимой у нас сельхозпродукции, и в первую очередь, конечно же, мяса и молока.
Совершенствовался и перерабатывающий сектор, узость которого долгое время, подобно якорю, мешала аграриям двигаться вперед, развиваться. Плоды этой работы мы сегодня наблюдаем на прилавках магазинов, где продукция тамбовских цехов и заводов - молоко, сыры, мясные, хлебобулочные, кондитерские изделия - успешно конкурирует и находит своего покупателя.
Однако при всем этом очевидно и другое: резко увеличить, компенсируя нехватку импорта, производство целой группы продтоваров ни за месяц, ни за год не получится. Для этого нужны не только большие денежные вливания, но и время на строительство и налаживание производства.
Что же можно предпринять сегодня для недопущения резкого скачка цен? Нужно вспомнить о «малом золотнике» - личных подсобных хозяйствах, чей потенциал долгое время сдерживали реалии рынка.
По причинам социально-демографическим он, конечно, не сравним с годами 80 - 90 минувшего века, но все еще очень высок. Для селян сейчас необходимо организовать комфортную схему сбыта продукции, и отечественные мясо, молоко, яйца, картофель, овощи и фрукты смогут заменить польские, германские, французские, американские и пр.
В настоящее время в администрации области уже прорабатывается вопрос об увеличении ярмарок выходного дня, точек выездной торговли.
Очень большую роль в деле насыщения рынка местными продтоварами может сыграть и возрождение успешно применяемой в советское время схемы закупок излишков продовольствия у населения - так называемых заготконтор. Выгода от этого будет сколь очевидной, столь и обоюдной. Торговая сеть получит недорогие продукты, сельчане - дополнительный заработок.

Станислав ДАНИЛОВИЧ,
управляющий магазина «Эконом» в п. Сатинка:

- Закупочная политика менеджеров торговой сети «Эконом» на протяжении многих лет строилась и строится в основном вокруг отечественных товаропроизводителей.
Достаточно взглянуть на полки и витрины нашего магазина, чтобы понять: доля импортных товаров здесь ничтожно мала, не превышает 1 процента от совокупного ассортимента, который насчитывает порядка 15 тысяч наименований.
Те же овощи и фрукты нам поставляют Ростовская область, Адыгея, Краснодарский край. В крайнем случае, коллеги по зоне свободной торговли, например, Узбекистан, Белоруссия.
Аналогичная картина в мясомолочном секторе, в котором безоговорочно доминируют не просто отечественные, а и региональные поставщики: Бондарский сыродельный завод, Инжавинская птицефабрика, колбасные изделия ЧП Жупикова и Максимова и др. Поэтому эмбарго практически никак не повлияло ни на ассортимент, ни на цены.
Правда, некоторые товары, в частности, куриные окорочка, подорожали, но это подорожание ожидаемое и носит сезонный характер. В жаркое время года расходы на транспортировку и хранение замораживаемых продуктов увеличиваются, повышая закупочную цену. С наступлением холодов, как правило, наблюдается обратный процесс.

Татьяна ЛЕВИНА,
председатель ПО «Сампурский кооператор»:

- Охватывая практически все населенные пункты района, торговая сеть «Сампурского кооператора», помимо торговой, выполняет еще и социальную функцию. Памятуя об этом, мы, как можем, стараемся сдерживать рост цен: не только за счет ограничения торговой надбавки, но и выбора оптовых поставщиков.
Даже ассортимент товара формируется у нас с учетом особенностей сельской жизни, покупательского контингента, который составляют преимущественно пенсионеры или люди с невысоким уровнем зарплаты, не привыкшие шиковать и, как правило, приобретающие товары первой необходимости: хлеб, соль, сахар, спички, крупы, макаронные изделия и т. д.
Стоимость этого, скажем так, социального пакета осталась на уровне первого квартала текущего года. Практически не подорожала и рыба – во многом благодаря тому, что мы уже долгое время сотрудничаем с местными поставщиками: ЧП Миронова и Сосновским ПО.
40 – 45 процентов реализуемых колбасных изделий в магазинах «ТПС» приходится на ИП Максимова и Тамбовский мясокомбинат, еще 20 – 25 процентов на колбасные изделия Инжавинской птицефабрики. Из местных брендов на наших витринах представлены яйца кур ОАО «Степное гнездо», гречневая крупа ЗАО «Сатинский крупяной завод» и колбасные изделия Сатинского цеха ИП Дутова.
Как видите, запрет на ввоз продуктов из ЕС, США и некоторых других стран на сельчанах вряд ли отразится. Разве что польские яблоки, товарные остатки которых сейчас можно увидеть на витринах, подорожали. Но яблок сейчас у нас в каждом палисаднике и без того много.
Что касается молочной продукции, то в сельской местности в настоящее время вокруг нее не просто нет ажиотажа, а наоборот – наблюдается заметное снижение спроса, вызванное активной реализацией «молочки» владельцами личных подсобных хозяйств, содержащих коров.

Автор:Владимир Поветкин