Не стучат ли «клапана» у двигателя прогресса?

« Трудовая слава »
25
от
Среда, 17 июня, 2015 (Весь день)
753
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/06/17/top68.ru-ne-stuchat-li-klapana-u-dvigatelya-progressa-57350.jpg?itok=-IplOmF8

Этот вопрос был вынесен в повестку дня состоявшегося в конце мая заседания районного Совета народных депутатов отнюдь не случайно. В ряде малочисленных населённых пунктов района, где проживает от 5 (есть и такие) до 50 человек, нет стационарных торговых точек, а это означает, что люди, «привязанные» к графику выездной торговли, лишены возможности совершать необходимые покупки в любое удобное для них время. Тем не менее, мы узнали следующее…

По информации отдела экономики, сферы услуг и защиты прав потребителей администрации района, сампурскую торговлю отличает высокая доля частной собственности и растущий уровень конкуренции. При этом рынок - «король» смутных девяностых - неуклонно сдаёт позиции, проигрывая борьбу за покупателя стационарам. 

На начало года суммарная площадь 90 с единичным «хвостиком» стационарных торговых точек в границах района достигла отметки в 5,5 тысячи квадратных метров, превысив норматив обеспеченности населения в расчёте на тысячу человек - 314 квадратных метров - более чем на 41 «квадрат». 

Однако этот статистический оптимизм неравномерен и не относится к ряду отдалённых и малонаселённых пунктов, где магазинов и павильонов нет совсем, а роль двигателя прогресса, как когда-то метко назвали торговлю, по графику выполняют лавки на колёсах. 

Таких невезучих деревень с населением от 5 до 50 человек у нас на сегодняшний день тринадцать. Заботы по снабжению их набором социально значимых товаров взяли на себя ПО   «Сампурский кооператор» и ряд предпринимателей, как местных - Л. Александрова, Н. Суворина, В. Сухоруков, Р. Рагимов, так и «заграничных» – из г. Рассказово, Токарёвского и Жердевского районов. 

При этом именно автомагазины «Сампурского кооператора» 2 – 3 раза в неделю выполняют роль несущего «свет и тепло» Прометея для самых-самых, скажем так, невыгодных территорий, где даже в период аврального ажиотажа покупателей можно пересчитать на пальцах рук. 

Тем не менее, оправдывая поговорку про клюющую по зёрнышку курицу, автомагазины потребительского общества за минувший 2014 год принесли в своё «гнездо» 4,8 миллиона рублей выручки, присовокупив за четыре месяца 2015-го к ним ещё более одного миллиона. 

В прочих 24 сампурских населённых пунктах, сконцентрировавших в себе 96 процентов жителей района, функционирует как минимум один торговый стационар.

Состоявшееся вхождение в район крупной сетевой торговой компании подняло планку обслуживания населения на более высокий уровень и одновременно продемонстрировало плюсы и минусы конкурентной борьбы. 

Плюсы, что само по себе у нас большая редкость, достались покупателям, не преминувшим воспользоваться более низкими ценами на линейку социально значимых товаров, а минусы – местным торговцам, находящимся с бизнес-тяжеловесом явно не в равных весовых категориях. 

Кто в сложившейся ситуации смог сохранить торговый тонус, так это всё то же ПО «Сампурский кооператор», в пользу которого сыграли его «зерновая» географическая стратегия и колёсно-стационарная гибридность.

В целом же сампурский частный бизнес, на долю которого приходится 97 процентов объёма продаж, не миновали осколки разорвавшейся кризисной «гранаты». Если по итогам 2014 года товарооборот районной торговой сети составил 633,5 миллиона рублей, продемонстрировав рост на 3,7 процента, то первый квартал текущего года окатил статистиков холодной водой стагнации - четырёхпроцентным снижением объёма продаж.

По официальным данным, в 2014 году среднестатистический сампурец из своего бюджета потратил на покупки (видимо, имеются в виду только районные торговые точки) 47,6 тысячи, а в первом квартале текущего года – 11,6 тысячи рублей, то есть менее 4 тысяч рублей в месяц. 

Принимать ли на веру такую, прямо скажем, не очень радужную информацию? Если да, то вывод напрашивается печальный: тратим столько, сколько зарабатываем. Вот только отражают ли приведённые цифры реальную картину районного процесса купли-продажи? Ведь, обращаясь к классике сатиры и юмора, овёс нынче дорог, да и, увы, не только он. Продовольственная корзина финансово потяжелела так, словно в неё вместо «пирожков» камней наложили, а кушать, как известно, хочется всегда. И не только кушать: ведь не хлебом единым жив человек.

 
Автор: 
Владимир Поветкин
Читайте также:
Наверх