Лента новостей
Статья13 июля 2015, 14:16

«Степное гнездо»: первым всегда тяжелее

«Степное гнездо»: первым всегда тяжелее
Многолетний лидер районного агропрома. Хозяйство высокой культуры земледелия, единственное в районе носящее статус семеноводческого… Все настолько привыкли к производственно-финансовой благодати, царящей в границах этого акционерного общества, что стали воспринимать такое положение вещей как нечто само собой разумеющееся.

При этом почему-то забыли, что идущим впереди всегда тяжелее – и физически, и морально. Это как в бою: у авангарда шансы и на орден, и на пулю вражескую всегда значительно выше. И как бы тяжело ни было, останавливаться нельзя, нельзя отступать, нельзя свернуть на неверную дорогу: на тебя смотрят, в тебя верят, на тебя надеются, за тобой идут твои товарищи…

От Род-Айленда до Хайсекса

На производственной карте Тамбовщины хозяйство с названием «Степное гнездо» появилось задолго до начала массовой коллективизации крестьянства.

Неизвестно, почему именно село Периксу нашла на карте чья-то облечённая властью рука, однако ещё на заре советской власти – в 1924 году – было принято решение об организации там селекционно-племенного совхоза, основной задачей которого было разведение кур породы Род-Айленд.

Эту мясо-яичную породу вывели в середине XIX века в штатах Род-Айленд и Массачусетс Соединённых Штатов Америки путём скрещивания местных кур с красными малайскими и палевыми шанхайскими петухами, а затем получившейся помеси – с бурыми Леггорнами.

В Россию, а точнее СССР, они впервые были завезены в 1926 году, и успевшее за два сезона создать производственную базу «Степное гнездо» стало пионером «прописки» по необъятным просторам Советского Союза одной из самых распространённых в мире пород кур.

Впрочем, за красивым словом «пионер» стояли отнюдь не «волшебные замки» – этакие производственные оазисы торжества технической революции в отдельно взятом хозяйстве, а самые обыкновенные деревянные курятники, тяжесть ручного обслуживания которых целиком и полностью привычно ложилась на крестьянские, в большинстве своём женские плечи.

Первый директор совхоза «Степное гнездо» Иван Нагибин отвечал перед партией и народом за сохранность и продуктивность всего-то 500 куриных голов – завезённых из Дании красных Род-Айлендов.

Шагнув в производство от маленьких куриных домиков, в 1930 году совхоз влился в трест племенных птицеводческих хозяйств, а спустя семь лет заметно раздался вширь, приняв под своё крыло землю и рабочие кадры окрестных колхозов «Дружба», «Путь к коммунизму», имени Маленкова и имени Кирова.

В течение десятилетий госплемзавод «Степное гнездо» исправно снабжал отечественные птицефабрики качественной продукцией. В 1974 году, воплощая идею узкой специализации, совхоз «рассекли» на два хозяйства: птицефабрику «Степное гнездо» и совхоз «Периксинский». Фабрикантам помимо корпусов птичников с 99 тысячами кур отошли скромные 260 гектаров сельхозугодий и минимальный набор техники.

Вскоре вслед за этим на фабрике началась первая волна механизации производственных процессов, совпавшая с приходом на работу в хозяйство человека, золотыми буквами вписавшего своё имя в историю района и всей Тамбовщины – недавно ушедшего из жизни Алексея Васильевича Дубовицкого.

Проработав пять лет главным инженером, он встал у руля фабрики в олимпийском 1980 году, приняв, как признавался позднее в интервью журналистам, далеко не идеальный «механизм», и постепенно, год за годом, стал, выражаясь языком ювелиров, превращать его в тот бриллиант, который в 2007 году, после избрания главой Сампурского района, во всём блеске передал своему преемнику.

Путь к вершинам производственного Олимпа не был усеян розами и выстлан коврами: ежегодно, ежемесячно, ежедневно приходилось решать множество проблем, нередко стоять перед серьёзным выбором – по какому пути двигаться дальше.

Грамотная и взвешенная производственная политика подняла на территории вернувшей и преумножившей былые границы земель фабрики (с 1997 года – акционерного общества) новые современные, полностью автоматизированные корпуса птичников. Заселили их супер-яйценоской породой кур Хайсекс (300 – 320 яиц в год при 180 у Род-Айленда).

Но одним птицеводством революция «Степного гнезда» не ограничилась.

«Семьдесят пятые» в отставке

Корни «степновского» успеха «районка», думается, разглядела ещё много лет назад, когда в одну из командировок на столе генерального директора увидела внушительную кипу журналов. Не развлекательных, конечно же, а строго тематических – по растениеводству, птицеводству, механизации и прочему.

Поразил тогда не только объём печатной продукции – для форса штабель «макулатуры» можно поднять и до потолка… Поразила широта и глубина познаний руководителя, пристально, как стало ясно из последовавшего разговора, следившего за отечественными и мировыми достижениями агрономии, селекции, механизации и автоматизации сельского хозяйства. Равно как и за экономикой, конъюнктурами агрорынка, оказывающими влияние на положение хозяйства, пожалуй, большее, чем «кривой» сев или скудость технического парка.

Этот самый парк, кстати, является объектом самого пристального внимания, ежегодно не просто пополняясь энным количеством сельхозмашин, а неуклонно становясь всё производительнее и комфортабельнее.

– Давно уже, – рассказывает, ведя машину по полевому «автобану», генеральный директор ОАО «Степное гнездо» Анатолий Пятибратов, – мы отправили в отставку последние «семьдесят пятые», сформировав мощный и комфортный (техника оборудована кондиционерами) тракторный отряд из машин нового поколения, начиная с импортного John Deere и заканчивая колёсной «линейкой» Минского тракторного завода.

Преобладают «легионеры» и в зерноуборочной эскадре. Из восьми комбайнов пять «Полесье» представляют Белоруссию, два самых новых John Deere – Америку и лишь один «Дон» – Россию.

Такой расклад отнюдь не демонстрирует недостаток патриотизма, а свидетельствует о здоровом практицизме, желании «попробовать на зуб» разные модели, самим на практике, так сказать, методом селективного отбора определить лучших механических помощников хлебороба.

Обновили и продолжают планомерно обновлять в хозяйстве не только движущееся, но и движимое имущество. На смену культиваторам, сеялкам, плугам, опрыскивателям, разбрасывателям удобрений образца XX века пришли современные, более практичные и функциональные, разработки отечественных и зарубежных конструкторов агротехники.

В течение одного только года (2014 – начало 2015-го) базу общества пополнили сразу четыре таких новинки – широкозахватных культиватора.

Постоянные читатели «районки» наверняка помнят репортаж с прошедшего месяц назад смотра культуры полей, в ходе которого состоялись смотрины новых посевных комплексов, приобретённых СХПК имени Димитрова и ОАО «Сатинское». И на их фоне как-то остался в тени тот факт, что на поля «Степного гнезда» уже сезона четыре выходят две сеялки Amazone, способные работать по технологии no-till, то есть производить сев без предварительной механической обработки почвы – по стерне.

Если нужно – работаем руками!

Это наверняка кого-то удивит, но факт остаётся фактом: в передовом хозяйстве района до сих пор практикуют ручную прополку посевов. Более того, используют при этом детский труд.

Впрочем, правозащитникам беспокоиться не стоит, как и бить в набат, восклицая что-то вроде: «А интенсивная технология у них липовая!».

На самом деле всё настоящее, но… при этом ученики местной школы в летние каникулы действительно выходят в поле – добровольно и за соответствующую плату, проводя не тяжёлую, но необходимую видовую прополку зерновых, памятное многим представителям старшего поколения срезание колосков «чужих» растений.

В текущем сезоне, оценив ситуацию, акционеры решили прополоть поле озимой пшеницы сорта «губернатор Дона», в очередной раз подтвердив добросовестное отношение к делу хозяйства, год за годом сохраняющего статус семеноводческого.

Отсюда и вытекает особенная щепетильность к чистоте не только полей (от сорняков), но и видовой идентичности выращиваемых культур. Равно как и постоянный поиск новых перспективных сортов и гибридов.

2015 год не стал исключением, «разбив» на угодьях «Степного гнезда» демо-площадки с высеянными на них гибридами подсолнечника (всего порядка 30 сортов) и кукурузы.

Особое внимание главного агронома Вячеслава Сайкина приковано к «дебютанту» – оте-чественному раннеспелому гибриду кукурузы «краснодарский-194МВ», включённому в Государственный реестр в 2000 году и, как уверяют селекционеры и свидетельствуют минувшие сезоны, способному успешно конкурировать с импортными, а потому дорогостоящими аналогами.

Об образцовом земледелии «степновцев» рассказывалось не раз. Напомним, что акционеры являются приверженцами гуманного, рационального использования своих чернозёмных гектаров.

Не пиратами, не захватчиками они шагают по полям, а рачительными, грамотными хозяевами. Не такая уж и редкая, увы, формула «Сегодня – прибыль, а завтра хоть трава не расти» не про земледельцев «Степного гнезда». Сохранение плодородия почвы там ставится во главу угла как не нуждающаяся в доказательстве аксиома.

Наряду с традиционной и имеющей ряд недостатков минеральной подкормкой, на закупку которой в текущем году направили порядка 7 миллионов рублей, там не забывают про универсальную и «долгоиграющую» органику, каждый сезон вывозя в поле тысячи тонн навоза.

Практикуют акционеры и сидеральные пары, используя в качестве сидерата (культуры, которую высевают, а потом, после отрастания, запахивают) не только традиционную горчицу, но и оставшиеся после весеннего сева семена.

Безусловно, такая принципиальность стоит, мягко говоря, недёшево. Но именно она в конечном итоге и привела к тем урожайным рекордам, которые ОАО «Степное гнездо» бьёт внешне непринуждённо, выдавая на-гора даже в неблагоприятные годы статистику, заставляющую помянуть слово «элита» не только сугубо в зерновом плане.

Хотя таковой на полях семеноводческого хозяйства действительно произрастает достаточно. В текущем сезоне к элитным относятся 45 гектаров ячменя сорта «велес»; 60 гектаров гречихи «диалог», 200 гектаров подсолнечника «енисей» (из них 17 гектаров – суперэлита) и 85 гектаров озимой пшеницы «губернатор Дона».

Гордостью и статьёй будущей прибыли «степновцев» является, безусловно, озимый клин общей площадью 1403 гектара, из которых 204 засеяны суперэлитными семенами пшеницы сортов «московская-56», «губернатор Дона» и «бирюза».

Доводить убранную продукцию до ума, придавать ей высокие товарные кондиции позволяет производственная база: ЗАВ-50 со спецоборудованием и зерносушилка, страхующая от влажного аврала и зажигающая зелёный свет кукурузоводству.

Курица по зёрнышку и… по яичку

Главным принципиальным отличием ОАО «Степное гнездо» от сонма аграрных трудовых коллективов является его птицеводческая составляющая, которая, как утверждают некоторые, и вытянула коллектив из болота девяностых годов без особых потерь.

Не раз слыша в кулуарах фразу «С такой форой разве с ними можно тягаться?», мы решили выяснить: действительно ли яйце-куриное «крыло» играет решающую роль при штурме производственных высот?

На первый взгляд наличие дающих круглый год востребованную продукцию птичников является очевидным бонусом, но… так ли это? Насколько безоблачна птицеводческая стезя «Степного гнезда», фактически оставшегося единственным на Тамбовщине крупным производителем куриных яиц?

Не знающая предпочтений статистика утверждает, что в 2010 году акционеры, нарастив численность птиц до 191,3 тысячи голов и получив от них 42,6 миллиона штук яиц, в итоге констатировали солидную прибыль в сумме 11,9 миллиона рублей при общей рентабельности птицеводства (с учётом реализации мяса и субсидий) 19 процентов.

От растениеводства в том экстремальном сезоне хозяйство получило всего 4,6 миллиона рублей прибыли при рентабельности (также с учётом субсидий) 15 процентов.

В минувшем 2014-м от 128 тысяч пернатых голов при очень больших затратах акционеры поимели от птицеводства скромные 3,3 миллиона рублей прибыли при рентабельности (с учётом субсидий) 7,8 процента. В то время как хлеборобы с нив «сняли» 19 миллионов прибыльных рублей при уверенных 42 процентах рентабельности.

Чем же вызвано такое заметное перетягивание финансового «одеяла»? Работать птицеводы точно хуже не стали. Зато «в полный рост» проявил себя рыночный фактор, задравший цены на кормовые составляющие птицеводства и одновременно ограничивший цену на главную продукцию «степновцев» – куриное яйцо.

Как следствие, себестоимость производства заметно подскочила вверх. Поглощая (в прямом смысле слова) ежегодно 4 тысячи тонн зерна, от продажи которого можно было выручить пару десятков миллионов рублей, требуя назревшей замены оборудования (15 миллионов рублей на каждый птичник плюс монтаж – 50 процентов от стоимости), птицеводство сегодня уже не является той панацеей, спасающей при любых обстоятельствах и погоде.

Тем не менее очевидно, что именно эта биполярность, две аграрных «ноги» позволяют крепко стоять ОАО «Степное гнездо» на своей земле. И не просто стоять, а двигаться вперёд.

Автор:Владимир Поветкин