Продовольственный рынок: как в него вписаться фермеру?

« Инжавинский вестник »
37
от
Среда, 10 сентября, 2014 (Весь день)
1179

     В августе вышел Указ Президента РФ “О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации”. Напомним, что в нем речь шла о необходимости принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию. Кроме того, в одном из пунктов говорилось об обеспечении совместно с объединениями товаропроизводителей, торговыми сетями реализации мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров.
     Вопрос реальных возможностей местных производителей пищевой продукции, ценообразования на продуктовом рынке в Инжавино в сегодняшних условиях, когда страна пытается переориентироваться на внутреннего производителя, стал главным на совещании, проходившем недавно в кабинете начальника сельхозуправления района Ивана ИЛЬИНА.

     На Тамбовщине, как известно, имеется массовое производство трех видов мяса: свинины, говядины, курятины; есть свои молочноперерабатывающие предприятия, и сегодня стоит вопрос о создании предприятий по производству яиц. Основная задача в теме продовольственного обеспечения, поставленная сегодня в области - не допустить неоправданного повышения цен на продукты питания.
     Прежде всего, было решено сделать анализ цен на основные продукты: мясо, молоко и яйца. Так, оказалось, что пакетированное молоко в районах, близлежащих к Инжавинскому, и в Инжавино стоит в среднем 38 рублей за литр (самая низкая цена в Уварово - там 32 рубля). Свинина 2-й категории в Инжавино - 280 рублей за килограмм, столько же в Рассказово, но в других районах есть дешевле (220 и 240 рублей); свинина 3-й категории на инжавинском рынке - 210 рублей за килограмм (примерно столько же и в других районах). Говядина в Инжавино - 280 рублей за кило (для сравнения, в Мучкапе - 300 рублей, в Кирсанове - 295 рублей), говядина 2-й категории у нас - 220 рублей за кило (в других районах - 230 - 240 рублей, в Кирсанове - 250 рублей за килограмм).
     В последнее время цена на рыночное мясо заметно подскочила. Есть ли в этом элемент спекуляции? Анатолий Николаевич Гунин, директор Инжавинского рынка, рассказал, из чего сегодня складывается эта цена.
     Продавцам предоставлен мясной павильон, оборудованный морозильной камерой, из работников - два рубщика мяса, весовщица, которым выплачивается зарплата. Таким образом, составляющая рыночных затрат - 6 рублей в 1 кг мяса. Стоимость клейма и бойни - 10 рублей 80 копеек в 1 кг. Около 30 процентов торговой накрутки на каждый килограмм закупленного мяса (это 11 рублей 60 копеек) имеет торгующий предприниматель. Закупочная цена говядины на начало нынешнего года составляла 135 - 140 рублей за килограмм, сегодня она выросла уже до 190 рублей.
     Есть ли перегиб в формировании цены, и если есть, то в каком звене большой цепочки? Без особо пристрастного расчета, говорит А. Гунин, видно, что рост цены на рыночное мясо произошел с введением обязательного пропуска туш через официальную бойню (в районе их две: в Землянском и в Карай-Салтыково; 300 рублей нужно заплатить за клеймо и полтысячи - за забой). Следует учесть и дополнительные транспортные затраты частника, добирающегося на бойню из отдаленного села.
     Словом, дабы найти звено в формировании цены, где накрутку можно было бы снизить, нужен точный расчет. И такая работа, надо полагать, будет продолжена и в районе, и в области.

Фермерское молоко
или фирменное?

     О реализации надоенного и переработанного молока свое слово сказали караульский фермер Виктор Сахно и исполнительный директор инжавинского маслосырзавода (ЧП Мананников) Игорь Кунин.
     К заводу не один год предъявляются претензии по поводу задержек расчета с инжавинскими предприятиями, реализующими ему молоко. Нынешние суммы долгов ЧП Мананникова нашим сельхозпредприятиям по-прежнему внушительные - от 700 тысяч рублей до 2,5 миллиона рублей. Есть в этом, по словам директора И. Кунина, и объективные причины. Между тем логичный вопрос задает руководитель инжавинского сельхозуправления: почему бы заводу не расширить масштабы торговли молочной продукцией, в результате чего у предприятия появятся наличные деньги и оно сможет вовремя рассчитываться с сельхозпроизводителями?
     Решить проблему оказывается не просто по причине того, что продуктовый рынок четко блюдет свои интересы. Как говорит Игорь Владимирович, в последнее десятилетие производителя упорно отделяли от розничной торговли различными способами, а торговые сети отказываются работать с небольшими производственными предприятиями. Чтобы поставлять местную молочную продукцию, к примеру, в магазин «Магнит», нужно заключить многомиллионный договор с этой сетью, а такого оборота у небольшого завода, понятно, нет.
Уже десяток лет на Инжавинском рынке предприятие ЧП Мананников арендует лишь маленький ларек (прозвучал вопрос: почему за столько лет не построили свой магазин?), без специализированного оборудования, и реализация заводской продукции здесь крайне мала (у завода есть несколько торговых точек и в других районах области).
     Сам Игорь Владимирович считает, что кефир и ряженка, производимые его предприятием, по качеству одни из лучших в области. Между тем ограниченный несколькими днями срок их хранения оказывается не интересен магазинам - они предпочитают иметь дело с молочной продукцией, хранящейся в течение более длительного времени. Поэтому сегодня ЧП Мананников 90 процентов своей продукции реализует в детских садах, школах, Инжавинском санатории-пансионате.
     Фермер Виктор Сахно, надаивая тонну молока в сутки, продает розничному покупателю лишь 150 - 200 литров (остальное, безусловно, не пропадает, идет в переработку). Желание реализовывать инжавинцам больше молока у фермера, понятное дело, есть. Однако на сегодняшний день он также имеет лишь маленькую торговую точку на нашем рынке. Предлагал свою продукцию в небольшие стационарные магазинчики, но и они не хотят брать в продажу продукт, хранящийся всего лишь несколько дней. Вывозить фермерское молоко в села по 20 литров невозможно по экономическим соображениям: цена молока возрастет многократно.
     Молоко от Сахно - пакетированное, по оценкам, прозвучавшим в том числе и на совещании в сельхозуправлении, отличного качества, настоящий «живой» продукт, который не киснет в холодильнике в течение 6 дней и стоит не дороже магазинного.
     Однако, считают местные переработчики, за годы реклама сформировала у жителей вкусы и предпочтения, выгодные мега-производителям раскрученных марок. И если бы спрос на настоящий - «живой» продукт был выше, то рынок естественным образом отреагировал бы. А пока, видимо, большинство покупателей живет привычкой прийти в супермаркет и купить в одном месте все, что нужно к столу. В связи с этим интересной показалась идея начальника сельхозуправления по организации фермерской мясомолочной торговой точки на Инжавинском рынке, где можно было бы купить сразу экологически чистые мясо, молоко, творог, сметану и другие молочные продукты. Регулярность поставок, пусть даже всего лишь несколько раз в неделю, несомненно, привлекут постоянных покупателей.

Автор: 
Елена Шароватова
Читайте также:
Наверх