Лента новостей
Статья26 января 2015, 16:15

С названьем старым в новый век

Колхоз, а затем сельхозкооператив имени Калинина за годы своего существования пережил и взлеты, и падения, подойдя к рубежу тысячелетий в состоянии отнюдь не блестящем. Нокдаун перестроечных лет оказался настолько тяжелым, что кто-то, наверное, поспешил открыть счет производственных «секунд», оставшихся до конца поединка калининцев с временем и самими собой. Однако пессимисты просчитались. Хозяйство тяжело и не сразу, но поднялось с колен и продолжило извечную борьбу крестьянства с природой и не только с ней. Борьбу неизбежную – за хлеб, за урожай. Борьбу за жизнь…

От станции «Пановы Кусты»

Это сегодня село Пановы Кусты, ставшее штаб-квартирой названного именем старосты всея СССР Михаила Калинина коллективного хозяйства, находится на отшибе района, являясь этакой провинцией в провинции, куда, перефразируя Гоголя, не каждое начальство «долетит». А в веках минувших, когда и района как такового еще не существовало, и станции Сампур вместе с веткой железной дороги тоже, пылил через село стратегически важный для Руси Астраханский тракт, на многоверстовом пути коего приходилось многократно менять лошадей. Одна из почтовых станций была устроена в Пановых Кустах или наоборот - послужила толчком к зарождению села.

Жили в нем, рождаясь и любя, трудясь и умирая, по большей части землепашцы, представители самого большого, самого трудолюбивого и самого бесправного на Руси крестьянского сословия.

Именно в Пановых Кустах после директивного решения райисполкома в 1950 году родился колхоз имени Калинина, объединивший в себе несколько более мелких местных хозяйств - колхозы «Победа», «Ленинский путь» и «Верный путь», возглавила который председатель Александра Игнатьевна Корнеева.

В феврале 1957-го к полку калининцев примкнули еще два коллектива: колхозы «Новая жизнь» (д. Прудовка) и «Серп и молот».

С этого момента до 1968 года посолидневший колхоз возглавлял Михаил Михайлович Якунин, период руководства которого запомнился как время трудовых побед и достижений.

Доходы колхозников год от года росли, что позволяло не только развиваться технически, но и вести культурно-бытовое строительство, которое активно продолжил преемник председателя - Владимир Иванович Шелудяков, стоявший у руля хозяйства до 1971 года.

В различные годы колхозом, а затем сельскохозяйственным производственным кооперативом также руководили Фёдор Ильич Карев (1971-1973), Виталий Александрович Пачин (1974-1978), Виктор Александрович Писклов (1979-1988), Иван Дмитриевич Митрофанов (1988) и Николай Александрович Брунов (1989-2000).

В миллениум общее собрание колхозников посадило в председательское кресло Владимира Алексеевича Корнеева. Было к тому времени оно (кресло) совсем не завидное, изрядно потертое, полинявшее, до невозможности расшатанное лихими годами особенно болезненных, беспощадных к аграриям рыночно-перестроечных лет.

Либо грудь в крестах…

…Либо голова в кустах. Впрочем, голова у новоиспечённого председателя была в Кустах с самого начала. Так что терять ему было нечего, и Владимир Корнеев, засучив рукава, без суеты взялся за трудное дело спасения «утопающего».

Не хватало всего - денег, горюче-смазочных материалов, более или менее кондиционных семян. А главное катастрофически не хватало дееспособной сельхозтехники, и в первую очередь самого дорогостоящего уборочного ее сегмента - комбайнов.

В свое время землицы насобирал колхоз изрядно - 4,5 тысячи гектаров пашни, которые гребнем по весне не причешешь, из сита не засеешь и косой с граблями не уберешь.

Чего скрывать, было трудно. Если с весенним севом калининцы справлялись относительно успешно, то уборочная страда растягивалась на черноземных просторах хозяйства до неприличия долго. Нередко уставшие ждать колосья клевали «носом», просыпая в землю драгоценные зерна и снижая и без того не рекордную по причине отсутствия качественного посевного материала и удобрений урожайность.

В итоговых сводках тех лет кооператив прочно обосновался в нижней части сампурской «турнирной» таблицы, потихоньку переваливаясь из сезона в сезон.

Помимо технического дефицита, будто гиря, тормозило движение животноводство, безнадежно застрявшее в прошлом веке - с ветхой базой, такими же технологиями и подрастерявшими породистость животными.

Гордиев этот узел развязать правление не сумело, да и вряд ли в существующих условиях могло это сделать. Убытки от хрюкающе-мычащего поголовья росли, ежегодно съедая и без того не космических размеров доход хозяйства.

Калининцы крепились долго, а затем, в 2009-м, разом «рубанули» свиноводство, а через год заколотили ворота молочно-товарной фермы. Людей было жалко, коров тоже. Но при всей спорности ликвидации живой части сельхозпроизводства, этот шаг позволил ежегодно сберегать очень приличные по сельским меркам деньги. В 2009-м, например, кооператоры «заработали» на своих фермах 3,7 миллиона, а в 2010-м - 2,1 миллиона рублей убытка.

Было бы неправильно и в корне ошибочно утверждать, что усекновение животноводства в хозяйстве - дело хорошее. Как ни крути, а с одним растениеводством аграрный коллектив подобен тому самолету, который, как в песне поется, движется «на честном слове и на одном крыле».

Для уязвимых сезонностью полеводов, фермы, несмотря на всю их проблематику, долго оставались своеобразной подушкой безопасности, тем резервным фондом, из которого можно было сиюминутно почерпнуть финансы на решение множества мелких, но насущных вопросов.

Массовый отказ от них в районе, на наш взгляд, свидетельствовал о том, что хозяйства с одной стороны подняли свою экономику до планки, позволяющей жить без мясомолочной составляющей, а с другой - о том, что финансовое положение их еще не настолько сильно, чтобы при складывающейся рыночной конъюнктуре тащить на себе тяжелый животноводческий воз без каких-либо надежд на его модернизацию или обеспечивающие плюсовую рентабельность субсидии.

Обрубив этот якорь, калининцы сразу в «шоколад» не попали, однако смогли медленно, но верно двинуться вперед. Положение кооператоров оставалось еще весьма шатким и Владимир Корнеев, подобно саперу, права на ошибку не имел.

Был ли у него соблазн ударить шапку об пол и, была не была, направить львиную долю наличности или кредитов на масштабную интенсификацию производства, о которой в последнее время так много говорилось и которая уже стала нормой для целого ряда передовых сампурских аграрных коллективов? Конечно же был. Однако и цена такой рулетки была очень высока. Подвернись в ту пору неурожайный год - и сливай воду, туши свет…

Калининцы к ремонту и обновлению своего производственного и экономического фундамента приступили без лишней аффектации, буднично - почти незаметно, по-крестьянски мудро соразмеряя желания и возможности.

В начальной стадии этого пути журналистскому взгляду и зацепиться-то не за что было: ну работают, ну убирают… Ни тебе новых революционных культур, ни сортов, ни удобрений на полях, ни громких технических приобретений.

Но однажды, после большого, каемся, перерыва, «районка» посмотрела на СХПК имени Калинина более пристально и ахнула: вчерашний отстающий нарастил «мускулы» и к 2009 году по совокупности показателей обосновался в середине рейтинговой таблицы сампурских сельхозпредприятий.

Учиться лучше на чужих ошибках

Именно такой принцип до сей поры применяется в коллективе, предпочитающем, чего скрывать, вначале посмотреть на работу агротехнических новинок со стороны - у соседей по району, а затем уже применять что-то на своих полях.

Есть в этой методе как свои минусы, так и плюсы. Прежде всего эта неторопливость отражается на земле, которая после окончания «сахарной» эпопеи в Калинина совсем забыла вкус удобрений, особенно органических, истосковалась по гвардейски элитным семенам, да и по многим культурам, которые сознательно были вычеркнуты из севооборота для достижения экономического эффекта.

Эта узость стала вопиющей после отказа - по общеизвестным причинам организационно-экономического плана - от свекловодства. Зерновые и подсолнечник… Очень много подсолнечника! Вот по существу и весь растительный спектр калининских, да и, увы, не только калининских полей, сформировавшийся под давлением рынка и чреватый в стратегической перспективе очень серьезными негативными последствиями. Особенно если в этой схеме отсутствует минерально-органическое звено.

Его-то как раз в кооперативе и не было. Точнее, не было до недавних пор. Поднакопив сил, в хозяйстве делом стали доказывать, что науке «агрономия» помнят.

В минувшем сезоне там закупили и внесли на поля площадью 600 гектаров 57 тонн «минералки». Но на этом не успокоились и создали после многолетнего перерыва отряд плодородия, который вывез в общей сложности 4200 тонн органических удобрений, то есть перегноя, которым основательно удобрили самый «убитый» 70-гектарный участок.

Отлично показал себя впервые использованный полидон - микроудобрение, которое в связке с фунгицидами не просто спасло находящиеся на грани жизни и смерти озимые, а позволило получить хороший относительно погодных условий урожай - на отдельных участках до 50 центнеров с гектара.

Что касается средств защиты растений, то пестициды под руководством опытного агронома Любови Зверевой в кооперативе успешно применяли и раньше.

Первой ласточкой, призванной разнообразить бедный набор культур, появился на 100 гектарах горох.

Словом, как говорят в таких случаях, процесс пошел. И пошел в правильную сторону. Уже сейчас, в межсезонье, председатель вместе со специалистами конструируют будущую схему севооборота, в которой планируют отвести место сидеральным парам - приему восстановления плодородия почвы, при всей его эффективности на удивление тяжело входящему в хозяйственный уклад жизни сампурских аграриев за исключением ряда передовых.

Искренне надеемся, что все перечисленное - только цветочки, а «ягодки» интенсификации у СХПК имени Калинина впереди. Что уже сегодня можно сказать точно: коооператив благополучно прошел критическую точку и от сезона к сезону демонстрирует стабильную динамику, в основе которой лежит заметно укрепившаяся экономическая и техническая база.

Регулярные инвестиции в обновление парка сельхозмашин (в 2012 году - 3 миллиона, в 2013 - 9,1 миллиона, в 2014 - 6,5 миллиона рублей) позволили сформировать зерноуборочную эскадру из шести (маловато, но ведь еще не вечер) комбайнов и целой линейки современных тракторов Минского тракторного завода, флагманом которых стал мощный John Deere с оборотным плугом Lemken, практически в одиночку(!), ведомый механизаторами Сарматом Ерзаковым и Юрием Горейсом, снявший проблему поднятой целины - вспашки зяби.

Вместе с ними лавры сезона минувшего года разделили Самвел Беглорян, намолотивший на купленном к страде комбайне ACROS 1694 тонны зерна и водитель ЗиЛа Юрий Просин, отгрузивший с поля на ток 1840 зерновых тонн.

Обычно в подобных репортажах мы приводим статистику уборочных работ, но сегодня от нее отойдем, заострив внимание на обратной «стороне медали» - на экономических итогах.

Кого-то это наверняка удивит: калининцы со своими, еще далеко не совершенными в плане агротехники методами работы смогли найти редкий баланс между затратами и доходами, о чем по итогам 2013 года красноречиво засвидетельствовал уровень рентабельности производства, 51,5 процента, - лучший в районе!

В лидеры тогда они выбились и по уровню средней зарплаты, которая составила 14792 рубля. А в минувшем 2014-м доказали неслучайность успеха, уступив со своими усредненными 19440 рублями первенство лишь корпоративным коллегам - ООО «Агротехнологии», ООО «Тамбовский бекон» и ООО «Тамбов-молоко».

Сегодня, занимаясь под руководством главного инженера Юрия Шелудякова (со специалистами хозяйству определенно повезло) ремонтом техники, труженики СХПК имени Калинина уже привычно строят планы на будущее, в которых помимо названных уже стоят такие пункты, как покупка двух новых тракторов МТЗ, РУМа (разбрасывателя минеральных удобрений), универсального культиватора для так пришедшегося ко двору John Deere и многомиллионное строительство зерносклада.

Удачи же вам, живущим головой в Кустах. И сердцем тоже!..

Автор:Владимир Поветкин