Сельский автобус снова на маршруте

« Инжавинский вестник »
51
от
Понедельник, 15 декабря, 2014 (Весь день)
1367
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/12/15/top68.ru-selskii-avtobus-snova-na-marshrute-47531.jpg?itok=VNXvcyIo

     В одном из сентябрьских номеров нашей газеты в статье «Нужен ли селу автобус?» мы говорили о проблеме пассажирских перевозок в Инжавинском районе, о причинах нерегулярности автобусных рейсов (а кое-где и полного их отсутствия) в деревни и села, о мерах, которые планируется принять в этой связи.

Что изменилось по прошествии трех месяцев? Об этом наша сегодняшняя беседа с руководителем Инжавинского автопредприятия Андреем ЖИВОТЕНКО.

     - На сегодняшний день на нашем автопредприятии действительно произошли серьезные положительные изменения, - говорит Андрей Владиславович. - Много лет мы шли к тому взаимодействию с районом и областью, которого достигли сегодня. О том, что оказывать транспортные услуги на хронически убыточных сельских автобусных маршрутах из года в год будет проблемно, что без финансовой помощи властей предприятие не сохранить, стало ясно еще в 2007 году, и вопрос этот не раз обсуждался в администрации района.

     - Каковы основные причины убыточности сельских маршрутов, и что довело автопредприятие практически до критического положения?
     - Во-первых, значительно сократившееся количество населения. Во-вторых, большая протяженность маршрутов - у нас она одна из самых больших в области. В-третьих, из четырех рейсов в отдаленное село лишь два были с пассажирами, а два - холостые. В последнее время еще большее уменьшение пассажиропотока произошло из-за того, что жителей сел и деревень забирали птицефабричные автобусы (правда, это не решало всей проблемы перевозок, так как вернуться обратно сельчане могли только вечером, с этим же птицефабричным автобусом). Возросло в разы количество личного автотранспорта у населения.
     Затраты предприятия - это расход бензина, налоги и отчисления, заработная плата водителя, а доходы на большинстве маршрутов не покрывают даже затрат на топливо. Городские и междугородние перевозки окупаются за счет плотности населения, а для пригородных, социально значимых, требовалось дополнительное финансирование.

     - Кто и как устанавливает тарифы на проезд в пригородном автобусе?
  - Тарифы устанавливает не автопредприятие, они формируются областным управлением, исходя, прежде всего, из платежеспособности населения. На сегодняшний день действует тариф 1 рубль 80 копеек за километр пути с пассажира, но для экономической состоятельности автопредприятия он должен бы быть вдвое больше. Компенсации между заниженным действующим тарифом и тем, что предприятие экономически обосновывает, не было. Прибыль Инжавинскому автопредприятию давали только междугородние перевозки, этим и «затыкали дыру» на пригородных маршрутах, пока было возможно. Но наступил момент, когда и этих денег не стало хватать на обслуживание автопарка. Срок службы автобуса - 7 - 10 лет, за которые он должен не только оправдать вложения, но и принести средства на покупку нового автобуса (к примеру, простенький ПАЗик по сегодняшним ценам - от полутора миллионов). А наше предприятие имело возможность приобрести новую технику за собственные средства в последний раз в 2007 году. Надо понимать, что без обновления подвижного состава с каждым годом увеличиваются затраты на ремонт, в результате к 2014 году наши автобусы попросту разваливались. Оттого и начались срывы рейсов. Скажите, кто из предпринимателей станет работать в убыток?

   - Сегодня ситуация изменилась и вы по лизингу приобрели три новых автобуса. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее, и о том, как теперь будет организовано автобусное сообщение с селами района.
     - Тщательно изучив положение транспортных предприятий и жителей сельских районов, лишенных регулярного автобусного сообщения с райцентрами, в областном транспортном управлении разработали программу по повышению качества транспортного обслуживания населения, которую поддержал тамбовский губернатор, выявлены социально значимые маршруты в районах.
     Согласно этой программе из областного и районного бюджетов выделены субсидии на компенсацию потерь в доходах. Кроме того, в этом году в основном за счет областных средств были заключены договоры с лизинговыми компаниями, и было закуплено на всю область сорок автобусов, три из которых пришли на Инжавинское автопредприятие, и мы будем оплачивать лишь часть их стоимости. Сегодня всем стало очевидно, что плачевная ситуация с пригородными пассажирскими перевозками - это не особенность лишь нашего района, такое положение почти повсеместно, потому хотелось бы, чтобы программа поддержки действовала и дальше, тогда автопредприятия смогут выживать.
     По организации рейсов изменения ощутимые: если в прошлом году единственными ежедневными маршрутами были Инжавино - Красивка и Инжавино - Карай-Салтыково, то сегодня в самые отдаленные села совершаем рейсы 2 и 3 раза в неделю. То есть, постепенно возвращаемся к графику движения автобусов 7 - 8-летней давности, и за последние два месяца жалоб по пассажирским перевозкам не поступало - напротив, были звонки с благодарностью от жителей деревень. Именно с началом действия областной программы финансовой поддержки мы смогли запустить автобус на Караваино - с этим селом уже лет пять не было автобусного сообщения. Сегодня есть надежда, что Инжавинское автопредприятие завершит нынешний год без убытков, с положительным результатом.

     - У вас появилось несколько единиц новой техники, а кадры - кто будет на них работать?
  - Люди пришли. Был сложный момент, когда из-за тяжелого положения автопредприятия водители пригородных (сельских) маршрутов перешли работать на птицефабрику. Сегодня некоторые вернулись, и я надеюсь, что у нас в ближайшее время появится возможность увеличить зарплату.

     - У вашего предприятия успешное завершение года, будем надеяться, что все ваши надежды начнут оправдываться. Удачи!

Автор: 
Елена Шароватова
Читайте также:
Наверх