Лента новостей
Статья12 октября 2011, 16:09

Три дороги, три пути

Недавно именно в Сосновке состоялся областной семинар дорожников. ООО «Труд» представляло приобретенную недавно технику работающей в Москве американской компании. Очень умный агрегат, предназначенный для ямочного ремонта, вызвал восхищение у всех участников семинара, когда его действие продемонстрировали на наших сельских дорогах в районе села Ольхи.

Мы беседуем с руководителем Сосновской дорожной организации ООО «Труд» Манвелом Шаликоевичем Киракосяном в его офисе. Дорожная отрасль сегодня мало в каком районе области осталась. А если и есть, то так- «шарашкины конторы».
В 2007-ом, когда каждому району область выделила по 15 миллионов, чтобы привести в порядок центральные улицы, тендер выиграла организация, которой наши дороги были ни к чему. Просто для того, чтобы перепродать подороже.
Но все равно перед началом зимы деньги пришлось осваивать - асфальтировать кольцо от базарного перекрестка до районной администрации власти доверили все-таки сосновскому ООО «Труд». И в результате, когда уже белые мухи вовсю летали, у вокзала работали асфальтоукладчики и катки. Я тогда делала фото для газеты и недоумевала, какое может быть в таких условиях качество? Но вот прошло 4 года, а асфальт как будто недавно проложен.
- Да, когда проводили областные испытания нашей работы, этот асфальт фреза не брала. И потому, что щебенку клали особую, гранитную крошку из города Павловска, и работали на совесть.
На другой год району выделялись средства на битую-перебитую дорогу - участок от Семикино до Сосновки. Работы там сложные, однако вновь доверили ООО «Труд». Все лето тогда чадил асфальтный заводик Манвела Киракосяна, загрязняя окружающую среду. Зато дорога, как стрела, и за лето успели. Три года прошло, а к ней нет претензий.
С этого момента и начал подниматься авторитет ООО «Труд».
- Я дорожник с «младых ногтей», юношей начинал в дорожно-строительной бригаде простым рабочим, - говорит Манвел. - И всегда мне, как прирожденному дорожнику, больно было видеть, как на новеньком асфальте уже через год ямы, выбоины. Начинается весна, а вместе с ней ямочный ремонт. Тяжело видеть дорогу, на которую еще недавно столько сил затратили, изуродованной. Но теперь мы владеем такой техникой, которая легко справляется с нашей самой тяжелой проблемой. Человек семь трудились раньше над одной ямкой на асфальте, продували, прорезали фрезой, заливали битумом, а через год от наших заплат ничего не оставалось. И вот теперь этот механизм, американской фирмы, который приобрели за 9,5 миллиона, легко справляется с задачей. Овчинка стоит выделки. Все окупится. В других регионах такие агрегаты для ямочного ремонта давно имеются, а у нас в области мы приобрели первые. Очень экономная машина: рядом с ней один человек нажимает на кнопки, а машина сама продувает, заполняет эмульсией, а затем под давлением - щебенка. Эмульсия, ее выпуск наладил в Мичуринске завод - смесь воды с битумом, изготовленная по сложной технологии. И этой смеси все нипочем - ни дождь, ни мороз, ни резкие смены температурного режима, которые особенно портят асфальт. Наоборот, ей влага только на пользу - еще больше твердеет.
- А можно сфотографировать это заокеанское чудо к празднику в действии?
- Нет, машина уже помыта, поставлена на хранение до весны, а у нас сейчас другие заботы.
- Какие?
- Хорошо б все это делать в начале лета, но пока ходил, добивался, включили в программу, осень нагрянула. Но мы должны сделать эти три участка в ноябре. Это, во-первых дорогу из Лизуновки до Андреевки, чтоб по ней мог заходить школьный автобус в село, и лизуновским детям не надо было больше мерзнуть в поле на автобусной остановке. Хорошо б, конечно, как раньше, когда с сельской демографией у нас было получше, школа работала в каждом селе. Но сегодня лишь хорошие дороги могут облегчить участь тех школьников, которые теперь каждый день ездят за знаниями в соседние села.
- А еще какие участки у вас сейчас важные?
- Три дороги - три пути. О первой уже рассказал. Вторая - в Новой Слободе - подъездной путь к строящемуся животноводческому комплексу. И третья - в селе Верхнем Грязном. Невелики участки. Но это вновь строящиеся дороги, земляные работы. Не представляете, как тяжело было на грязновской дороге, там грейдер работал на износ. Теперь завозим щебенку. Но радостно, что сбывается мечта людей. Ведь столько ждали эту дорогу. Наше ООО «Труд» в свое время позаботилось, чтоб соединить асфальтом села Дегтянской зоны. Остался лишь один участок: от Подлесного до Первых Левых Ламок. Вот у меня под рукой проект на эти работы. И тогда старушкам из этого ламского села не надо будет, чтобы съездить в Тамбов, топать еще до дома километров пять.

***
Когда-то это была мечта Манвела - соединить села Дегтянской зоны в одно шоссе. До ее осуществления осталось еще немного, еще чуть-чуть.
В советские времена приехал в Сосновку из солнечного Еревана - столицы братской республики - армянский парень делать в Сосновке дороги. Они стали его судьбой. Армения после распада СССР сегодня самая дружественная России из бывших республик. И армян живет в России сейчас, наверное, столько, сколько в самой Армении. Они одной с русскими веры, трудолюбивы, предприимчивы, мобильны, любят свою вторую родину и хотят, чтобы она была лучше и краше. И это факт.

Автор:Вера Попова