Лента новостей
Статья25 февраля 2015, 12:48

Ярмарки штат, или Заметки с торговых рядов

19 февраля у здания крытого рынка п. Сатинка в очередной раз отшумела анонсированная
администрацией района ярмарка, в покупательский поток которой влились и журналисты «Трудовой славы».

За «буйки» не заезжать
То, что на рыночной площади на этот раз проходит необычное торгово-четверговское действо, было понятно еще на дальних подступах. Особенно людям с хорошим слухом, уловившим бодрые аккорды музыки, вылетавшие из немного «охрипшего» на морозе динамика.

Еще более очевидной разница стала при виде оранжево-предупредительных вешек, перегородивших асфальтовый подъезд к площади от улицы Садовой. С противоположной стороны функции шлагбаума выполняла полицейская «Нива». Ненавязчиво мелькали в многоликой толпе - народу ярмарка собрала немало - и сами стражи порядка. Словом, безопасность мероприятия была организована на должном уровне. А что, перефразируя Жванецкого, нам «сказали» местные и заезжие коробейники?..

На первый поверхностный взгляд машин, палаток, лотков было много. Начинаясь от «нулевого меридиана» крытого рынка, они сформировали коридор до упомянутой выше перекрытой дороги, а несколько авто обосновались даже на противоположной ее стороне.

Однако нас, признаться, больше интересовала не столько количественная, сколько местечковая (в хорошем смысле этого слова) и ценовая стороны ярмарочного действа.
Ба, знакомые все лица!
Слившись в единое целое с потоком покупателей, «районка» пристальнее взглянула на коробейников и довольно быстро поняла, что новичков в ней маловато. Товар лицом показывали «аксакалы» рыночного бизнеса, в большинстве своем в законодательно установленные дни регулярно съезжающиеся в Сатинку из Тамбова, Строителя, Котовска и Рассказово. Привычно и мирно с ними соседствовали сампурские бизнес-завсегдатаи…

Впрочем, не было бы в этих ярмарки «красках» никаких оттенков серого, если б не одно «но». Подавляющее большинство торговцев – не представители товаропроизводителей, а предприниматели-продавцы. Словом, посредники, удлиняющие как путь произведенной продукции к потребителю, так и ее, продукции, конечную стоимость. А следовательно, не способные составить реальную ценовую конкуренцию магазинам.

Лотки тех, кто товар не только продает, но и производит, можно было пересчитать по пальцам. И их, как правило, осаждал жаждущий так редко встречающегося сочетания высокого качества и доступной цены народ.

Безусловным лидером ажиотажного спроса в очередной раз стало разъездное авто ОАО «Степное гнездо» с коробками главного торгового бренда - первосортными куриными яйцами по вполне доступной цене. По соседству довольно бойко шла торговля рассказовским трикотажем от производителя. Треники массово-советского образца и майки унылых тонов, но «веселой» стоимости пользовались популярностью у старшего поколения домохозяек.
Немного выбивалась из мажорного контекста эмалированная посуда из Кирсанова, но и тут было все не так мрачно - сравнить просто не с кем.

Дальше - меньше. Отечественный, то есть сампурский молокопром единолично представлял известный, но, увы, эксклюзивный поставщик масла, сливок и творога из А.-Верхов, глава ЛПХ Виктор Сухов. Чуть дальше пахнуло ароматом рассказовской выпечки, напротив которой выставил банки с медом местный пчеловод… и, пожалуй, все!

Хотя нет: под бетоном рыночной крыши мы узрели вольготно расположившегося в пустом мясном секторе животновода-частника из Петровки Владимира Попова, чудом преодолевшего ветеринарное табу. Поодаль колбаса Сатинского цеха - и теперь уже точно все!
Заранее просим прощения, если кого-то не разглядели, но общую картину вероятная ошибка вряд ли изменит.

Из увиденного возникло сразу несколько вопросов. И первый из них: почему в нашем аграрном районе на лотках ярмарки и прилавках местных магазинов практически не видно, как говорят в народе, свойской сельхозпродукции? Где взращиваемые на сампурских полях гречка и горох, где подсолнечное масло и картофель, где разрекламированная «мраморная» говядина КФХ Арутюняна или народная баранина от СХПК имени Димитрова и «Искра»?
Согласитесь, вопрос при нынешнем разгоне инфляции не праздный и не такой уж, если разобраться, неразрешимый.
Цены – явно не к дождю
А то, что цены «летают» все выше, рассказывать никому не надо. Но мы не будем сегодня занимать газету перепечаткой ценников, которые и без «районки» люди ежедневно видят в магазинах. Остановим внимание на другом не менее важном аспекте - конкурентоспособности ярмарки (базара, рынка – называйте как хотите) со стационарной торговлей.

Вполне возможно, что до определенного момента рынок соответствовал своему, на наш взгляд, первостепенному назначению: снабжению населения не просто качественными, но и более дешевыми товарами, в первую очередь, конечно же, продовольственными.
Однако на сегодняшний день от преимущества этого не осталось и следа. Ассортимент, прямо скажем, неплох и разнообразен настолько, что по некоторым видам товаров даст фору торговому эталону района – сетевику «Эконом». А вот о ценах, к сожалению, сказать того же нельзя. Разумеется, за исключением упомянутых выше товаропроизводителей.

Ценники у основной массы торговцев, увы, все чаще вызывают реплики, «подслушанные» нами в одной из очередей: «Смотри как здорово!» - «Что здорово?» - «Цены смотри какие здоровые. Ух, и камбала по 210 рублей!»…

Правда, есть и редкие исключения. Как, например, сахар по 45 рублей за килограмм (в «Экономе» - 46,9 рубля) и… Боимся, что практически все. Особенно если брать в расчет регулярные торговые акции, проводимые в том же «Экономе», понижающем цену на различные виды товара. Так какой же из сказанного следует вывод?

Прежде всего, оговоримся сразу: статья эта – не пасквиль на безусловно благое ярмарочное дело, а попытка отделить зерна от плевел, вместе попытаться создать, выражаясь высокопарно, ярмарку нашей мечты. Чтобы, как говорил дядя Федор, и охота, и убивать никого не надо. То есть – и товара много, и стоит он недорого, как минимум, дешевле магазинного.

Сегодня администрация района, старающаяся заманить на сампурские ярмарки как можно больше торговцев, сталкивается с серьезными трудностями. Бизнесмены, попробовав раз, просто отказываются ехать к нам по банальной, но убедительной причине: они просто не окупают эти поездки суммой выручки.

Что тут скажешь: то ли продукция не очень, то ли сампурские кошельки худоваты? Однако факт остается фактом, и преодолеть эту тенденцию местная власть, которая, согласитесь, заслуживает признательности за организацию этой и предыдущих ярмарок, в одиночку просто не может.

А вот где, на наш взгляд, рано ставить точку, так это в вопросе местечково-торговом. Не новая, в общем-то, идея массового присутствия на рынке чисто районного продовольственного сегмента, начиная от хлеба и заканчивая упомянутыми гречкой, мясом и маслом, вполне реальна.
Как ее осуществить? Создать ли своеобразный консорциум аграриев или открыть на базе того же потребобщества специализированный отдел? Варианты есть. Нужно только начать.
Автор:Владимир Поветкин