Лента новостей
Статья13 апреля 2011, 18:52

Если дети играют во взрослые игры

Наверное, вы уже задумывались, как подготовить вашего ребенка к взрослой жизни, взрослым отношениям. А, возможно, только что ваш малыш спросил: "Мама, а откуда дети берутся?" и вы замерли, не зная как правильно повести себя, как ответить ему на этот непростой вопрос…
По-видимому, никого не нужно убеждать в том, что половое образование детей должно осуществляться в семье. Но как? Ведь возможных вариантов разъяснения тех или других вопросов много, а избрать нужно один. От того, как сумеют родители доходчиво и понятно объяснить сыну или дочери разные жизненные явления во взаимоотношениях полов, будет зависеть и формирование половых установок ребенка, понимание своих обязанностей, необходимости управления собой, своими желаниями и поведением. Об особенностях семейных отношений в современном обществе и проблемах полового воспитания в семье сегодня размышляет заведующий Тамбовским городским центром планирования семьи и репродукции Ольга Ярыгина.


Опять патриархат?

На протяжении жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями: болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (войны, социально-экономические кризисы) и многое другое.

За последние десятилетия в нашей стране произошли радикальные перемены как позитивного, так и негативного планов, которые не могли не отразиться на функционировании семьи: распался Советский Союз, прошел парад суверенитетов, разразился тяжелый социально-экономический кризис, произошло расслоение общества, тысячи детей превратились в сирот и беспризорников.


Практически каждая семья в нашей стране прошла через кризис, из которого одни вышли преображенными, с новыми семейными правилами и ценностями, другие потеряли и то немногое, чем владели. И этих семей, к сожалению, больше, чем благополучных.
Какие же особенности сегодня имеет семья в России?

— сохраняется патриархальная семья, т. е. семья, состоящая из нескольких поколений;
— во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины (неполные семьи), так же как отсутствуют они и в общественных институтах — детских садах, школах, университетах, больницах, поликлиниках, где главными действующими лицами являются женщины. Это затрудняет воспитание таких качеств, как мужественность, стойкость, независимость, ответственность за принятие решения у мальчиков и юношей;
— в современных семьях несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи живут совместно с родителями и прародителями без надежды на приобретение собственного жилья;
— сложное материальное положение и отсутствие нравственных ценностей приводит к тому, что семьи легко распадаются, а заложниками этой ситуации являются дети;
— в семьях возрос уровень взаимной агрессии, агрессивное поведение воспринимается некоторыми людьми как обретение свободы.
Эти неблагоприятные тенденции можно перечислять и перечислять, они приводят к нарушениям жизнедеятельности и функционирования семьи, то есть к дисфункциональности.


В то же время функции семьи многообразны:
— хозяйственно-бытовая функция, заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей семьи, — в пище, кровле и т. д;
— эмоциональная функция — удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите;
— функция духовного общения;
— функция первичного социального контроля — это обеспечение семьей выполнения социальных норм, принятых в обществе;
— репродуктивная функция — семья регулирует сексуально-эротическое поведение ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются. Например, за последние годы качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам, разводам.
Педагоги, медики, психологи обеспокоены нарушением еще одной очень важной функции семьи — воспитательной, а именно нарушением процесса подготовки детей к взрослой жизни, невозможностью или нежеланием проведения адекватного полового воспитания и образования детей и подростков. Причинами этого явления являются конфликты по вопросам воспитания у родителей, отсутствие у них соответствующих знаний и навыков, чрезмерная занятость родителей собой, своей работой, карьерой.

Молчать нельзя рассказывать

Половое воспитание направлено на половую социализацию, то есть на готовность молодых людей к здоровой гармоничной жизни, формирование личных качеств с учетом половой принадлежности (мужественность, решительность, сила воли — для мальчиков; трудолюбие, заботливость, нежность — для девочек). Всесторонние знания по вопросам брака и семьи, самодисциплина и саморегуляция — это, наконец, гражданская ответственность.


Половое воспитание — наиболее дискутируемый вопрос в нашем обществе. Основные споры разгорелись по поводу того, насколько откровенным должен быть предлагаемый материал, в каком возрасте начинать, кто должен проводить половое воспитание: Семья? Школа? СМИ? Медики? Задается вопрос — а зачем вообще просвещать подростков? Не провоцируют ли знания раннюю сексуальную активность? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать ситуацию в подростковой среде.


Для современных подростков, не получающих внимания, поддержки, информации от взрослых, характерно рискованное сексуальное поведение, характеризующееся омоложением возраста сексуального дебюта, возрастанием абортов у несовершеннолетних, увеличением риска заболевания ВИЧ/СПИДом и венерическими болезнями. Положение усугубляется повышением сексуальной активности, обусловленной в большей степени агрессивными социальными мотивами и дефектами в воспитании, нежели гиперсексуальностью подростков.


Анкетирование 1615 учащихся средних школ и ПТУ показало, что среди не достигших 14-летнего возраста в половую связь вступили 2% подростков, среди 14-15-летних — 13%, среди 16-17-летних — более 30%. Мальчиков во всех возрастных группах в 2 раза больше, чем девочек. Активные в сексуальном отношении подростки заметно хуже учатся. Почти все курят. Каждый третий познакомился с наркотиком. Ранние половые связи, как правило, безлюбовны и весьма прозаичны.

Кто в ответе?

Мы сталкиваемся с такой молодежной субкультурой, когда сами подростки видят в ранней половой жизни, курении, алкоголе знаки взросления, обретения самостоятельности, независимости от родителей. Среди подростков с ранним сексуальным опытом каждый второй воспитывается в неполной семье, высока доля родителей, особенно отцов, малообразованных, безработных, неспособных создать благоприятные семейные условия. Обсуждение в таких семьях вопросов подростковой сексуальности проблематично, либеральное отношение — сомнительно.
Кроме того, настораживает духовная ущербность молодых людей, что выражается в отсутствии установок на продолжение рода, в отказе от материнства, от родительских обязанностей в растущей немотивированной жестокости по отношению к детям.
Таким образом, реалии таковы, что часть воспитательной функции семьи должны брать на себя другие социальные институты. Логика событий вывела на 1-й план медиков, как почти единственных проводников полового воспитания. Медики, проводя эту сложную работу, руководствуются правилом "не навреди", отдают себе отчет в том, что необходимо заручиться позволением и поддержкой родителей.
Многогранность вопросов полового воспитания и образования показывают, что возможности медиков небезграничны и сейчас им в поддержку идут подготовленные педагоги, психологи, молодежные лидеры.

Справка


Сегодня число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — более 630 тысяч, из них около 90% составляют сироты при живых родителях. Расходы государства на воспитание таких детей огромны, но проблема социального сиротства не является только экономической. По данным исследования Детского фонда ООН, среди выпускников детских домов и интернатов 40% — зарегистрированные преступники, 30% — алкоголики и наркоманы, 10% совершали попытку самоубийства.

Автор:О. В. Ярыгина