Лента новостей
Статья9 июня 2015, 23:00

Преодолеем вместе!

В Детском доме «Мишутка» стартовал проект «Преодолеем вместе», направленный на социальную реабилитацию и адаптацию в обществе семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня у нас в стране наблюдается рост числа семей, где растут ребятишки с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие этих семей с профессионалами - врачами и педагогами - послужит не только эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений у деток, но и средством для последующей адаптации ребенка к самостоятельной жизни, считают специалисты Детского дома-интерната «Мишутка», где открыт кабинет помощи семьям и детям.

ДВАДЦАТЬ семь лет назад таким же вот тёплым июньским днём мы, перепуганные студентки, везли свою подружку-однокурсницу на такси в родильный дом. Вике стало плохо прямо на экзамене, «Скорая» могла не успеть - и молодой таксист, включив аварийку и давя на клаксон, летел по городу, объезжая прижимавшиеся к обочине автомобили.

До запланированного срока родов оставалось больше двух месяцев, муж спокойно уехал в командировку в Москву, и ещё утром Вика вместе с нами зубрила философию - сессию для беременных никто не отменял. Она даже успела взять билет и отдать зачётку преподавателю…

Её дочка Санька родилась на девять недель раньше срока. Мы, белые от страха, сидели в белом больничном холле, зная, что за жизнь Вики и её ребёнка борются люди в белых халатах. «Преждевременные роды… отслоение плаценты… внутриутробная гипоксия… нарушение мозгового кровообращения…», и - «хорошо, что девочка - мальчика бы не спасли». А рядом металась Викина свекровь и, заламывая руки, умоляла вышедшего врача: «После десяти минут не спасайте… Прошу вас… Не реанимируйте после десяти минут». Слова почти уже бабушки повергли нас, молодых девчонок, в шок.

Но она объяснила: «Я - врач, работаю в доме грудника для деток с аномалиями развития и умственной отсталостью. Если бы вы знали, сколько у нас детей остаются инвалидами впоследствии родов, именно потому, что реанимируют, когда мозг уже, по сути, отмирает…». С тех пор прошло двадцать семь лет.

«В ПОДАВЛЯЮЩЕМ большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы. Сегодня у нас в стране наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, и с глубокими нарушениями интеллекта, двигательных функций», - говорит директор дома-интерната «Мишутка» Людмила Короткова - человек, который о детях-инвалидах знает всё. - И если в семье сложилась подобная ситуация, без помощи специалистов не обойтись. Нужен постоянный мониторинг состояния физического, психического развития ребёнка, профессиональная коррекция воспитания, поведения, развития интеллекта и навыков адаптации в обществе.

Мы наблюдаем парадоксальную ситуацию - чаще всего «особенный» ребенок, воспитывающийся в семье, лишён элементарных возможностей для самореализации и социальной адаптации. Его мир - мир взрослеющего человека - нельзя ограничивать замкнутым пространством дома. Дома, где его любят и тщательно ухаживают за ним, но всё же не могут дать ему полноценного развития. Прежде всего - как из-за отсутствия взаимодействия со специалистами, так и из-за ограниченного круга общения ребёнка. Мальчишки и девчонки, живущие в детском доме «Мишутка», этих проблем не знают - с детьми работают опытные специалисты, и дети успешно интегрируются в общество, так как приучены к труду, к самостоятельности и самообслуживанию. Поверьте, это - насущная необходимость и для детей, которые растут в семье, говорит Людмила Викторовна. Как правило, ребёнок в подобных семьях ограждается от внешнего мира и не всегда может получить элементарные навыки самообслуживания и привычку к труду.

Для его правильного развития нужен постоянный мониторинг физического и психического развития, профессиональные упражнения для повышения тонуса мышц, для развития моторики, для снятия контрактур, специальное оборудование и коррекционные программы. Как показывает практика, работа специалистов - дефектологов, логопедов, психологов, специалистов ЛФК с детьми с ограниченными возможностями здоровья оказывает неоценимую помощь как родителям, так и детям».

ЕЩЁ ОДНИМ важным направлением работы с детьми, имеющими серьёзные нарушения в интеллектуальном развитии, является формирование у них адекватного представления об окружающем мире.

Многолетняя работа специалистов детского дома-интерната «Мишутка» с детьми, имеющими серьёзные нарушения в интеллектуальном развитии, анализ результатов этой работы доказывает, что социальная адаптация ребёнка играет огромную роль в его будущей судьбе. Взаимодействие с профессионалами - дефектологами, специалистами по коррекционной педагогике служит не только эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений, но и средством для последующей адаптации ребёнка к самостоятельной жизни. Привитие социальных навыков даёт возможность ребёнку в доступной для него мере усвоить и осознать социальные отношения, получить опыт жизни в обществе, начать самостоятельную жизнь и успешно адаптироваться в ней.

«Дом-интернат «Мишутка» с апреля 2015 года при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализует проект «Преодолеем вместе». Проект направлен на формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей, обеспечивающих адаптацию ребёнка к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности, - рассказывает заведующая отделением психолого-педагогической помощи и социально-трудовой реабилитации Наталья Корец. - Целью проекта является психолого-педагогическое сопровождение семей, где воспитываются дети с особенностями развития, помощь в преодолении трудностей в развитии и максимально возможная адаптация ребёнка к социальной среде, помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребёнка, в преодолении беспомощности по отношению к нему, помощь в дальнейшем устройстве его жизни, стимулирование самостоятельности и развитие способности в общении.

Часто семьи, где воспитывается особенный ребёнок, замыкаются внутри себя, и поэтому содействие созданию взаимной поддержки родителей и ближайшего окружения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования у семей, входящих в целевую группу проекта, устойчивого положительного эмоционального настроя, веры в себя, поддержки со стороны общества, поддержание здорового образа жизни, преодоление изолированности семей, устранение негативных комплексов и стереотипов поведения семьи с ребёнком-инвалидом в обществе стали одной из важнейших и благих задач проекта «Преодолеем вместе», - рассказывает Корец.

«Мы обучили специалистов по инновационным социальным технологиям, которые включают практикумы по обучению родителей приёмам адекватного взаимодействия со своим ребёнком, организации групповых игр с несколькими детьми, организацию досуга семей, посещение друг друга, совместные праздники, походы, участие в различных конкурсах. В рамках проекта запланировано проведение спортивного конкурса «Богатырские игры», спортивного праздника «Олимпионик», спортивная игра «Самый ловкий», эстафетное состязание «Весёлые старты», проведение круглого стола.

С помощью оборудованной комнаты для занятий адаптивной физкультурой будут организованы занятия с детьми, направленные на формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями будет проводиться с использованием спортивного и игрового оборудования. Для этого в «Мишутке» есть все необходимое - массажное кресло, набор «Набрось колечко», напольная дорожка «Гусеница», гимнастические скамейки, массажные, гимнастические мячи, мячи-прыгуны. Запланирована и реализация программы по развитию двигательных навыков и умений у детей «Ступени». В целях обогащения эмоционально-волевой сферы ребёнка, поддержания здорового образа жизни семьи запланировано проведение занятий в бассейне, тренажёрном зале, фитнес-группе на базе учебного спортивно–оздоровительного центра ТГУ им. Г.Р. Державина «Антей».

В рамках организации семейного досуга запланировано проведение туристических походов и оздоровительные прогулки. Для того, чтобы взаимодействие было полным и эффективным, будут проводиться онлайн консультации специалистов с участниками целевой группы проекта и их ближайшего окружения».

«Мы надеемся, - говорит Наталья Андреевна, - что наш проект «Преодолеем вместе» станет действительно рукой помощи, протянутой семьям с «особенными» ребятишками, поможет им в дальнейшей социальной адаптации».

…Двадцать семь лет назад врачи спасли Викину дочку Саньку, крошечный полуторакилограммовый комочек. Страшные диагнозы отступили перед любовью, верой и мастерством специалистов. У Вики в этом году пойдет в школу старший внук, а Александра, профессиональный юрист, работает в благотворительном Фонде для детей с особенностями развития.

Автор:Светлана Сабитова