Параллельная реальность Александра Стрыгина. Как тамбовскому художнику с тяжёлой формой ДЦП удаётся создавать картины

03 мая 2019, 12:09 1438
public://article-images/2019/04/30/news-nid101535-142214.jpg
Фото: Инна Фокина, из архива Л.Крутицкой

Там, за территорией жизнь течёт по иным законам. А здесь, в Тамбовском психоневрологическом интернате № 2, вблизи посёлка Первомайский Знаменского района, каждый борется со своим недугом, как может. Иногда проявляя невероятную стойкость, мужество и терпение. Порой для того, чтобы уйти от суровой реальности, приходится создавать другую – параллельную, полную солнца и ярких красок, где по джунглям бродит величественный тигр, растут прекрасные цветы и дома смотрят на мир улыбающимися глазами-окнами. Совсем как на картинах Александра Стрыгина.

 

 

Александр

Молодой художник Александр Стрыгин живёт и творит в этом интернате. У него тяжёлая форма церебрального паралича, поэтому свои картины он пишет лёжа.

Александру двадцать один год. Он появился здесь два года назад, когда стал слишком взрослым для дома-интерната «Мишутка», где, будучи сиротой, воспитывался до этого. Мастерская необычного художника - это арт-студия в отделении молодых инвалидов. 

Сначала Саша рисовал карандашами, теперь работает в технике пастели. Рождение очередного шедевра автору даётся нелегко. Из-за болезни конечности Саши практически не работают, особенно не желают слушаться руки. Для работы на полу студии расстилается специальный матрац. Пристроив восковой мелок между обездвиженными болезнью пальцами каким-то чудесным образом, Александр, лёжа на боку, подталкивает руку с мелком своим коленом.

 

 

Огромным трудом даётся каждый штрих и каждая линия на листе. Работа осложняется особенным углом зрения. Ведь все предметы художник видит со своего ракурса, а не с  вертикального положения, как все зрители. А ещё, когда тебя совершенно не слушаются руки, ты не можешь верно рассчитать нажим, и от этого мелки постоянно ломаются. Но Саша не унывает. Вопреки звучащему как приговор диагнозу, он улыбчивый и светлый. Любит общаться. Моментально запоминает имена и отчества своих собеседников. О себе говорит так:

- Меня зовут Стрыгин Александр. Рисовать для меня – это труд. Я тружусь. Картины дают мне свободу, дарят радость – для вас и для меня – для всех.

 

Людмила Анатольевна

Первая, кто заметила в Саше то, что не было очевидным для других, Людмила Крутицкая. Именно она поняла, что парень чувствует гармонию цвета и формы, грамотно выстраивает композицию. Художник по образованию, она работает в интернате культорганизатором, и полтора года занимается с Сашей.

 

 

Работа с Сашей – это от начала до конца её личный эксперимент. После того, как Людмила удостоверилась в том, что её ученик различает передний и задний планы, холодные тона от тёплых, чувствует перспективу, педагог стала знакомить его с творчеством великих художников в лучших классических традициях. Очень сильное впечатление на Сашу произвёл Шишкин. 

Крутицкая настаивает на том, чтобы её подопечные вслух произносили как можно больше слов, называя предметы, с которыми работают, максимально подробно описывали их и свои действия.

- Здесь у всех очень сложные судьбы, - рассказывает Людмила Крутицкая, - поэтому хочется, чтобы они нашли способ реализовать себя, посмотреть на мир другими глазами, почувствовать собственную индивидуальность и значимость. Творчество в этом смысле прекрасный способ реабилитации и социализации.

 

 

Ещё один принцип наставника – как бы ни хотелось обмякнуть и начать поголовно всех жалеть – во что бы то ни стало, следует держать дистанцию и жалости своей не выказывать. Иначе ничего не получится. Малейшее движение души ощущается буквально кожей, и нельзя допустить промаха. Именно поэтому она старается чрезмерно не опекать этих людей. Не бросается на помощь, если из руки Саши выпал мелок. И это не из-за чёрствости, просто она не всегда может оказаться рядом.

- С Сашей мы пробовали свои силы в натюрмортах, портретах. Сейчас осваиваем графику, в планах также абстракционизм. Для того, чтобы по-настоящему состояться, художник должен найти себя. В последнее время я прошу его садиться, чтобы не происходило ломки в сознании, и легче можно было определить, где право, где лево, где центр. Не очень получается, но будем работать в этом направлении.

 

 

Уровень Сашиных работ вырос, о чём говорят внимание федеральной прессы и восторженные отклики посетителей выставок в Тамбове, где в последние месяцы находятся его картины. Сначала местом экспозиции была центральная библиотека имени Н.К. Крупской, теперь - областная картинная галерея. Называется выставка «Другой мир», и желающих увидеть творчество Саши и таких, как он, сильных духом молодых художников, становится всё больше.

 

Игорь

Это его улыбающееся и открытое лицо Саша нарисовал на своём портрете.

 

 

Игорь Жеребятьев – сосед по палате, верный друг, Сашины руки и ноги. Игорь очень добрый парень, у него с детства проблемы со слухом и речью. Но наушники в ушах, подключенные к телефону, свидетельствуют о том, что он, хоть и слабо, но слышит.

Немало времени Игорь проводит в обществе Саши. Таскает за ним его матрасик, помогает выбраться из инвалидного кресла и сесть обратно.

 

 

Собственный недуг не заставил Игоря замкнуться внутри себя, ожесточиться или превратиться в эгоиста. Напротив, увидев, что кому-то рядом хуже, чем ему, Игорь поспешил протянуть руку помощи. Такой вот наглядный урок доброты. Именно у них, таких как Саша и Игорь, следует поучиться милосердию и состраданию.

 

Мечта

Когда-то Саша мечтал побывать в Питере - городе, который притягивает художников своей мистической красотой. Но теперь он мечтает поехать к морю, где есть профильные медицинские учреждения, где специалисты работают с людьми, у которых такой же, как у Саши диагноз. Он верит, что комплексное лечение, включающее массаж, грязевые ванны и другие процедуры вместе с целебным морским воздухом, улучшат его состояние. И тогда он, возможно, сможет рисовать, сидя перед мольбертом.

 

 

Но Сашина мечта стоит немалых денег, сбором которых он сейчас и занимается. Кроме того, художнику необходим мольберт с регулируемой высотой крепления полотна. Постоянно приходится пополнять запасы пастели, нужна специальная бумага для работы. Всё это стоит недёшево.

Все, кто захочет помочь Александру Стрыгину материально, могут отправить деньги на его личный счёт в Сбербанке – 42307810461004003529 (Александр Анатольевич Стрыгин). Помощь может оказать и любой умелец, работающий с деревом, кто возьмётся изготовить для Александра мольберт своими руками. Нужно только посоветоваться, как это сделать наилучшим для Саши образом, с его педагогом. Телефон Людмилы Анатольевны Крутицкой: 8-960-667-08-22.

 

 

Лишённый семьи и здоровья Александр Стрыгин теперь видит смысл жизни в своих картинах. И от неравнодушных людей зависит, какой будет созданная им параллельная реальность на его полотнах.

Инна Фокина

Читаемое

Наверх