Знаменский Васнецов. Тамбовский художник иллюстрирует сказки Пушкина и создаёт рукописные книги

10 мая 2019, 22:08 736
public://article-images/2019/05/08/news-nid101722-142923.jpg
Фото: Светлана Сабитова, Дарья Цепкова, из архива В.Антонова

Палитра, мольберт, бумага, кисти, краски… и картина будто бы оживает, она отправляется в самостоятельную жизнь. Но живопись - это, прежде всего, титанический труд, и без трудолюбия самый талантливый художник никогда не станет Мастером – об этом ведёт беседу с юными художницами на занятиях в детской студии изобразительного искусства «Палитра» Виктор Антонов, где уже более 40 лет щедро делится с детьми своим талантом и мастерством.

 

 

В доме у уроженца деревни Павловка Сампурского района, а ныне жителя Знаменского, художника Виктора Антонова целая домашняя галерея. Местные жители называют его «знаменским Васнецовым». Виктор уже много лет не только иллюстрирует сказки Пушкина, но и сам создаёт книги. В них всё - от росчерка чёрной туши на виньетках до ламината на обложке - выполнено руками художника.

– Всего у меня четыре рукописные книги, - рассказывает художник, - сейчас работаю над пятой. Это «Сказка о царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке», «Руслан и Людмила» и «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях». Сначала создаётся эскиз,  чтобы в каждой книге он был неповторим. Затем переносится на бумагу, текст пишется старорусским шрифтом. Затем сам сшиваю, переплетаю, оформляю обложку на картоне и ламинирую. На одну книгу уходит где-то два месяца. «Руслан и Людмила» я создавал около года. Количество иллюстраций составляет в одной примерно 20, в другой – порядка 100. Каждая страница представлена в виде неповторимого орнамента. 

 

 

Десять лет назад рукописные книги в качестве уникального подарка Виктор преподнёс своей жене Людмиле. Это были поэма «Руслан и Людмила» и иллюстрированные сказки Пушкина. Теперь эти издания в её личной коллекции. Жена художника – самый главный человек в его жизни - его муза и самый строгий критик, самый преданный почитатель и его первая помощница. Вместе они почти полвека. Именно ей, Людмиле, посвящены многие его картины. 

 

 

– Было время, когда безумно ревновала его к этюднику, - улыбается Людмила Антонова. -  Хотелось побыть вместе, ведь поженились молодыми - мне было всего 19. А он подхватит этюдник - и на природу, писать неповторимую северную красоту. Мы жили в то время на Урале, куда меня направили по распределению. Но не выдержали, вернулись на Тамбовщину, к родителям, к своим корням.

 

 

Рисовать Виктор начал с пяти лет. Сказки, которые рассказывал внукам дед, участник Первой мировой Василий Яковлевич Мануйлов, стали для маленького Вити тем же, чем в своё время сказки няни для Александра Пушкина. А настоящие акварельные краски, подаренные Вите старшим братом – первым профессиональным инструментом.

– Первые мои рисунки заметил старший брат Валентин. Оценил их и подарил краски, – вспоминает художник. – А уже в педучилище однокурсники удивлялись моим цветным линогравюрам. Каждую свою работу я делаю с полной отдачей своих знаний и возможностей, не жалея сил и времени. А как получилась картина – это решать зрителю, талантлива она или нет. О каждой своей работе я могу сказать: «Я тут жил».

 

 

Более полувека минуло с той поры, когда студент художественно-графического факультета Тамбовского педагогического училища Виктор Антонов написал свои первые гравюры. Живопись – не просто увлечение, и не только получивший признание талант. Это его профессия, страсть и любовь. Правда, не единственная. Первая и главная любовь – это его семья.

На 35-летие со дня свадьбы муж подарил супруге полную символизма картину.

 

 

– В синеве неба – облака, в которых угадывается цифра 35. Древо жизни с переплетением веток – прошлое, настоящее и будущее. Генеалогическое древо многих семей, давших начало нашей семье Антоновых. Под древом – Стрелец, хранимый тремя Львами. Людмила по гороскопу Стрелец. Я, сын и дочь – Львы, отсюда – большой лев и два маленьких львёнка, – поясняет свой замысел художник. – Вдали храм Спаса на Нерли – символ веры; река и земля – время и сама жизнь.

Особый пласт творчества художника - портреты друзей, знакомых, жены, дочери, сына, автопортреты. Вот статная, даже величавая, немолодая женщина. Большие, натруженные руки, никогда не знавшие праздности, проницательный взгляд больших карих глаз.

 

 

Это  портрет матери художника Лины Васильевны, урождённой Мануйловой. Без малого век отмерил Бог этой труженице, матери шестерых детей, наградившей художника его талантом. 

А вот портрет отца Николая Васильевича Антонова, прошедшего всю Великую Отечественную буквально с самого первого дня и до последнего. Отчётливо просматривается фамильное сходство, портреты будто живые.

 

 

– Портреты писать не столь сложно, – считает Виктор, – как картины, живописные полотна, в которых есть свой сюжет, интрига. Где каждый штрих, каждый мазок красок, малейшая игра света и тени подчиняется замыслу художника. 

Альбомы живописи и графики, иллюстрации к книгам, картины - творческое наследие Антонова растёт и пополняется новыми шедеврами. 9 лет назад состоялась первая выставка его полотен.

 

 

7 февраля в музее Герасимова в Мичуринске открылась персональная выставка художника «У Лукоморья», подготовленная специально к 220-й годовщине со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

 

 

А недавно такая же выставка открылась в городском музее Котовска, где представлено 60 картин художника. Украшением экспозиции стали портреты поэта и его жены Наталии Гончаровой, которая родилась в Знаменке.

 

 

Выставка продлится до 13 мая. 

По мнению ценителей таланта Антонова, его картинам больше всего подходит слово «волшебный». Где чудеса и волшебство, как в Лукоморье, живут в его полотнах, где оживают образы, где тихо шепчатся Леший и Водяной, стоят на перепутье богатыри Рогдай, Фарлаф и Ратмир, где Баба-Яга варит колдовское зелье и в ивано-купальскую ночь водят на берегу реки свой хоровод русалки.

 

 

– Любой вид изобразительного творчества требует больших знаний, умения, труда. Если перед нами пейзаж, или натюрморт, или портрет – мы видим конкретно объект изображения. А любая картина – плод воображения художника, в котором присутствуют и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Если мы назовем имя Карл Брюллов – конечно же, перед нами встаёт «Последний день Помпеи». Если Василий Суриков – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Илья Репин – «Бурлаки на Волге». Все эти живописцы были великими портретистами. Но, на мой взгляд, вершиной изобразительного творчества является именно картина, - считает художник. 
 

Светлана Сабитова

Читаемое

Наверх