«Школа – это не только история про оценки, это история про счастье». Педагог из Сосновки вместе с детьми создал театр теней

21 июня 2019, 17:32 1325
public://article-images/2019/06/21/news-nid103108-146612.jpg
Фото: из архива Сергея Ежова

Учитель для России

О программе «Учитель для России» Сергей Ежов узнал случайно. Хотел стать учителем географии, но не прошёл отбор методиста. Посоветовали другой предмет: литературу – по схожести профессий. После трёхмесячного курса подготовки, где занимались дидактикой, педагогикой, психологией, теорией предметов, Сергею на выбор предложили пять школ: в Никифоровском районе и Сосновке Тамбовской области, а также в Москве, Воронеже Калужской области.

– Я объехал их все и сразу влюбился в Сосновку, – вспоминает Сергей. – Это на каком-то интуитивном уровне: когда заходишь в школу и сразу чувствуешь энергетику. В других школах меня сразу что-то отталкивало. Когда приехал в Сосновку, встретился с директором Натальей Викторовной Савинкиной. Она провела экскурсию. Мы поговорили. И я принял решение остаться здесь.

 

 

Сначала Сергей преподавал литературу пятиклассникам и по совместительству работал педагогом-организатором. Спустя год от уроков пришлось отказаться – отвлекали большая нагрузка и постоянные поездки по совмещаемой должности. Кроме того, продолжалось сотрудничество с методистами и психологами внутри программы, ежемесячно проводились обучающие тренинги.

Как педагог-организатор Сергей Ежов ведёт две театральные группы «Антре» и хореографическую «В ритме танца», готовит и проводит все крупные школьные мероприятия.

 

«Живой » театр теней

Идея создания театра теней пришла во время посещения факультатива по программе «Учитель для России». Режиссёр из Санкт-Петербурга показал выступление своего театра. Правда, это был мини-театр, с экраном примерно 50 на 100 см, декорациями из небольших кусков картона на тематику сказок для малышей. 

 

 

Сергей загорелся идеей перенести всё на большую сцену. Выбрал ребят со специальной подготовкой: гибких, пластичных, способных выполнять поддержки. Тематику решили взять военную, так как не за горами был военно-патриотический фестиваль.

Декорации делали из пенопласта, картона. Самая маленькая деталь – размером с кружку, самая большая – корпус танка – 2 на 1,5 метра. Каждый кусок этой боевой машины был многофункциональным: например, с помощью скотча по ходу действия купол церкви превращался в корпус танка, где роль дула выполняла нога одного из актёров.

 

 

Каждый из 15 задействованных ребят-актёров также выполнял несколько ролей. Так, один юноша в начале спектакля изображал стул, потом превращался в солдата, а в конце становился одним из элементов православного креста. А другой сначала был люлькой для ребёнка, затем играл самого мальчика, который вырос и ползёт на четвереньках к маме. 

Особенность театра теней и в том, что при приближении к экрану тень увеличивается, при отдалении – уменьшается, а значит можно «играть» масштабами фигур.

– Работа с тенью интересна тем, что только в процессе можно отрегулировать все детали, – рассказывает Сергей. – В голове ты можешь вообразить, как это поставить, но, когда видишь тень, нужно доделывать и перестраивать всё на ходу.

 

 

Около двух месяцев репетиции шли на небольшой школьной сцене без источника света и ткани, а за три дня до фестиваля стали репетировать в Доме культуры.

– В первые минут 30 была паника, – делится Сергей, – ведь мы привыкли к другим размерам. А здесь увеличилась рабочая зона, глубина сцены. Пришлось заново выстраивать метраж, картинку, исправлять погрешности. Репетировали по четыре часа в день. Значение имела любая мелочь. Ведь от отточенных, выверенных до сантиметра движений актёров зависел успех постановки. Никакого закадрового текста такой формат не предполагает – только проецируемая картинка и музыкальное сопровождение. Тем театр теней и интересен: работать одной визуальной коммуникацией, донести зрительным образом тот смысл, который задуман автором. Это действительно было сложно. Но у нас получилось. Своей постановкой мы хотели сказать, что дети не хотят войны.

 

 

А потом всю труппу пригласили в Москву на всероссийский фестиваль «Через театр». Когда сосновцы своим номером закрывали программу форума, в зале зрители плакали.

Сергей и его воспитанники, воодушевлённые успехом, не остановились на достигнутом. Следующую постановку сосновские зрители увидели в начале июня. На этот раз её тема – экология.

 

 

Надо ли говорить о том, сколько эмоций, позитива, интереса и развития привнёс Сергей Ежов со своим театром теней в жизнь ребят и обычные школьные будни. 

 

От журналистики к преподаванию

В Сосновской школе № 1 Сергей Ежов начал работать два года назад по программе «Учитель для России». Её участники – выпускники различных вузов – после специального отбора и подготовки становятся учителями школ Московской, Калужской, Тамбовской и Воронежской областей. Сергею всегда нравилось работать с детьми, но путь его к этому был долгим.

В первый класс маленький Серёжа пошёл в сельскую школу Петровского района Тамбовской области. Помимо уроков, посещал все дополнительные занятия, факультативы, кружки. В школе ему всё нравилось.

То, что будущая профессия будет связана с детьми, понял к 16 годам. К этому времени полностью окунулся в деятельность Союза детских организаций Тамбовской области, постепенно дорос до вожатого, потом куратора.

 

 

– Меня восхищало, что это детское объединение действительно работает, реально приносит пользу, – вспоминает Сергей. – Примерно в это же время приобрёл и первый педагогический опыт – пригласили поработать физруком в детский лагерь, в котором до этого отдыхал.

Однако после школы он поехал поступать в Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина на факультет журналистики.

– Тогда было идеализированное представление об этой профессии. Рвался изменить мир, – так объясняет своё решение Сергей. – Журфак окончил на «отлично», работать по специальности начал со второго курса: сначала в «Державинском вестнике», затем в телекомпании «Олимп», был редактором журнала «Здоровье. Физкультура. Спорт». Но постепенно появлялось ощущение, что занимаюсь не тем. Работа больше не приносила удовольствия. И только сотрудничество в летнее время с детскими лагерями было отдушиной. 

 

 

Ещё обучаясь в университете, как молодой педагог, Сергей принял участие в Дельфийских играх в номинации «Искусство воспитания», стал обладателем золотой медали. Это был ещё один звоночек, что нужно что-то менять. И тогда он решился уйти с головой в преподавание.

– Я очень горжусь своими детьми, наблюдая, как они «растут». На мой взгляд, школа – это не только история про оценки. Всё-таки школа – это история про счастье. Если ребёнок несчастлив, он не получит никаких знаний. Мне очень нравится, как организована работа в нашей школе. Подход у педагогов разный: у кого-то – демократичный, у кого-то – более авторитарный. Главное – есть результат. Дети учатся. Было бы хорошо, если учителей меньше загружали отчётами, бумажной работой, чтобы они могли лишний раз просто пообщаться с детьми, спросить: как дела, чем ты живёшь? Я стараюсь разговаривать с детьми уважительно и жду того же от них. Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

 

 

Сергей защитил дипломный проект участника программы, для него она заканчивается в этом году.

– Меня часто спрашивают - уеду ли я? Да, уеду. Несмотря на то, что привязался к детям, коллегам, школе и чувствую, что это моя семья, остаться не смогу. Скорее всего, поработаю ещё год. Пока не знаю, чем именно потом займусь, но уверен, что буду работать с детьми.
 

Елена Маняхина

Читаемое

Наверх