Идущий по облакам. Тамбовчанин собрал мотодельтаплан из бензопилы и мопеда ради детской мечты

21 июля 2019, 20:06 954
public://article-images/2019/07/16/news-nid103856-148757.jpg
Фото: Алексей Бучнев

Облака, белые, немного рваные, плыли неспешно по небу. Они были похожи то на невиданных зверей, то на куски ваты, то на летающие острова. И настолько они были прекрасны, что маленький мальчик Коля, который сидел на крыльце своего дома в селе Дмитриевка, решил во что бы то ни стало пробежаться по ним. И настолько захватила эта мысль мальчика, что не отпускала многие годы, заставляя грезить наяву.

- Еду в автобусе, сам в окно смотрю на небо, а руками за поручень держусь и представляю: вот прямо сейчас трубу поручня на себя и вверх, как самолёт, к солнцу, - вспоминает Николай Вотановский.

 

 

Мечта осуществилась много лет спустя, и чтобы воплотить её в жизнь Николаю пришлось хорошенько поработать своими руками, хотя это его и не пугало – опыт сбора полезных самоделок у него был богатый. В дошкольном возрасте Николай сделал из двух сломанных велосипедов и сколоченного ящика машину с ручным приводом и гордо рассекал на ней по селу. В зрелом возрасте он «сочинил» мотоблок для вспашки участка, а когда его утащили, быстро собрал мини-трактор, который не только пахал и боронил, а ещё сам высаживал картошку в борозды, а потом и засыпал их. В копилке притамбовского Кулибина - охотничий снегоход на колёсах-дутиках, аэросани двух моделей, оригинальная система посадки огурцов на сетке-каркасе и организация прикорневого полива практически всех овощных культур на участке, сделанная по принципу гидропоники.

Свою первую «ступеньку» в небо умелец собирал из узлов и агрегатов от бензопилы, мопеда и мотоцикла. Чтобы скомпоновать разнокалиберные запчасти в единый привод для ранцевого мотопараплана, пришлось изрядно потрудиться – растачивать валы и подгонять размеры шкивов, которые в реальности раньше никто не пытался объединить в единое целое. Потом клеил берёзовые доски в единый пакет и строгал из них саблевидный винт пропеллера. Дальше была покупка парашюта-крыла, куча прочитанных книг и статей по теме, пара занятий с инструктором – и взлёт. В небо Николай пошёл прямо с сельского поля. Ушёл, чтобы осуществить мечту и влюбиться в небо ещё больше.

 

 

- Передать эти ощущения невозможно: ветер, планируешь, потом ловишь восходящий поток, набираешь высоту и снова летишь дальше, смотришь, как всё красиво вокруг, радуешься, людям машешь.

Полёт мало того, что экстремальное занятие, полёт на мотопараплане, мягко говоря, непрост. Приходится, как многие птицы, ловить восходящие воздушные потоки и, в прямом смысле, оседлав их, подниматься в высоту.

- Мой рекорд на крыле - 2200 метров. Поднялся, а там уже прохладно. Это было в Липецке, меня там зацепили специальной лебёдкой и потянули – взлетел. Полетал немного, снижаюсь, подняться никак не получается, но тут увидел облако, и пошёл под него, - вспоминает Николай Вотановский. – Под облаком всегда восходящий воздушный поток – как в трубу затягивает, к центру сильнее, по краям слабее. А совсем у края облака – нисходящий поток, может вполне схлопнуть крыло.

Лётчик «оседлал» воздушный поток и начал подниматься вверх. Тяга такая, что дыхание перехватывает, а одежда струится. Здесь очень важно вовремя остановиться и уйти с потока, ведь поднимающаяся масса воздуха может выкинуть забравшегося в облако на высоту в 7-9 тысяч метров, а там гарантированы потеря сознания от недостатка кислорода и последующий летальный исход. Страх охватывает человека, нет ориентиров, в облаке всё одинаково, не видно земли, не видно ничего – только туман, через который немного пробивается солнце. На него и стал ориентироваться Николай, оценив по альтиметру двухкилометровую высоту и, сочтя её предельной, взял курс в направлении светила и смог вырваться из ветреных объятий тучи. А потом полетел к себе домой – в деревню Николаевка, что рядом с Авдеевкой. Несколько раз пришлось подниматься и опускаться, чтобы поймать скоростной поток, который бы донёс в нужную сторону. И это почти удалось. Так долетел от Липецка почти до дома, но в нескольких километрах пришлось заходить на посадку – ветра почти не было, туч тоже, высота минимальна, стал присматривать местечко. Но тут попалась свежая пашня – от чернозёма, нагретого солнцем, шёл восходящий поток, который и помог долететь до точки назначения.

 

 

Не всегда ему везло, из некоторых полётов выходил буквально на последних сантиметрах. Однажды даже упал в озеро, и тяжёлый мотор утянул его под воду – спасибо рыбакам, нырнули и вытянули.

Спустя некоторое время ранцевого двигателя Николаю показалось мало и он приступил к проектированию и постройке мотопаратрайка. Рассчитал необходимую длину стальных труб, из которых изготовил несущий каркас и защитный кожух винта, с нуля придумал систему крепления крыла-парашюта, системы спасения, двигателя с оборудованием, бензобаком и аккумулятором, ручного и ножного управления, даже амортизаторы поставил на передние колеса и подсветку крыла снизу – чтоб красиво было.

Глядя на получившийся летательный аппарат, который, кстати, регистрировать нигде не нужно (законодательство допускает полёты на аппаратах легче 112 кг без разрешений и сертификатов), возникает уверенность – сделать это в гараже невозможно. Соосность линий, симметричность по любой из осей, продуманность и основательность агрегата говорят любому – заводской выпуск, немалая серия.

 

 

- Всё сам сделал, проектировал, гнул, рассчитывал, даже чехлы на сидения сам шил, только движок от снегохода и сварка мичуринских спецов. Все дуги наждачкой и пастой полировал до зеркала, хоть и холодно зимой в гараже, а я по три майки менял, так уставал, - вспоминает лётчик.

Уже на мотопаратрайке лётная душа «развернулась» на полную и понесла обладателя к новым рекордам. Но самое главное, что именно это увлечение, именно эта «одержимость» небом и стремление воплотить мечту в реальность помогло Николаю Вотановскому справиться с серьёзным заболеванием. Восемь лет назад ему диагностировали саркому.

- Главное - не опускать руки, не сдаваться, лечиться и заниматься чем-то хорошим. Ну и в Бога верить, сам я верующий, знаю, что он помогает. И мне помог, - поделился своим самым важным жизненным переживанием тот самый мальчик, что много лет назад мечтал ходить по облакам.

 

Константин Федоров

/images/banners/poligrafia_745x300.jpg

Читаемое

Наверх