Там, где рельсы сходятся: почти 60 лет общего стажа на железнодорожной станции Обловка супругов из Уварова

04 августа 2019, 09:04 779
public://article-images/2019/08/02/news-nid104514-150328.jpg
Фото: Елена Уварова, из архива семьи Листаровых

Станция Обловка города Уварово относится к Юго-Восточной железной дороге. Через неё проходит пассажирский поезд Камышин-Москва, днём и ночью отсюда отправляется пригородный Обловка-Тамбов, на станции формируются товарные составы. Но старожилы помнят ещё то время, когда здесь было шумно от пассажирских поездов и товарных составов, а на станции трудилось более 400 человек. Среди них и супруги Листаровы, которые в первое воскресенье августа отмечают День железнодорожника. 

 

От составителя до дежурного по станции

Родом Иван Листаров из Пензенской области. Там окончил школу, выучился на зоотехника. На практику молодого специалиста направили в одну из деревень Сердобского района.

- Там я и познакомился с Ниной, стали встречаться, – рассказывает Иван Листаров. – После окончания техникума отслужил срочную службу в армии. Как вернулся домой, сразу с Ниной и расписались. Вскоре, в 1977 году, переехали в Уварово, здесь жила сестра жены.

 

 

Родственники работали на станции Обловка. Сюда же поступил и Иван, а затем и Нина. Начинал Иван Листаров помощником составителя вагонов. Вокзал в то время располагался на противоположной стороне от современного. Рядом с ним находилась большая столовая, клуб.

- Тогда 24 часа в сутки гудели поезда, не то, что сейчас – один в день прошмыгнёт –  делится Иван Листаров. – В сутки грузили больше 100 вагонов для элеватора, маслозавода, сахзавода, химзавода, обрабатывалось до 500 вагонов в смену. Составы шли бесконечно. На станции только в службе движения было 110 человек, не считая локомотивной бригады, путейцев. Всего на Обловке в те годы работало больше 400 человек. Смены длились по 12 часов. Конечно, тяжело приходилось, работали до изнеможения.

Три года трудился Иван Листаров помощником составителя вагонов, потом стал и составителем: 

- Приходят поезда, и начинается работа, у каждого строго расписаны обязанности. Приёмосдатчики размечают вагоны, куда какие направить – на химзавод, на Балашов. Дежурный по станции даёт нам задание – на какой путь, какие вагоны переставлять. Тепловоз подъедет – мы отцепляем вагон и переводим его на другой путь. На старой станции стрелки переводились вручную.

Железная дорога всегда была и остаётся важным стратегическим объектом. Это большая ответственность и слаженность в работе. Бригады, в которые входили сцепщики, машинист, складывались на годы. Поэтому понимали друг друга с полуслова.

 

 

До 1990 года работал Иван Листаров составителем, потом сдал экзамен на дежурного по станции.

- Работа дежурного по станции интересная, но не такая сложная, как на путях, – говорит Иван Листаров. – Как жена говорит, вышел из будки, дунул в дудку и обратно в будку.

 

Не женское это дело – шпалы ворочать

Нина Листарова работала поваром в железнодорожной столовой. Станционная столовая славилась на весь город. Когда её закрыли, Нину перевели дежурной на железнодорожный переезд на 111-й километр, который находился в Нюхарёвке. Но и переезд вскоре закрыли, и Нина переквалифицировалась на монтёра пути.

- Про нашу работу всегда говорили – бери шпалы, лом и молоток, – с улыбкой говорит Нина Листарова. – Сейчас везде всё механизировано, а мы меняли шпалы вручную. Я любила работать с ломом. Чтобы вытащить шпалу, надо щебёнку поковырять ломом, а затем лопатой выбрать. Наравне с мужчинами таскали шпалы, забивали молотком костыли, добивали их, проходя по путям. Бьёшь по костылям, а в тебя снег, вода, грязь, смазка летит. Очень тяжёлый труд. Солнце жжёт. Зимой бригада была на перегонах. Вывезут нас – четырёх мужчин и четырёх женщин. Поработаем, в обед в посадку проберёмся, костёр из веток соберём. Хлеб с салом на нём поджарим и снова в дорогу. Нам надо было согреться, чтобы не остыть, ведь когда работали, все мокрые становились.

 

 

Когда руководство решило, что женщинам слишком тяжело на путях, Нина стала сигналистом. Ходила с дефектоскопистами, которые проверяли рельсы – где получилось расширение, а где, наоборот, сужение.

- Каждый день проходили определённый участок, – рассказывает Нина Листарова. – Сегодня, например, идём пешком от 112-го до 96-го км. Там садимся на поезд и едем домой. На следующий день на поезде доезжаем до 96-го км и идём следующие 20 км до Ржаксы, оттуда – до Медного. И так каждый день, кроме выходных, в любую погоду – метель, дождь, гололёд. Для железнодорожников разницы нет – железная дорога работает в любое время.

И это была не прогулка на свежем воздухе. 20 километров проходили в быстром темпе, чтобы успеть до следующего поезда.

- Днём занималась домашними делами, дочками Аллой и Таней, – вспоминает Нина, – а как ночь, на работу. Выезжали на ночном поезде в 2 часа. На перегоне или станции выйдешь, и вперёд по шпалам. Из колеи выходить нельзя – вдруг поезд идёт, я должна дать сигнал. Идёшь, спать хочется, дефектоскописты уходят за тысячу метров, а где рельсы поворот делают, их уже не видно становится. Хочется сесть, отдохнуть. Но боишься под поезд попасть. Двигались полубегом. Как поезд идёт, подашь сигнал, и прочь из колеи. Пару раз при этом ногу повреждала: не очень удачно шагнула в снег и провалилась по пояс.

Спрос с железнодорожников всегда был большой – в начале каждого месяца ездили в Тамбов сдавать экзамены. Так и проработала сигналистом на путях Нина Листарова до самой пенсии.

 

Полвека как один день

 

 

Листаровы уважаемые в своём городе люди. Ветеран труда Иван Листаров имеет знак «Ударник XI пятилетки». А ещё он один из четырёх работников со всей Юго-Восточной железной дороги награждён знаком «150 лет железным дорогам».

Сейчас супруги на пенсии. В следующем году Листаровы отметят золотую свадьбу. Не только жизнь, но и работа у них была одна на двоих. Почти 60 лет общего трудового стажа на железной дороге, о которой теперь напоминают лишь гудки тепловозов.

 


 

Елена Уварова

/images/banners/poligrafia_745x300.jpg

Читаемое

Наверх