История одной фотографии. Мирная жизнь лётчиков во время войны на аэродроме Никифоровка

14 августа 2019, 19:31 638
public://article-images/2019/08/14/news-nid104867-151503.jpg
Фото: Владимир Ключников

Смелый прыжок, который запечатлён на коллаже, составленном из двух фотографий, состоялся летом 1943 года на реке Польной Воронеж неподалёку от железнодорожной станции Никифоровка. Здесь лётчики Первого гвардейского авиаполка дальнего действия в перерывах между боевыми вылетами построили деревянную вышку. Спортсмен, совершивший этот прыжок, Пётр Воронков, штурман авиаполка. Летал в экипаже Героя Советского Союза Марка Лановенко.

Прыжок Петра Воронкова запечатлел на фотокамеру его сослуживец, командир экипажа Владимир Ключников. Его военный альбом полон таких снимков. На них нет сражений, дымящихся руин и пробитых вражескими снарядами самолётов. 

 

Лётчики на отдыхе

Сегодня можно легко отыскать массу материалов о боевых действиях Первого гвардейского авиаполка дальнего действия и других воинских частей. Куда менее известна повседневная жизнь лётчиков в военное время. Объектив фотокамеры Владимира Ключникова «ловил» именно эти моменты: будни и праздники, быт военных, их взаимоотношения друг с другом и местным населением, совместный отдых. Тяжёлый труд мирных жителей — женщин и детей, ведь почти все мужчины ушли на фронт. Неброские никифоровские пейзажи. 

 

Никифоровские женщины возят горючее на быках, т.к. все лошади были мобилизованы на фронт в качестве тяги для пушек

Сам фотограф после войны проживал в Москве, где и скончался. А его альбом с уникальными снимками остался у штурмана, гвардии полковника Александра Николаевича Боднара. Их обнаружил его младший однополчанин, гвардии подполковник Виктор Алёшин, когда помогал ветерану разбирать архив. Жители Никифоровского района смогли увидеть родные места и земляков, какими они были в то суровое, но наполненное светлыми надеждами военное время.

 

Лётчики на отдыхе (на заднем плане - здание школы и железная дорога) 

Почти год, с августа 1942 по конец июля 1943 года лётный полк базировался на аэродроме Никифоровка, около одноимённой станции. Именно отсюда экипажи бомбардировщиков ТБ-3 и Ли-2 совершали боевые вылеты во время обороны Сталинграда и Курской битвы. На этом аэродроме состоялось вручение полку гвардейского знамени и передача Герою Советского Союза Василию Чистякову самолёта Ли-2 «Устюжанин». Он был построен на деньги, собранные земляками лётчика из далёкого северного города.

- Это было, по сути, большое ровное поле размером два на три километра, на котором могли взлетать и садиться самолёты. Рядом со станцией был населённый пункт из нескольких десятков домов со школой и клубом. Специальных строений на аэродроме не было. Вдоль железной дороги у посадок было лишь несколько землянок, которые использовались как каптёрки. Там находился технический состав, готовивший самолёты к полёту, а иногда, ожидая сигнала на вылет, в них отдыхал и лётный состав. В остальное время лётный состав размещался в школе и клубе без всяких удобств, - вот так, по воспоминаниям Александра Боднара, выглядел аэродром Никифоровка и его окрестности.

 

После боевого вылета (командир отряда Андрей Семёнов)

Под жильё и медсанчасть для лётчиков выделили здание, где теперь размещаются спортивная школа и Дом творчества. Но многие предпочитали снимать квартиры у местных жителей. Питались в столовой, которая работала круглосуточно, ведь вылетать на задания и возвращаться на аэродром экипажи могли в любое время. Хотя чаще всего бомбить вражеские объекты отправлялись ночью.

- Несколько слов следует сказать и об официантках — больших труженицах и заботливых женщинах, работавших в столовой. О них часто незаслуженно забывают, рассказывая о войне. Но они не знали покоя, создавая для нас все условия. Мы иногда удивлялись: когда они отдыхали? Ведь столовая работала круглые сутки. Вечером, перед боевым заданием, — ужин; утром, после возвращения, в любое время днём они были готовы нас кормить, — с теплотой вспоминает Александр Боднар.

 

Работницы полковой столовой чистят картошку

Жители Дмитриевки, Ярославки и других расположенных рядом с аэродромом населённых пунктов помогали военным в решении их повседневных проблем, поддерживали чем могли. В каждой семье кто-то обязательно сражался на фронте, на многих уже пришли похоронки. Поэтому лётчиков воспринимали как родных, защитников, относились к ним с благодарностью и заботой.

- Когда в Никифоровке стоял авиаполк, мне было лет девять. Лётчиков мы звали запросто — дядя Женя, дядя Ваня. Какое-то время у нас с матерью квартировал дядя Гриша, который служил оружейником — следил за состоянием пулемётов и пушек на самолётах, подвешивал бомбы. Кажется, фамилия его была Иванин. Он стал моим самым лучшим другом. У дяди Гриши был револьвер системы «Наган», которым он давал мне поиграть, — вспоминает старожил посёлка Дмитриевка Николай Сергеевич Конобеев.

 

Лётчики на пляже

Когда выпадала возможность, лётчики ходили в местный клуб на танцы. Знакомились с девушками. Нередко такие знакомства заканчивались глубокими чувствами и созданием семьи. Пока одни лётчики находили своё счастье, другие погибали в бою, так и не успев влюбиться.

 

Лётчики катают на лодке местных жительниц (крайний справа - Герой Советского Союза Михаил Орлов)

- У нас на квартире стояли два совсем ещё молодых лётчика. Имён, к сожалению, не помню, фамилии – Попов и Прозоров. Служили они недавно, поэтому усиленно учились. Свои книги и тетради хранили в деревянной тумбочке. Однажды они не вернулись с задания, а потом нам сказали, что их самолёт разбился. Всё, что от них осталось, это та самая тумбочка, которая хранится у меня до сих пор. Бумаг, правда, нет, так как лётчики велели их уничтожить в случае своей гибели,— с грустью говорит Николай Конобеев.

В тёплое время года любимым местом отдыха лётчиков становился пляж на берегу реки Польной Воронеж. Здесь они загорали, плавали, катались на лодке. Одним словом, пытались хоть ненадолго забыть о войне и смыть усталость и напряжение после боевого вылета.

 

Лётчики и местные жители купаются в реке

Местные мальчишки не отходили от военных, старались во всём быть похожими на них.

 

Лётчики с местными мальчишками

На берегу реки лётчики выстроили деревянную вышку, с которой с большим удовольствием прыгали в воду. Одним из наиболее заметных спортсменов в полку был штурман Пётр Воронков. Он вообще отличался талантами – очень хорошо пел, и товарищи сравнивали его тенор со знаменитым в те годы певцом Сергеем Лемешевым. При этом он входил в число лучших штурманов полка – за время войны совершил более трёхсот боевых вылетов.

- К сожалению, Петра Воронкова я не припоминаю. Но вышку помню очень хорошо. Она была очень высокая, в три яруса. Стояла возле пляжа напротив улицы Чкалова, неподалёку от водяной мельницы. Мы, набравшись смелости, могли спрыгнуть, в лучшем случае, со второго уровня. А с самого верха прыгали только лётчики, им высота была нипочём. Правда, в конце концов одна из досок треснула и кто-то из лётчиков глубоко поранил бедро. До сих пор помню, как товарищи уносили его с пляжа, сцепив руки в виде носилок, — делится воспоминаниями Николай Конобеев.

 

Лётчики купаются в реке

После войны выжившие лётчики и никифоровцы не забыли о своей военной дружбе. Ветераны полка не раз навещали знакомые места и старых знакомых. Радовались, глядя на то, как около станции Никифоровка разрастается посёлок Дмитриевка. Александр Боднар, разменявший вторую сотню лет, до сих пор не упускает случая побывать в Никифоровском районе. А благодарные жители установили на месте бывшего аэродрома камень с памятной надписью и заботятся о могилах лётчиков, которые похоронены в Дмитриевке и Ярославке.

 

Александр Боднар и Виктор Алёшин у закладного камня на аэродроме Никифоровка в 2010 году


 

Дмитрий Хатунцев

Читаемое

Наверх