Кино было на первом месте. Житель Тамбова рассказал об ушедшей профессии киномеханика

03 ноября 2019, 19:05 660
public://article-images/2019/10/21/news-nid106921-156875.jpg
Фото: Алексей Бучнев

Мы продолжаем серию материалов об исчезнувших профессиях. На этот раз вспомним о людях, которые показывали кино. А кино, как известно, в советские времена было важнейшим из искусств. О том, что это была за профессия, мы поговорили с Василием Барановым, единственным киномехаником Тамбовщины, о котором сняли кинофильм.

 

 

Кинотеатр на волах

Василию Григорьевичу 91 год, и более шестидесяти из них он посвятил кино. Впервые с этим искусством познакомился в своём родном селе Грушевка Инжавинского района. В конце тридцатых годов кино ещё было немым. А для того, чтобы запустить фильм, нужно было крутить динамо-машину. Вот как раз этим и занимались деревенские ребятишки, которым очень хотелось попасть на киносеанс, а денег не было. За эту работу киномеханик пропускал на фильм бесплатно.

Началась война. Большинство мужчин ушли на фронт, на тракторах стали работать девушки. Одной из таких трактористок стала старшая сестра Василия. И он всё свое свободное время проводил рядом с техникой, сумел освоить ремонт тракторного двигателя. А к концу войны способный парнишка стал курьером при сельсовете.

- Разносил повестки в военкомат и похоронки. Столько слёз материнских насмотрелся! Не приведи Господь испытать то, что наш народ испытал в войну, - с горечью вспоминает эти годы Василий Баранов.

 

 

После войны в кино пришёл звук. Но стационарные киноустановки в те времена были только в городах и крупных райцентрах. В деревню же приезжал киномеханик и показывал кино в клубе. Хорошо, если был клуб, а если не было, то собирались в самой большой избе в деревне, в тёплое время года - и вовсе на улице. Экраном служили развешанные на стене простыни. И начиналась магия игры света и тени, увлекавшая настолько, что зритель хоть на короткое время, но забывал о своих повседневных проблемах. Киноустановка работала от дизельного мотора, который весил около 250 килограммов. За него отвечал моторист, а ещё киномеханику полагался помощник. 

Зная, что Василий хорошо разбирается в технике, в 1949 году местный киномеханик взял способного парня к себе мотористом. Баранову нередко приходилось его подменять - он сам возил установку по сёлам и хорошо освоил профессию. В районе Василий был на хорошем счету и в 1951 году его направили в Тамбов на курсы киномеханика. После учёбы он получил передвижную киноустановку, с которой исколесил все окрестные сёла.

- Автомобилей тогда не было. Ездили на волах, на лошадях. А где и на себе, на тачках возили. Однажды едем по мосту через речушку, волы соскользнули в сторону, и вся киноустановка упала в воду. Думаю, ну всё, загубил кино. Привёз в деревню, просушил проектор и усилитель, плёнку размотал и - на печку. Всё наладил, и киносеанс отменять не пришлось, - вспоминает Василий Григорьевич.

 

 

Кино о киномеханике

В послевоенные годы кино в деревне было событием. Билет стоил по тем временам недёшево – 2 рубля. После денежной реформы они превратились в 20 копеек, но для сельчан и эта сумма была немаленькой, ведь работали они за трудодни.

- Когда мы начинали, в клубах, кроме танцев под гармошку, ничего не было. А я ещё и гармонистом был. Сеанс заканчивается, молодёжь остаётся на танцы. Потом я обзавёлся радиолой. На плёнке у меня была большая коллекция танцевальной музыки. Приезжаем в село, я ставлю на клуб динамик, пускаю звуковую запись, и все знали, что приехало кино. Пацаны гурьбой: кино, кино приехало! Кино было на первом месте, - рассказывает Василий Баранов.

 

 

Инициативного и ответственного киномеханика назначают бригадиром семи киноустановок, которые обслуживали несколько инжавинских сел. Волы остались в прошлом, государство выделило киномеханикам машину. Затем началась эпоха стационарных киноустановок. В сёлах строили новые клубы и ставили кинопроекторы – обязательный атрибут культурного роста советской деревни. 

Василий Баранов сумел сделать свои киноустановки образцовыми, и в начале шестидесятых прославился на всю страну. О нем напечатала передовицу центральная газета «Известия». А чуть позже приехала киногруппа из Саратова, чтобы снять о нашем герое фильм. Два с половиной месяца киношники прожили в доме Василия Григорьевича. По итогам съёмок вышел документальный фильм, который так и называется – «Киномеханик Баранов». Уже более пятидесяти лет Василий Григорьевич хранит у себя подарочную копию этой уникальной картины как реликвию. 

 

 

Во главе киносети Притамбовья 

По семейным обстоятельствам Василий Баранов переехал в областной центр. Вскоре его назначали директором киносети Тамбовского района. В этой должности он отработал 26 лет – до выхода на пенсию. Тамбовский район самый крупный в регионе и расположен рядом с областным центром, но киносеть была в запущенном состоянии. Василий Баранов сумел поднять её на высшую ступень. Техникой государство снабжало исправно, но с кадрами было тяжелей. Зарплата киномеханика небольшая  – 65 рублей, и люди неохотно шли в эту профессию. А ещё надо было раздобыть копии фильмов хорошего качества, чтобы не стыдно их показывать сельчанам.

- У меня с кинопрокатом всегда хорошие отношения были. Я старался брать копии кассовых фильмов, и чтобы плёнка была незаезженная. Фильмы сначала показывали в городе, потом в райцентрах. А до сельских клубов доходили плёнки плохого качества. Копии делились на четыре категории. Четвёртая присваивалась плёнке, которая прошла 200-300 сеансов. Там смотреть практически нечего, - делится воспоминаниями Василий Баранов. 

 

 

Заезженная плёнка часто рвалась, поэтому под рукой киномеханика непременно должен был быть склеечный прибор. В него закладывали плёнку, зачищали концы и соединяли специальным клеем. Схватывалась она быстро. Но нетерпеливые зрители хотели продолжения сеанса и кричали киномеханику: «Сапожник»!

- Когда началось телевидение, мы думали: «Ну, всё пропало, телевизор забьёт кино». Нет, не забило. Народ в кино всё равно ходил. Любили наши, советские фильмы, популярным было индийское кино. Мне нравились фильмы «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Свадьба с приданым», - рассказывает Василий Баранов. 

На рубеже 80-90-х годов произошёл перелом - появились видеомагнитофоны, открывались новые телеканалы, и киносеть пришла в упадок. Большинство киноустановок закрылось, людям стало не до большого экрана. Возрождение кинопроката началось в новом веке. И киномеханик Василий Баранов счастлив, что кино, которому он посвятил всю свою жизнь, остаётся важнейшим из всех искусств.  

 


 

 

Геннадий Минаев

/images/banners/poligrafia_745x300.jpg

Читаемое

Наверх