«Таусень, клюжечка, кочерюжечка». В Тамбовской области до наших дней сохранилась традиция Рождественских колядок

06 января 2020, 19:05 1162
public://article-images/2019/12/30/news-nid109503-163319.jpg
Фото: Светлана Дякина, Елена Еремеева, архив студии «Дарина»

Обряд рождественских колядок уходит в седую древность. Наши предки славили божеств и просили их о благополучии и достатке. Эта традиция дожила до наших дней. Жители Тамбовской области рассказывают о том, как колядовали в их поселках и селах в недавнем прошлом и как это делают сейчас. 

 

В Ржаксинском районе жадным хозяевам сыпали труху в колодец    

В старые времена в селе Золотовка Ржаксинского района со двора на двор ходили взрослые и дети, славили славянские божества: Авсень, Овсень, Баусень, Таусень, Усень, Святовид. Отдавая дань христианским традициям, прославляли и отогревали Иисуса Христа в Рождественский сочельник.

 

 

- И сегодня в каждом доме рады встретить шумную, разнаряженную ватагу ребятишек, исполняющих колядку «Таусень клюжечка, кочерюжечка». Эту колядку в нашем селе знают все. Раньше и взрослые ходили. Сегодня мы рады всем. На первый взгляд, калядка кажется простоватой и смешной, но на самом деле люди когда-то в неё заложили глубокий смысл. Они рассказывали о том, чем занимались сами, что их волновало, пугало, радовало. Колядующие постоянно задают вопросы Таусеню, на которые получают ответ, - рассказывает заведующая местным отделом организации досуга Татьяна Желтова.  

- Таусень, где была?
- Коней стерегла.
- А кони где?
- За ворота ушли.
- А ворота где?
- Водой смыло.
- А вода где?
- Быки выпили. И т.д.

Заканчивается колядка как обычно: «Полезай в сундучок, доставай пятачок». Когда хозяева доставали денежки, угощения, то их благодарили, желали здоровья, достатка, «скотинки во двор». Если хозяин с хозяюшкой жадничали, то на утро могли во дворе чего-то не досчитаться или из дома не выйти. Дверь могли лопатой подпереть, ёлку в трубу засунуть, сено разбросать и в колодец трухи насыпать.

 

 

Фольклорная студия «Дарина» из Котовска бережёт народные традиции

Руководитель фольклорной студии «Дарина» Котовского Дворца культуры Марина Ходилина несколько лет назад ввела в городе традицию. 7 января после заката участники студии, нарядные и весёлые, отправляются в путь по городу, заходят в дома, славят Христа, колядуют. 

- Горожане открывают двери, встречают нас кто с восторгом, кто с удивлением. К сожалению, молодежь о таком обычае, как русское колядование, представления не имеет. А люди в возрасте начинают делиться воспоминаниями, что в их детстве ходить по соседям с колядками было привычным делом, - рассказывает Марина Ходилина.

Марина Ходилина живет в Котовске восемь лет, переехала сюда из Знаменского района. И сразу же организовала во Дворце культуры фольклорную студию. Народное творчество всегда ее притягивало. Во время учебы в Тамбовском музыкально-педагогическом институте им. С.В. Рахманинова участвовала в фольклорной экспедиции в селе Никольское Знаменского района. Пожилые люди рассказывали о традициях празднования Рождества, приводили слова местных колядок.

 

 

- Бабушки рассказывали, что когда христославцы приходили в избу, красный угол с иконами обязательно украшал вышитый рушник. Под ним был расстелен тулуп из овчинной шерсти. Христославцы становились на колени и пели тропарь и колядки. Причем колядки на каждой улице немного отличались словами. Каждый привносил что-то своё, - делится Марина Ходилина.

Пришедшие поколядовать обычно доставали из кармана зерно и посыпали им весь пол в избе. Оно считалось необыкновенным, намоленным. Куры, которых на зиму запускали в избу, должны были выжить и стать по весне наседками, вывести побольше цыплят.

- Начинать христославить, колядовать, как сейчас некоторые делают, 6 января нельзя, ведь Иисус Христос еще не родился. А с Рождества славить его можно до самого Крещения. Христославцам давали только деньги, пусть и самую маленькую копеечку, - отмечает Марина Ходилина.

В состав творческой студии, которой она руководит, входят три коллектива. В их исполнении звучит множество русских народных песен. В репертуаре есть и колядки. Детский ансамбль «Котовская задоринка» радует вот такой рождественской песенкой:

Уж как шла коляда
Из нова города,
Мы искали коляду
У Ивана во дворе.
На Иванов двор
На пяти столбах,
На пяти столбах,
На семи верстах.
Уж ты, батюшка Иван,
Шелковая борода,
Шелковая борода,
Позлащёна голова.
Ты не режь, не ломай,
Подавай весь каравай.

Ансамбль «КрАсота», где объединены девушки старшего школьного возраста, предлагают своим зрителям колядку «Радуйся!»:

 

 

Добрый вечер всем вам, пане-господаре!
Радуйся! Ой, радуйся, земля!
Сын Божий народился.
Радуйся! Ой, радуйся, земля!
А придут до тебя три праздничка в гости.
Радуйся! Ой, радуйся, земля!
А как первый праздник – Святое Рождество.
Радуйся! Ой, радуйся, земля!
А как другой праздник – Святое Крещенье.
Радуйся! Ой, радуйся, земля!
А как третий праздник – Святое Воскресенье.
Радуйся! Ой, радуйся, земля!
А затем за слово
Будьте все здоровы!
Радуйся! Ой, радуйся, земля!

Выступления ансамбля народной песни «Родные напевы», куда входят люди старшего поколения, тоже исполняют колядки:

Мы ходили искали коляду-маляду,
Коляда-маляда.
Пришла коляда накануне Рождества,
Мы нашли коляду и Ивана на дворе.
А Иванов двор стоит больно широко,
Мы ходили искали коляду-маляду,
Коляда-маляда.
Пришла коляда, белая, румяная,
Добрая, желанная.

С колядками участники фольклорной студии «Дарина» выступают на городских мероприятиях. Чаще всего, конечно, на рождественских праздниках. Самодеятельные артисты стремятся показать, как богато и искромётно русское народное творчество.

Марина Ходилина говорит, что колядкой ее детства была «Авсенька», которую нужно петь 13 января, под старый Новый год, кликать плодородие на грядущий год. Ее студийцам эта колядка тоже полюбилась.

 

 

Авсень, авсень.
Мы ходили по всем.
По темным дворам,
по святым вечерам.
Мы шли-прошли на этот двор.
А собака на цепи разрывается,
А хозяин на печи обувается.
Доброго здоровьица, хозяева! С праздничком!
Пошли вам Бог рожь и пшеницу и долгая лета!

 

В Гавриловском районе наряжались конем или коровой 

В Гавриловском районе обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но, прежде всего, чтобы не прекратилась жизнь. Об этом и пели в колядных песнях:

... А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством...

 

 

Обычно это делали в ночь на Рождество, Васильев день (с 13 на 14 января) и Крещение. Надевали шубы, тулупы, вывороченные шерстью наружу, мальчишки делали бороды из льна, наряжались в коня, корову и других животных, сулящих плодородие. Встречались у кого-то на проулке и шли по всем домам - пели, плясали, предлагали погадать. Отпускать колядующих без подарков и угощений нельзя было, они сулили благополучие и счастье. А скупым хозяевам могли пропеть такую колядку:

Коляда, моляда,
Уродилась коляда!
Кто подает пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не дает ни
копейки -
Завалим лазейки,
Кто не дает лепешки -
Завалим окошки,
Кто не дает пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!

На Васильев день надевали маски на лицо и шли по всем соседям с колядкой:

Тяпу-ляпу, 
Скорей дайте коляду! 
Ножки зябнут, 
Я домой побегу. 
Кто даст,
Тот — князь, 
Кто не даст — 
Того в грязь!

Все, как правило, пекли фигурки коровок, бычков, овец, петухов, птиц и угощали ими колядующих. 

 

 

Светлана Дякина
Анастасия Максакова
Маргарита Витютнева

Eженедельная рассылка РИА «ТОП68»

Читаемое

Наверх