/images/banners/konsalt_group_1160_120.jpg

Краковяк на стиральной доске. 80-летие отмечает музыкант-фольклорист, мастер шумовой музыки Зигфрид Дымарец

26 января 2020, 19:07 971
public://article-images/2020/01/25/news-nid110229-164974.jpg
Фото: Юлия Новикова и архив Зигфрида Дымарца

Такт отбивают ложкари. Мелодичным распевам баяна вторят трещотки и коробочки, звонко отзываются треугольники-трензеля, подпевает балалайка. Королём ударно-шумового ансамбля возвышается над сценой бунчук с множеством маленьких колокольчиков. В умелых руках артистов народного фольклорного ансамбля «Тамбовский задор» поют даже чугунки и стиральная доска. Основателю и идейному вдохновителю коллектива Зигфриду Дымарцу 26 января исполняется 80 лет.

 

Две линии на сцене

Он пришёл в дом культуры «Знамя труда» поздней осенью 2001 года, предложил создать ансамбль шумовых инструментов. Директор, Наталия Львова, вспоминает, что тогда в «Знамёнку» после долгого перерыва начали приходить многие талантливые педагоги — музыканты, хореографы. Но у большинства была простая позиция: «Соберите людей, и я организую суперколлектив».

 

 

Зигфрид Дымарец не просил никого приводить. За пару месяцев он сам собрал вокруг себя таких же увлечённых народной музыкой и не боящихся экспериментов тамбовчан. А ещё через три месяца репетиций ансамбль, получивший вскоре название «Тамбовский задор», был готов к выступлениям. Через три года он первым из коллективов Дома культуры получил звание народного.

В репертуаре коллектива на данный момент 37 номеров. На сцене музыканты становятся в две линии. Линия первая — ложкари. Играют и на металлических, и на деревянных ложках. На деревянных ложках играть гораздо сложнее. Зигфрид Дымарец за многие годы выработал порядка 20 приёмов звучной и зрелищной игры на, казалось бы, несерьёзном инструменте.

 

 

Вторая линия на сцене — прочие шумовые инструменты. Многие из них Зигфрид Фёдорович называет фантастически выдуманными. Ну скажите, разве вы могли представить вальс, сыгранный на чугунках? Или польский танец «Краковяк», исполненный с помощью стиральной доски и маракасов? И, кстати, артисты коллектива не только играют, но и поют.

Известные произведения на необычных инструментах музыкант-народник подбирает сам. Даже в исполнении шумового оркестра со сцены должна литься музыка, а не бессмысленный шум. Мастер замечает: создать шумовой оркестр — задача архисложная! А поющий шумовой оркестр — почти невозможная.

 

 

— В плане шумовой музыки я самоучка. Да этому и не научат нигде! Специальной литературы нет. Полагаться приходится на интуицию, подсмотренные на выступлениях коллег детали и на фантазию, — говорит Зигфрид Дымарец.

 

Оркестр под шум самолётов

В Тамбов Зигфрид Дымарец приехал из Волгодонска Ростовской области, откуда в 1962 году был призван в часть при высшем военном авиационном училище лётчиков имени Марины Расковой на срочную службу. Остался после на сверхсрочную, отдав авиации четверть века.

 

 

— В рабочее время обслуживал самолёты в должности старшего механика, а вечером в местном доме офицеров мы репетировали с небольшим коллективом. В основном туда входили солдаты-срочники и несколько прапорщиков, — вспоминает Зигфрид Дымарец.

Ежедневные двухчасовые репетиции давали свои плоды. На смотрах художественной самодеятельности солдатский ансамбль ложкарей под руководством авиамеханика стабильно занимал первые места. Зигфрид Фёдорович показывает десятки грамот и дипломов по линии Министерства обороны.

 

 

После службы работал в школах Тамбова и Притамбовья, передавая музыкальное искусство детям, и в нескольких творческих коллективах. Был период, когда Зигфрид Дымарец руководил ансамблем... незрячих музыкантов, работников трикотажной фабрики — УПП общества слепых.

— Мы учились друг у друга. Вначале они объяснили мне, как нужно преподносить им материал. Подготовившись и отрепетировав небольшую программу, мы поехали в Москву на Всероссийский фестиваль искусств среди незрячих. Вернулись с дипломом лауреата! — рассказывает Зигфрид Дымарец.

 

Юбилей на сцене

Многие в «Тамбовском задоре» — с момента основания. Называют ансамбль своей второй семьёй, а руководителя — мудрым старшим товарищем. К примеру, Фаина Познухова пришла тогда же, в 2001-м. Говорит, что на репетициях Зигфрид Фёдорович никогда не повышал голоса, хотя и старался быть руководителем в меру строгим. Наталья Саликова, также старожил ансамбля, говорит: её родители ушли рано, и руководитель творческого коллектива во многом поддерживал её по-отечески.

 

 

В октябре прошлого года Зигфрида Дымарца на посту руководителя ансамбля сменил баянист Алексей Скобеев. Оставаясь идейным вдохновителем коллектива, Зигфрид Фёдорович также ведёт занятия для самых юных фольклористов «Знамёнки» — артистов детского ансамбля «Праздник». Дети по-прежнему тянутся к народным инструментам, с восторгом стучат в бубны, играют на ложках и трещотках и маракасах.

Красивый возраст юбиляр встретил на сцене — со своими соратниками-артистами. А после он откроет новую страницу жизни, продолжая историю шумовой музыки.

Юлия Новикова

Читаемое

Наверх