Лента новостей
Общество19 февраля 2020, 13:30

История одной фотографии. Как в Тамбове «обокрали» главного идеолога СССР товарища Суслова

Фото: из архива Музейно-выставочного центра Тамбовской области
Фото: из архива Музейно-выставочного центра Тамбовской области

Один из самых влиятельных советских лидеров, член Политбюро ЦК КПСС, «серый кардинал» кремлёвской верхушки Михаил Андреевич Суслов славился своей строгостью в общении, необыкновенной скромностью в быту и старомодными причудами. Чего стоили одни только калоши, с которыми он не расставался даже в ясную погоду и которые стали чем-то вроде его визитной карточки. Носил их старик поверх ботинок и снимал только при входе в здание.

Посещая в 1967 году Тамбовское высшее военное авиационное училище связи, Михаил Андреевич своим привычкам изменять не стал.

Чёрная «Волга» вождя благополучно миновала свежевыкрашенные ворота КПП, проехала мимо прополотых до последней соринки газонов по отмытому до синевы плацу и остановилась перед штабом училища, где во всём блеске выстроилось его руководство. Суслов медленно вылез из машины, сухо поздоровался с офицерами, снял перед дверью калоши и прошёл на командный пункт. К встрече высокого посетителя подготовились как положено: помещение сияло чистотой, отцы-командиры все как один были подтянуты, мужественны и вежливы, их доклады отличались лаконичностью, яркостью и компетентностью. Суслову приём понравился. Он даже снял маску «кремлёвского небожителя» и общался с офицерами вполне доброжелательно. Идиллия затянулась на несколько минут.

История одной фотографии. Как в Тамбове «обокрали» главного идеолога СССР товарища Суслова

Первый секретарь Тамбовского обкома КПСС Василий Чёрный, начальник училища генерал Виктор Коробцев, член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов (в первом ряду пятый слева), легендарный военный лётчик Иван Кожедуб с группой офицеров

Михаил Андреевич вышел из здания в самом благодушном настроении. Он тепло поблагодарил всех участников встречи за оказанный приём, пожелал дальнейших успехов в деле укрепления обороноспособности страны, стал прощаться и искать взглядом свою обувь. Но... её не было...

А дело в том, что минутой раньше мимо штаба проходил дежурный по училищу. Он бдительно нёс свою службу и, увидев на ступенях у входа непонятные деревенские калоши, чуть не уронил от испуга фуражку:

– Что это? Откуда? В штабе САМ Суслов, а на пороге какие-то г...ступы! Позор!

Не видать теперь офицерам очередного звания, а училищу положительной аттестации.

Последовал приказ: «Немедленно убрать! Срочно!!!». И несколько ярких, соответствующих ситуации, народных слов. Помощники мешкать не стали.

Не обнаружив на положенном месте свою любимую обувь, Михаил Андреевич сурово нахмурился.

– Товарищ генерал, а где мои калоши?, – вкрадчиво обратился он к начальнику училища. – Украли?
– Никак нет!, – отчеканил генерал. – Найдём! Отыщем!
– Некогда мне тут с вами розысками заниматься.., – пробурчал Суслов.

Сел в машину, хлопнул дверью и уехал.

Катастрофическая ситуация требовала немедленного разрешения. Стали искать калоши и выяснили, что помощник дежурного в спешке просто выкинул их через забор. За ним ничего не нашли. Что делать?! Экстренный «военный совет» оперативно принял «соломоново решение» – срочно найти такую же обувь и вручить «найденные» калоши «потерпевшем» с извинениями. Но какой у него размер? Позвонили помощникам высокого гостя:

– Извините, вас беспокоят из штаба военного училища. Вы не подскажете, какой у товарища Суслова размер ноги?

Что подумали о таком «каверзном» вопросе помощники, история умалчивает.

К чести Михаила Андреевича стоит ещё сказать, что никакие суровые «оргвыводы» из произошедшей истории не последовали и Тамбовское высшее военное авиационное училище связи в очередной раз получило самую блестящую аттестацию. Строгим, но справедливым человеком был товарищ Суслов.

Автор:Альберт Зверев