Лента новостей
Общество18 июля 2020, 19:05

Эстетика разрухи. Тамбовчанин исследует заброшенные деревни

Фото: из личного архива Михаила Киреева
Фото: из личного архива Михаила Киреева

Практически все мальчишки нынешнего, а уж тем более советского поколения, любят и любили забираться в заброшенные дома, осматривать старые заводы, гулять по крышам. Самые яркие детские впечатления Михаила Киреева – когда вместе с ровесниками они часто исследовали здание закрытой и заброшенной птицефабрики в своём селе. Тогда он ещё даже не догадывался, что его увлечение имеет вполне официальное название – урбантуризм. С годами это необычное увлечение угасло, но пять лет назад Михаил снова почувствовал в себе азарт исследователя.

Эстетика разрухи. Тамбовчанин исследует заброшенные деревни

– Урбантуризм – это, прежде всего, исследование городской инфраструктуры, – рассказывает Михаил. – Но ни в одном городе, а тем более в таком небольшом, как Тамбов, нет столько интересных объектов для исследования, сколько хотелось бы. В последние годы все заброшенные здания в городах сносят, строят многоэтажные муравейники и «стеклянных уродцев». Поэтому всё больше езжу по деревням. Автотуризм я люблю – в дальних поездках сплю в машине, летом на ночёвки обычно становлюсь у водоёмов.

В поисках истории

С каждым сезоном Михаил старается расширять географические границы своих поездок: уже исследовал почти всю Рязанскую область, частично Липецкую и Воронежскую, Пензенскую и Белгородскую, Владимирскую и Нижегородскую, Ивановскую и Костромскую области. Он утверждает, что посетил практически все заброшенные места нашего региона. Церкви, фабрики, школы, помещичьи усадьбы, брошенные вышки – ничто не остаётся без внимания тамбовского урбантуриста.

Эстетика разрухи. Тамбовчанин исследует заброшенные деревни

В этом году Михаил Киреев побывал на кирсановских объектах: в доме коммунаров Ленинской коммуны и на элеваторе.

– Ленинская коммуна интересна, прежде всего, своей историей, – делится Михаил. – Это одно из немногих мест в стране, где сохранилось брошенное здание такого возраста. В этом доме прямо-таки чувствуется старина. В нём не осталось мебели, но везде на полу валялись одежда, книги, фотографии. В одной из комнат я нашёл открытку «С рождением сына» и рядом – фотоплёнку с изображениями этого ребёнка. Обнаружил учебники советских времён – сам по таким учился. В этом доме пять лет назад ещё жили люди. А сейчас там разруха и запустение. Кирсановский элеватор ничем особенным не запомнился. Обычный промышленный «заброс».

Эстетика разрухи. Тамбовчанин исследует заброшенные деревни

Перед каждой экспедицией Михаил тщательно готовится, изучает историю места, которое собирается посетить. Именно интерес к истории и стал причиной его увлечения «заброшками».

– Вдохновляет исследовательский интерес, история того или иного места, атмосфера. Всё зависит от конкретного объекта. Всегда интересно, – признаётся Михаил, – представить, как же жили люди в этих местах, и как выглядело тогда это здание.

Красота и запустение

Эстетика разрухи. Тамбовчанин исследует заброшенные деревни

В старых разрушенных домах, порой, попадаются такие старинные предметы, которые даже не во всех музеях можно увидеть. Но у Михаила есть правило: ничего из найденного себе не брать. Находки он фотографирует и оставляет на прежнем месте. Единственное исключение он сделал для книги 60-х годов издания в чёрном бархатном переплёте, найденной в одной из брошенных школ. Жаль было оставлять на верную гибель такую красоту, да и тема книги – Великая Отечественная война – Михаилу близка.

Каждое заброшенное место или разрушенное здание интересно по-своему, каждое имеет свою эстетику, которую, порой, не так просто бывает разглядеть.

Эстетика разрухи. Тамбовчанин исследует заброшенные деревни

– Брошенные помещичьи усадьбы или разрушенные церкви всё равно остаются красивыми, хоть даже и в печальном состоянии. Вокруг них иногда чувствуется атмосфера постапокалипсиса. Некоторые из них поражают своим величием, размером. Полностью вымершие деревни привлекают своей атмосферой безлюдности и запустения. Не каждый может это понять, и этого не объяснить, пока сам однажды не побываешь в таком месте.

Поначалу урбантурист ездил с товарищами, сейчас предпочитает путешествовать один: трудно подобрать подходящее время для совместной поездки. Но друзьям и знакомым всё же советует не отправляться в такие поездки поодиночке: лучше, если рядом будет хотя бы ещё один человек, который может подстраховать в случае непредвиденных ситуаций.

Эстетика разрухи. Тамбовчанин исследует заброшенные деревни

Свои путешествия Киреев снимает на камеру. Фото и видеоотчёты выкладывает в своих группах в соцсетях и на видеохостинге. Подписчики активно участвуют в обсуждении публикаций, а иногда и подсказывают место, куда ещё стоит съездить. Именно так Михаил узнал и про кирсановские объекты. Приедет он сюда снова – пока не знает. В его правилах – не посещать одни и те же объекты дважды. Не видит в этом смысла, ведь вокруг ещё так много интересных мест, где он ещё не бывал.

Эстетика разрухи. Тамбовчанин исследует заброшенные деревни
Автор:Наталия Шаталина