Шагнуть в открытое небо... 26 июля отмечается День парашютиста

26 июля 2020, 15:05 633
public://article-images/2020/07/25/news-nid116224-177567.jpg
Фото: Юлия Новикова, архив Андрея Старикова

Красавец Ан-2 тамбовского аэроклуба ДОСААФ России набирает высоту. Внизу остаётся стартовая площадка аэродрома Горелое, едва различимые здания и стоящие на приколе самолёты. Биплан поднимается всё выше, и в иллюминаторах видны уже лишь зелёные квадраты притамбовских полей, разделённые полосками дорог. Ещё немного и лётчик даст сигнал на выпуск парашютистов-перворазников.

Проводив начинающих покорителей неба, самолёт сделает ещё пару кругов. На высоте двух километров выпускающий откроет дверь для спортсменов. У каждого из них своя история, неразрывно связанная с историей тамбовского авиационно-спортивного клуба.

 

С мечтой о небе

Февраль 1998 года. За бортом — -25 градусов. Но даже мороз не останавливает юных курсантов аэроклуба. Ребята готовы сделать первый шаг в открытое небо. На высоте 800 метров они покидают самолёт. Проговорив заветные «501... 502... 503...», дёргают кольцо парашюта и плавно спускаются под круглым белым куполом на снежное поле.

 

 

Андрей Стариков несколько дней назад совершил юбилейный, 200-й прыжок. А осенью 97-го он, учащийся военного лицея при училище связи, только мечтал прикоснуться к небу. Когда в лицей пришли инструкторы аэроклуба и пригласили желающих на обучение, не раздумывая, согласился. Всего из их потока в АСК записались 25 ребят.

— Из той группы на занятия пришли 20 человек. До конца теоретического курса досидели 15. На аэродром приехали и прыгнули в феврале 98-го — 10. Остались дальше только четверо, среди них и я, — вспоминает Андрей. — У нас была хорошая подготовка. Учили матчасть. Технику прыжка и приземления отрабатывали на подвесной системе и тросовой горке. У нас был отличный инструктор — Владимир Казаченко. Мастер спорта, участник и призёр многих соревнований.

 

 

Начинающие парашютисты с завистью смотрели на старших товарищей, которым были доступны большие высоты и парашюты-«крылья». Правда, до пересадки на крыло предстояло освоить несколько типов круглых парашютов, совершив на них порядка 80 прыжков. Подробно объясняя особенности каждого учебно-тренировочного парашюта, Андрей замечает, что сам пересел на крыло на седьмом прыжке.

2000 год. Вместе с другом они купили списанное «крыло». Изучали его устройство и управление; пользуясь перепадом высот, ловили ветер и летали в Красненском карьере. В АСК к тому времени жизнь угасала. Влюблённые в небо ребята организовали свой аэроклуб на базе аэропорта. По выкройкам из специализированных журналов сами шили ранцы и парашюты. Под руководством лётчика Анатолия Докомененко прыгали с самолётов Як-12 и Ан-2. 

 

 

Этот аэроклуб спустя пять лет переехал в Дмитриевку, в 50 км от Тамбова. Жизнь к АСК ДОСААФ постепенно возвращалась, и какое-то время тамбовские парашютисты прыгали на базе обоих клубов. В это же время Андрей увлёкся парапланеризмом и на несколько лет парашютный спорт ушёл для него на второй план.

— Активно летать на параплане я начал года с 2008-го. Мы с друзьями ездили по парадромам по всему центру и югу России: Белинский под Пензой, Сторожевое под Воронежем, Юца на Ставрополье, Анапа, горы Кавказа, — говорит Андрей и объясняет механизм полётов: — Ты либо летишь со склона и ловишь восходящий поток воздуха; либо, при отсутствии склонов, на высоту тебя затягивает лебёдка.

 

Научиться заново ходить и летать

Май 2013 года. Равнина. Машина поднимает параплан, буксируя на километровом тросе. На высоте около 20 метров передняя кромка купола заворачивается, параплан складывается на треть площади. Падение с высоты пятиэтажного дома не прошло бесследно: Андрей с травмой позвоночника месяц пролежал в нейрохирургии. Учился ходить заново. Восстановился благодаря поддержке любимой супруги и друзей. А потом...

 

 

— Жена говорит, мол, «рыба не может жить без воды». В 2018 году я приехал на аэродром — повидаться с друзьями, вспомнить юность. Ребята увидели, с какой тоской я провожаю парашютистов в самолёт, и дали мне слетать помощником выпускающего. И понеслось: покупка парашюта, необходимого оборудования, тренировки. Я вернулся к прыжкам, — говорит Андрей.

2020 год. Пережив уход в небытие в середине «десятых» и закрытие летом 2018-го, аэроклуб возрождается, встаёт на крыло. Силу ему придают неравнодушные к небу люди. Новая страница в истории Тамбовского АСК началась с приходом на пост директора в декабре 2018 года военного лётчика в отставке Виктора Дубровского. Он объединил под знамёнами аэроклуба тех, чья авиационная и парашютная судьба неразрывно связана с АСК. Инструкторы, лётчики, техники, спортсмены.

— Руслан Филимоненко, Николай и Мария Новиковы, Владимир Шалашов, Руслан Алексеев, Виктор Чурилов... Очень много имён в истории и современности аэроклуба, людей, которые когда-то начинали здесь прыжки и полёты и приезжают сюда до сих пор. Это одна большая семья, — говорит Андрей.

 

 

На поле аэродрома плавно спускаются круглые белые купола. Спустя ещё пару минут в небе появляются разноцветные спортивные «крылья». Спортсмены приземляются недалеко от стартовой площадки, где своего взлёта ждёт следующая группа перворазников. В Горелое приезжает всё больше молодых парашютистов. В будущем, хочется верить, они станут новыми чемпионами парашютного спорта. И с гордостью будут рассказывать, что первый прыжок совершили в Тамбовском аэроклубе.

Юлия Новикова

Eженедельная рассылка РИА «ТОП68»

Читаемое

Наверх