Лента новостей
Общество15 августа 2020, 19:06

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

Фото: сайт "Военно-транспортная авиация СССР"
Фото: сайт "Военно-транспортная авиация СССР"

На аэродроме Никифоровка Тамбовской области 15 августа 1943 года состоялась торжественная передача именного самолёта Ли-2 «Устюжанин» 1 гвардейскому авиаполку дальнего действия. Машину построили на деньги, которые собрали земляки штурмана полка, Героя Советского Союза Василия Чистякова.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

делегация Устюженского района с лётчиками на аэродроме Никифоровка, август 1943 года

Родился будущий лётчик на Вологодчине в крестьянской семье. Первые годы жизни провёл в деревне Балахтимерево Устюженского района, где проживали его родственники. Свою трудовую деятельность Василий Чистяков планировал связать с лесным хозяйством, даже окончил лесотехническую школу. Однако в 1930 году его призвали в армию.

Вскоре Василий Чистяков поступил в Тамбовскую объединённую кавалерийскую школу. Но позже его зачислили на штурманское отделение Ейского лётного училища, так как проходившей модернизацию Красной Армии требовалось всё больше грамотных авиационных специалистов.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

Училище Василий Чистяков окончил в 1935 году и получил звание лейтенанта. Его назначили штурманом в полк тяжёлых бомбардировщиков, который базировался в Ростове-на-Дону. К началу Великой Отечественной войны он уже стал одним из наиболее опытных лётчиков 1 авиаполка дальнего действия.

Начало войны застало Чистякова в Смоленске. С первых её дней он участвовал в боевых операциях, в которых проявил себя с самой лучшей стороны. Свои качества штурмана Чистяков продемонстрировал во время операции по уничтожению вражеского аэродрома в городе Борисов.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

Герои Советского Союза Фёдор Степанов и Василий Чистяков перед вылетом на боевое задание

Самолёты нацистов, которые там базировались, доставляли много неприятностей советским войскам. Однако уничтожить аэродром, прикрытый мощной противовоздушной обороной, не удавалось. Старые бомбардировщики ТБ-3 мало что могли противопоставить немецким зенитным орудиям и истребителям.

Советское командование решило устроить налёт на аэродром ночью. Но при тогдашних средствах навигации точно вывести на цель достаточное количество бомбардировщиков представлялось крайне сложной задачей. Решить её поручили Василию Чистякову.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

Машина, в составе экипажа он состоял в качестве штурмана, вылетела раньше остальных. Требовалось сбросить на аэродром осветительные бомбы и тем самым указать цель другим бомбардировщикам. Чтобы преодолеть вражескую ПВО, Чистяков предложил зайти с тыла, откуда нацисты нападения не ожидали.

Решение оказалось удачным. Штурман вывел незамеченный противником самолёт на цель. Экипаж машины сбросил осветительные бомбы точно на аэродром, а затем сумел совершить второй удачный заход и увести машину из-под плотного огня зениток.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

– В этом аду огня и света стало действительно страшно. Видимо, только паника, вызванная нашим неожиданным появлением, спасла. Каким-то чудом нам удалось вырваться из этой зоны. Второй заход был ещё труднее. Но нам удалось сбросить и вторую серию бомб. А тут подоспели бомбардировщики, и немцам стало уже не до нас. Боевая задача была выполнена. Аэродром разрушен. Противник понёс большие потери, – вспоминал Василий Чистяков.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

слева направо: Фёдор Степанов, Павел Морозов, Василий Чистяков

За образцовое выполнение боевых заданий, личное мужество и героизм 20 июня 1942 года Василию Чистякову присвоили звание Героя Советского Союза. Известие об этом очень обрадовало его земляков из Устюженского района и вызвало у них неподдельную гордость. Жители решили собрать деньги на новый самолёт для своего героя.

– Земляки Героя Советского Союза Василия Чистякова из города Устюжна Вологодской области собрали 140 тысяч рублей и обратились с письмом к Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину с просьбой построить самолёт для своего земляка. Просьба их была удовлетворена, и на заводе в Ташкенте построили самолёт ЛИ-2, которому было присвоено название «Устюжанин», – пишет в своих мемуарах однополчанин Чистякова Александр Боднар.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

Самолёт ЛИ-2 советские конструкторы разработали на основе американских машин DC-3 «Дуглас», но с учётом отечественных материалов, возможностей промышленности и условий эксплуатации. Этими машинами стали заменять устаревшие ТБ-3. Использовались они в качестве бомбардировщиков, десантных и транспортных самолётов.

Новый самолёт перегнали на аэродром Никифоровка, где в то время базировался 1 гвардейский авиаполк дальнего действия. Для передачи его лётчикам прибыла делегация Устюженского района, в которую вошёл и отец героя Михаил Чистяков. Личный состав части построили на взлётном поле для торжественного митинга. Эта встреча взволновала как устюжан, так и лётчиков.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

построение личного состава 1 гвардейского авиаполка дальнего действия для торжественной передачи именного самолёта

– Особенно запомнились мне слова отца. Обнял он меня, ткнулся в грудь седой головой и сказал мне, чтобы я гордился оказанной честью и был её достоин, – вспоминал Василий Чистяков.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

Василий Чистяков со своим отцом Михаилом Архиповичем

Вскоре состоялся первый боевой вылет «Устюжанина». Экипаж, в составе которого находился Василий Чистяков, нанёс удар по врагу в районе города Харькова. Однако летать на именной машине хотели многие, и уже в октябре на счету «Устюжанина» было около 30 боевых вылетов.

Вскоре 1 гвардейский авиаполк дальнего действия перебросили на Ленинградский фронт. Экипажи бомбардировщиков наносили удары по нацистским войскам, осаждавшим город. Во время одного из вылетов фюзеляж и стабилизатор «Устюжанина» пробили осколки вражеского снаряда, но повреждения оказались незначительными, и машина осталась в строю. Однако, к сожалению, боевой путь именного бомбардировщика оказался недолгим.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке

– В 1944 году самолёт при уходе от истребителей противника из-за резких манёвров на большой скорости получил деформацию обшивки плоскостей. С таким дефектом летать на боевое задание он уже не мог и был передан в Оренбургское военное авиационное училище для обучения лётчиков, – вспоминает Александр Боднар.

День Победы гвардии подполковник Василий Чистяков встретил в Польше. На тот момент на его счету был 221 успешный боевой вылет. Штурман после войны продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР и вышел в отставку в 1958 году. После этого он жил в Воронеже, где и скончался в 1984 году. Однако имена Василия Чистякова и его самолёта «Устюжанин» навсегда остались вписанными в историю Тамбовской области.

История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке
Автор:Дмитрий Хатунцев