История одной фотографии. Гвардейское знамя легендарному авиаполку вручили на тамбовской земле

17 октября 2020, 16:03 642
public://article-images/2020/10/17/news-nid118917-183173.jpg
Фото: retrovtap.ru

Ровно 78 лет назад в осенний день 17 октября 1942 года на аэродроме Никифоровка состоялось торжественное вручение гвардейского знамени 1-му авиаполку дальнего действия. Этому событию предшествовали 10 лет полётов, побед и потерь.

 

Бомбардировщики в небе

Создали прославленную авиачасть, чья история оказалась тесно связана с Тамбовщиной, весной 1932 года приказом Народного комиссара по военным и морским делам СССР Климента Ворошилова. Изначально она называлась 21-я тяжелобомбардировочная авиабригада и базировалась в Ростове-на-Дону. Первым её командиром стал Анатолий Минин. На вооружении двух эскадрилий бригады состояли несколько самолётов-разведчиков Р-5, три тяжёлых бомбардировщика ТБ-1 и единственный новейший на тот момент ТБ-3. Впоследствии были сформированы ещё две бомбардировочные эскадрильи и одна истребительная, пилоты которой летали сначала на самолётах И-5.

 

занятие по изучению бомбового вооружения.1930-е годы

Первые годы существования бригады занимали учения и освоение новой техники. Устаревшие бомбардировщики заменялись новыми ТБ-3. На смену самолётам-разведчикам приходили «воздушные крейсеры» Р-6, в задачу которых входило дальнее сопровождение и разведка. А вместо истребителей И-5 в часть поступили И-16 – легендарные «ишачки», которые впоследствии проявили свои лучшие качества во многих боевых операциях 30-х годов.

В 1933 году при бригаде сформировали авиадесантный батальон особого назначения под командованием капитана Василия Харахонова. Год спустя на аэродроме Ростова-на-Дону впервые осуществили массовую выброску парашютистов. В дальнейшем часть неоднократно участвовала в крупных лётно-тактических учениях, парадах и других мероприятиях. Уже в это время проявил свои навыки и смелость будущий герой Николай Гастелло. Но тогда ещё никто не мог предположить, что когда-нибудь часть будет носить его имя.

 

На пороге Великой Отечественной

В 1937 году для авиачасти началась настоящая боевая работа. СССР оказывал помощь китайцам в борьбе против японских оккупантов. Самолёты Ростовской бригады начали перебрасывать в советскую Среднюю Азию, откуда они совершали полёты на север Китая. Доставляли грузы, участвовали в бомбардировочных налётах и других операциях. При этом случались и потери. При выполнении боевого задания погибли экипажи Коваля и Плешакова.

 

сбитый ТБ-3

В 1938 году авиабригаду преобразовали в 1-й отдельный тяжелый бомбардировочный полк. За два года действий в Китае экипажи части перевезли сотни тонн военных грузов. Налёт на экипаж в среднем составлял 700 часов. Опытные специалисты полка участвовали в подготовке китайских лётчиков.

В 1939 году японские войска в районе реки Халхин-Гол вторглись на территорию Монголии – ближайшего союзника СССР. Наша страна, верная заключённому договору, не могла остаться в стороне и начала военные действия против Японии. Активное участие в них принимал и 1-й отдельный тяжелый бомбардировочный полк. Японцы потерпели поражение. Однако в воздушном бою, прикрывая бомбардировщики, погиб командир истребительной эскадрильи полка Дмитрий Семёнов.

 

после воздушного боя. Халхин-Гол, 1939 г.

Вскоре после заключения пакта Молотова-Риббентропа лётчики полка приняли участие в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. Эти территории находились под польской оккупацией после неудачной советско-польской войны. Но в 1939 году их очистили от захватчиков.

Во время советско-финской войны 1-й отдельный тяжелый бомбардировочный полк наносил удары по войскам и коммуникациям противника, участвовал в разрушении укреплений линии Маннергейма. Летать приходилось в сильные морозы, а пилотские кабины ТБ-3 не имели защитных колпаков. Тем не менее, лётчики справлялись с заданиями и внесли заметный вклад в победу над близкими союзниками Гитлера. Однако во время перестрелки с противником погиб экипаж сбитого самолёта Сергея Карепова.

 

В боях с нацистами

К началу Великой Отечественной войны, которую 1-й тяжелобомбардировочный полк встретил в Калужской области, он имел в своём составе большое количество опытных лётчиков и техников. Правда, некоторых из них перевели на усиление других частей. В их числе оказался и Николай Гастелло, который блестяще проявил себя в боях на Халхин-Голе и в Финляндии. Вскоре он совершил свой последний подвиг, направив горящий самолёт на колонну вражеской техники. Впоследствии полку, где герой начинал службу, присвоили его имя.

 

 

На смену опытным пилотам прибывало молодое пополнение. Одним из новоприбывших незадолго до начала войны оказался штурман Александр Боднар, который в настоящее время является почётным гражданином Тамбовской области и Никифоровского района. Командовал частью в это время полковник Иван Филиппов. Именно он и сообщил лётчикам о нападении нацисткой Германии на СССР.

– Спать легли поздно. Только уснули первым сном, как были разбужены пронзительным тревожным рёвом сирены. Тревога! Быстро собрались, взяв чемоданчик с самым необходимым, что положено в подобных случаях, и побежали на аэродром, в душе на чём свет стоит ругая тех, кто решил объявить учебную тревогу в воскресенье. Вначале даже никто и не подумал, что началась война. Но оказалось, что легли мы спать в мирное время, а проснулись в военное, – вспоминает Александр Боднар.

 

 

Полк спешно перебросили в Белоруссию, на аэродром Осиповичи. Уже в первые дни войны лётчикам пришлось принять участие в боевых действиях. Они сбрасывали бомбы на вражеские позиции, аэродромы, склады, железнодорожные мосты и другие объекты во время боёв в Белоруссии, битвы за Москву.

 

подвеска бомб под ТБ-3. 1941 г.

Выбрасывали десантников в тыл нацистам, снабжали боеприпасами и продовольствием оказавшиеся в окружении части Красной Армии и осаждённый Ленинград. В боях полк терял людей и самолёты, но оставался одной из наиболее боеспособных частей тяжёлой авиации.

 

погрузка продовольствия для блокадного Ленинграда

Вручение знамени

Летом 1942 года полк перебазировался в Тамбовскую область, на аэродром Никифоровка. Под Москвой врага к тому времени остановили и отбросили назад, но на юге нацисты упорно рвались к Волге. Экипажи полка задействовали в подготовке к Сталинградской битве. Задачи оставались прежними – бомбовые удары по противнику, снабжение своих частей и партизанских отрядов, выброска десантов. При этом лётчики успевали осваивать новую технику – самолёты Ли-2, на которые постепенно перевооружали авиачасть.

 

переучивание экипажей на самолёты Ли-2. 1942 г.

В августе 1942 года за проявленные в боях образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности 1-у полку авиации дальнего действия, который на тот момент возглавлял Борис Чирсков, присвоили звание гвардейского. В октябре на аэродром Никифоровка прибыл заместитель командующего авиацией дальнего действия дивизионный комиссар Георгий Гурьянов. Он торжественно вручил полку гвардейское знамя.

 

 

– Перед строем лётчиков, штурманов, техников, воздушных стрелков – всех, кто завоёвывал почётное звание гвардейцев, на фоне боевого самолёта ТБ-3 командир полка Борис Чирсков преклонил колена перед знаменем, поцеловал его и произнёс слова клятвы – продолжать боевые традиции до полного уничтожения фашистских войск, – так об этом событии рассказывает в своих воспоминаниях Александр Боднар.

 

 

Свою клятву лётчики выполнили. Они сражались до последних дней войны, почти до самой Победы – последние боевые вылеты совершили в конце апреля 1945 года. Известие о капитуляции Германии личный состав 1-го гвардейского Брянского Краснознаменного авиаполка имени Николая Гастелло встретил в Польше. За годы войны полк совершил тысячи боевых вылетов, нанёс врагу неподдающийся точному исчислению урон, дал стране 25 Героев Советского Союза, сотни кавалеров боевых орденов и медалей.

 

лётчики полка на станции Никифоровка, весна 1943 г.

Окончание боевого пути

В послевоенное время прославленная авиачасть перебазировалась на Дальний Восток и в Среднюю Азию, выполняла военные и транспортные задачи на территории всей страны, а также в Индокитае, Афганистане, Африке и на Мадагаскаре. В ходе одной из реорганизаций её переименовали в 194-й гвардейский полк военно-транспортной авиации.

После развала СССР, в 1992 году, легендарная воинская часть оказалась в составе вооружённых сил Узбекистана. Некоторое время спустя её расформировали. В 2005 году по просьбе ветеранов знамя полка узбекские власти передали на хранение в Центральный музей Советской Армии в Москве. Так символ воинской доблести, который вручили полку на Тамбовщине, завершил свой путь длиной более чем в шесть десятилетий.

 

ветераны полка со своим боевым знаменем. Москва, 2004 г.

 

Дмитрий Хатунцев

Eженедельная рассылка РИА «ТОП68»

Читаемое

Наверх