Петровский музыкант полвека не расстаётся с гармонью

26 ноября 2020, 18:11 1108
public://article-images/2020/11/26/news-nid120162-185683.jpg
Фото: Вера Малыгина, архив Анатолия Мосякина

Накануне, 25 ноября, в России отмечался День гармониста. Деревня без гармониста, что жена без мужа. Согласно этой народной мудрости, село Петровское пока ещё за крепким мужским плечом. На всех культурно-массовых мероприятиях района до сих пор играет первоклассный гармонист Анатолий Мосякин. Он связан с музыкой больше 50 лет и вот уже 11 лет работает, находясь на пенсии. На его глазах происходили расцвет и забвение душевного народного инструмента – гармони.

 

Не матрос, а гармонист

В музыку Анатолия Мосякина привёл несчастный случай. Ещё в трёхлетнем возрасте он, будучи озорным ребёнком, упал с печи. Поначалу родители подумали, что у мальчика простой ушиб. Но травма оказалась намного серьёзней. У Толи диагностировали перелом позвоночника. Три с половиной года мальчик мог лежать только на одной спине. А процесс реабилитации и вовсе занял долгие годы.

– Когда я должен был пойти в школу, я заново учился ходить. В гипсе я ходил до третьего класса. Ещё в детстве впервые взял у отца-гармониста инструмент. Играл иногда украдкой, чтобы взрослые не видели. Я на слух мог наиграть матаню или «страдания», – вспоминает Анатолий Мосякин.

В школе у юноши была мечта поступить в военно-морское училище. Но медицинская комиссия была категорична: по здоровью не пройдёшь. Сельскому парню пришлось распрощаться с мечтой о морских заграничных рейсах. Анатолий, не имея за плечами музыкального образования, решил поступить в Тамбовское культпросветучилище по классу баяна. Родители тогда собрали деньги и купили первый профессиональный инструмент сыну.

– В училище нас учили играть на всех народных инструментах: балалайке, домре, гуслях. Во время учёбы я ни разу не брал денег у родителей. Стипендия была небольшая. Но на кусок хлеба я всегда мог заработать сам. Я ходил играть на контрабасе в студенческом ансамбле, играл на баяне. Также, как говорят, я неплохо рисую. На заказ тогда мог нарисовать агитплакат или вывеску, – признаётся Анатолий Мосякин.

 

 

Музыкальная революция

Окончил училище юноша с «отличием» и по направлению вернулся работать в родное Петровское. В 70-е годы начинающий музыкант решил кардинально изменить культурную жизнь района. Первым делом он создал вокально-инструментальный ансамбль. Сам играл на синтезаторе, ударных, гитаре и учил других. Коллектив приглашали на юношеские дискотеки, районные мероприятия и даже на свадебные церемонии в ЗАГС.

– В ансамбле порой не хватало инструментов. Однажды я даже сам сделал гитару. А вот найти человека с хорошим слухом было нетрудно. Покажешь ребятам принцип игры, многие «схватывали». В основном я обучал школьников. Но в ансамбле играли и взрослые. После работы приходили репетировать шоферы, механизаторы, – вспоминает музыкант.

 

 

Однако со своим главным инструментом – гармонью – Анатолий Мосякин всё это время не расставался. Его практически сразу признали в районе за первоклассного гармониста. Он выступал на партийных конференциях, с хором ветеранов труда, хором сотрудников милиции.

– Ко мне часто приезжали из отдалённых сёл. На всех свадьбах нужен был гармонист. В каждой семье меня встречали как родного человека, – отмечает Анатолий Мосякин.

 

 

 

Отчего гармонь не поёт

В конце прошлого века в мир, в каждое русское село пришла цифровая революция. На районных праздниках артисты стали петь с микрофонами, а музыка – раздаваться из мощных колонок. Однако сельчанам, по словам гармониста, по душе больше живой звук. Правда, желающих научиться играть на гармони с каждым годом становится всё меньше.

– Сейчас нас, профессиональных гармонистов, в районе осталось всего двое: я и Пётр Нестеров. Я больше 10 лет работаю на пенсии в Досуговом центре, и замены мне нет, – говорит Анатолий Мосякин.

Однако от гармони музыкант всё ещё не устал. В его доме часто слышны народные инструменты. У Анатолия Мосякина есть баян, списанный в 80-е годы Домом культуры, и выброшенная детская гармошка, найденная в селе Свинино. Но самая любимая напарница музыканта – самодельная гармошка, купленная в 70-е годы у односельчанина по цене коровы. На ней гармонист с удовольствием играет по вечерам.

 

 

– Бывает, я один закроюсь в комнате, и долго играю свои любимые народные песни. Так, чтобы душа перестала болеть. Наиграюсь, и мне становится легче, – признаётся пенсионер.

Отчего именно болит душа? Гармонист однозначно сказать не может. Жаль прошлого и деревню, которую страшно оставлять без гармониста, всё равно что жену без любящего мужа.

Вера Малыгина

Eженедельная рассылка РИА «ТОП68»

Читаемое

Наверх