Лента новостей
Общество14 февраля 2021, 15:05

Как тамбовский коллекционер Тарасов экспонаты добывал

Фото: Сергей Доровских, архив Александра Тарасова
Фото: Сергей Доровских, архив Александра Тарасова

Путёвку в жизнь Александру Тарасову выписал легендарный тамбовский краевед Николай Никифоров. Многие в Тамбове ещё помнят этого колоритного эпатажного старика: смешная неуклюжая походка, хитрый с прищуром взгляд, ироничная речь. И десятки занимательнейших и не всегда правдивых историй про свои похождения и сокровища: «Вот в рамке под стеклом листья священного индийского лотоса. Это мне Индира Ганди на память подарила после одной нашей... м-м-м... встречи... Подробности рассказывать не буду. Они слишком пикантны... А вот видите этот окурок папиросы в стеклянной баночке? Зачем я его храню? Да он бесценен! Это последняя папироса, выкуренная Владимиром Маяковским. Да! Последняя перед роковым выстрелом. Откуда она у меня? Это я вам объяснять не обязан...»

В 60-е годы прошлого века практически все советские школьники, и не только они, но и многие взрослые, собирали почтовые марки. Не избежал этого увлечения и Александр Тарасов. Но случайное знакомство школьника Саши с маститым коллекционером Никифоровым перевернуло всю его жизнь. Он, по мудрому совету мэтра, перестал «распыляться» на многообразие тем и жанров — марки про космос, значки про автомобили и прочее — и решил собирать только зафиксированные на бумаге или в металле тамбовские события — книги, газеты, значки, памятные сувениры, медали. А ещё завёл для себя на всю жизнь железное правило — в коллекции должны быть только подлинники, без всякой «клюквы» и придуманных историй.

Как тамбовский коллекционер Тарасов экспонаты добывал

В настоящее время в уникальном собрании Тарасова многие тысячи экспонатов на тамбовскую тематику — настоящий домашний «краеведческий музей». И они не лежат мёртвым грузом — краевед регулярно устраивает за свой счёт интереснейшие выставки по городам и весям горячо любимой им Тамбовщины.

Следствие ведёт... коллекционер

О путешествиях и краеведческих приключениях Александра Тарасова можно написать целую книгу. За полвека собирательства он исходил и изъездил не только все уголки области, но и полстраны.

Однажды в поисках редкой книги поехал в Ленинград и как заправский сыщик разыскал в многомиллионном городе по одним только приметам совершенно незнакомого человека — обладателя вожделенного сокровища. Потратил на это весь свой отпуск и кучу денег.

Как тамбовский коллекционер Тарасов экспонаты добывал

В другой раз, чтобы заполучить книгу о знаменитой Ирской коммуне, что была основана американскими фермерами в Кирсановском районе в 1919 году и принимала в гости самого Бернарда Шоу, устроился в колхозе разнорабочим. И пока тамошнее начальство искало раритетное издание, отработал в хозяйстве целый сезон.

Вернулся в Тамбов счастливый — не только с новым ценным экспонатом для коллекции, но и с честно заработанными деньгами.

Прогулка с волками

Случались с Тарасовым истории и не совсем весёлые. В поисках нового значка, посвящённого композитору Рахманинову, поехал он как-то в Ивановку. Нашёл этот значок, купил, побежал на вокзал, но к последнему автобусу опоздал. Сгоряча и от радости отправился в Уварово пешком. Дело было зимой. Стемнело. Началась метель.

— Иду, от мороза ног не чую, совсем один. Только сзади стая собак каких-то привязалась, — вспоминает коллекционер. — Пригляделся — вот те на! Это же волки! Остановился, смотрю на них, они на меня. Двинулся дальше и они за мной... Так несколько километров до Уварова и проводили. И почему не напали? Интересно... Обошлось — и слава Богу. Главное — значок-то цел!

Как тамбовский коллекционер Тарасов экспонаты добывал

Не менее опасное приключение довелось пережить Тарасову несколько лет назад в Моршанске. Круглый юбилей отметило местное МПСУ — Моршанское производственно-строительное управление. По этому поводу совсем крошечным тиражом выпустили дорогой буклет, большой юбилейный календарь и изготовили памятные значки. А собиратель это событие «проморгал». Спохватился, рванул на предприятие, но поздно — все сувениры давно закончились. Примостился он на ступеньках их конторы, пригорюнился.

— Сижу я и думаю: где же теперь мне эти сокровища достать-добыть? — рассказывает Александр Тарасов. — Тут какой-то мужик мимо проходит. Чего грустишь, земляк? — спрашивает. Я и поделился своим горем. Он кивком головы показывает — идём, мол... Молча притащились на окраину города. Настоящая «воронья слободка» — бараки, «битые хрущобы», ни души кругом. Поднялись на верхний этаж, на лестнице темно, сыро, гнилью и плесенью тянет. Мужик условным стуком знак дал, чтоб дверь открыли. Захожу и остолбенел — за столом несколько голых по пояс «расписных» урок сидят, выпивают и карты мусолят.

Застыли все враз, замолчали и на меня уставились. А глаза у них такие колючие и недобрые, прям насквозь прожигают.

— Ты кого сюда привёл? Чо за терпила? — зло спрашивают моего провожатого.

— Коллекционер он. Значки, календарики всякие собирает. Большие деньги сулит, — отвечает мой «Сусанин».

— Коллекционер? Деньги? Это хорошо. Ну, садись, — ногой табурет мне швырнули.

Сел. Молчим. Они меня рассматривают.

— Значки, значит... календарики. Ну-ну... А ты случайно не стукачок? — недоверчиво шипит «старший» и «перо» между пальцами ловко так крутит.

Долго меня взглядами буравили. Наконец говорят: а ну, фраер, правду рассказывай, а не то... И стал я им про своё увлечение рассказывать...

До утра просидели. Такой любознательный народ оказался! Столько вопросов про коллекцию задавали, шумели, спорили, в магазин три раза сбегали. На вокзал меня всей компанией пошли провожать. Сажают в автобус и свёрток протягивают — вот тебе, братан, буклет твой, календарик и значок. И когда только найти успели?! Сую им деньги — обижаются, не берут! Ты, говорят, заходи, если что... Адрес теперь знаешь. Сел я на заднее тёплое сиденье, драгоценный свёрток к себе прижал и уснул моментально...

Как тамбовский коллекционер Тарасов экспонаты добывал

О вечном

— А недавно я коронавирусом этим проклятым переболел. Ох и тяжко было. Думал, что всё... Лежал, маялся, жизнь свою длинную вспоминал и оценивал, что я в ней правильно делал, а что нет. И пришёл к выводу, что в основном жил правильно! Никому подлостей не творил, дружил с людьми порядочными и интересными, краеведческую коллекцию собрал уникальную. Всю жизнь я посвятил любимому делу. Отдал ему без остатка все свои силы, время, заработки... И ни секунды об этом не жалею. Мне за свою биографию есть чем перед Богом и земляками отчитаться.

Вот обидно только, что некому увлечение своё передать. Молодёжь сегодня собиранием истории родной земли почти не интересуется. А когда на выставках и лекциях моих вопросы задаёт, то часто спрашивает, сколько эти экспонаты стоят, если продать. Но нельзя же всё рублями в этой жизни мерить. История нашей родной Тамбовщины – она ведь всех денег дороже! Разве я не прав?

Автор:Альберт Зверев