Лента новостей
Здравоохранение15 мая 2021, 13:11

«Лейкоз – это не приговор». Врач-гематолог о заболеваниях крови и путях их лечения

Фото: архив Елены Вороновой, Юлия Новикова
Фото: архив Елены Вороновой, Юлия Новикова

Порой именно спонтанные решения определяют нашу профессиональную судьбу. Казалось бы, простое стечение обстоятельств, а на поверку оказывается, что вся дальнейшая жизнь посвящается одной конкретной работе. В медицине, сфере особой, этот факт постоянства наиболее ценен. Героиня материала – Елена Воронова, заведующая гематологическим отделением Тамбовской областной клинической больницы имени Бабенко. Врачебная специальность, которой она посвятила себя, что называется, штучная. Но выбор этого направления определился, действительно, случайно.

Уже в средней школе Елена Воронова точно знала, что свяжет свою судьбу с медициной. Ей было не принципиально, кем стать: врачом или медицинской сестрой. Получив аттестат, Лена вместе с подругой поехала поступать в медицинский институт города Кемерово. Но до далекой Сибири девушки не доехали. Проезжая мимо соседней Рязани, они случайно узнали, что здесь тоже учат на врачей. Решили сойти на одноимённой железнодорожной станции, остановиться в городе и попробовать свои силы на вступительных экзаменах в Рязанский медицинский институт. Елена поступила.

— Мой путь в медицинской специализации — гематологии — был не быстрый. На пятом году обучения в вузе нам читали соответствующий курс. Он мне очень понравился. Захотелось работать именно по этому направлению, — делится Елена Воронова.

После окончания института молодой доктор работала преподавателем в Тамбовском медицинском колледже, затем – гематологом в областной консультативно-диагностической поликлинике и в стационаре одного дня.

— Здесь проводится обследование пациентов и химиотерапия. Подобный диагностический и лечебный формат позволяет не менять привычный уклад жизни, сохраняет физическую и социальную активность. Более тяжёлых пациентов мы, конечно, госпитализируем в стационар, — рассказывает врач-гематолог.

Добро и зло

Врачи-гематологи занимаются диагностикой, лечением, наблюдением, обследованием, сопровождают пациентов с заболеваниями крови, которые бывают злокачественными и доброкачественными.

«Лейкоз – это не приговор». Врач-гематолог о заболеваниях крови и путях их лечения

Доброкачественные — это различные виды анемий. Самая распространённая из них — железодефицитная анемия, которой страдают как женщины, так и мужчины. Причинами заболевания может быть кровопотеря различного генеза, имеет место и наследственный фактор.

— К незлокачественным можно отнести различные нарушения свёртываемости крови — геморрагические диатезы, когда у человека пониженное количество тромбоцитов, что приводит к различным кровотечениям и кровоизлияниям и требует стационарного лечения. Ещё мы интерпретируем различные изменения в анализах крови: повышение СОЭ, лейкоцитоз, лейкопения, которые могут быть совершенно не связаны с заболеванием крови, — поясняет заведующая гематологическим отделением.

Изменения в общем анализе крови не всегда зависят от гематологического заболевания. При злоупотреблении противовоспалительными и обезболивающими препаратами часто диагностируется понижение числа тромбоцитов. Иногда падает и уровень лейкоцитов, которые выполняют защитные функции, из-за этого могут возникнуть осложнения инфекционного характера. В этом случае возможно развитие сепсиса на фоне передозировки названными препаратами, что может привести к летальному исходу.

Выход есть всегда

Сегодня профессиональный разговор учёных и врачей стал более ориентирован не столько на гематологию, сколько на онкогематологию. Елена Воронова считает, что это оправданно, так как в большинстве своём врачи сталкиваются с лечением именно злокачественных заболеваний крови. Самыми агрессивными из них являются острый и хронический лейкозы.

— Слово «лейкоз» повергает в шок, но сегодня медицина далеко шагнула вперёд и продолжает своё активное развитие, в частности, в гематологии. Сейчас в своей работе мы используем новейшие методы диагностики. Например, отправляем анализы костного мозга и крови пациента на молекулярный и генетический анализ. Наша медицинская организация тесно сотрудничает с лабораториями ведущих Национальных медицинских исследовательских центров страны. Результаты, подтверждающие или опровергающие предварительный диагноз, мы получаем уже на вторые сутки, — рассказывает Елена Воронова.

Итоги исследований позволяют точно и быстро определить вид лейкоза у пациента, что даёт возможность врачу в дальнейшем определить индивидуальный протокол лечения. Определённо можно сказать, что чем раньше пациент обратится к врачу, тем больше шансов у него войти в стадию ремиссии и выздороветь.

— При остром лейкозе промедление недопустимо. Поставлен диагноз – необходимо начинать лечение. Каждый день промедления отдаляет пациента от ремиссии, — говорит врач-гематолог. — При хроническом лейкозе тактика лечения иная. При одних формах заболевания сразу после постановки диагноза начинается лечение, при других – нужно ждать, наблюдать за пациентом. Возможно, даже несколько лет, пока не появятся симптомы. Для некоторых форм хронического лейкоза химиотерапия назначается по показаниям.

Специфических симптомов и жалоб при лейкозе нет. Этим он и страшен. Можно заметить немотивированную слабость, затем может появиться бледность кожи, кровотечения из носа, дёсен, другие кровоизлияния. Иногда появляются язвы в ротовой полости, набухают дёсны. Заподозрить лейкоз можно по изменениям в анализах крови, при этом обязательна консультация гематолога.

«Лейкоз – это не приговор». Врач-гематолог о заболеваниях крови и путях их лечения

Лечение агрессивное, требующее мощной сопроводительной терапии. Она включает в себя переливание недостающих компонентов крови (тромбоцитов, эритроцитов), уровень которых после химиотерапии резко снижается; приём современных антибиотиков, а при необходимости – гемодиализ, трансплантация костного мозга.

По словам Елены Вороновой, другого выбора у врачей нет: в лечении злокачественных заболеваний системы крови должны использоваться только самые эффективные программы химиотерапии.

— Своим больным мы говорим: выход есть всегда! Его нужно искать даже в самой отчаянной ситуации, — говорит заведующая гематологическим отделением. — Лейкоз – это не приговор. При некоторых его формах выздоровление составляет до 90%. Главное – во время лечения всегда чётко следовать назначению врача.

Автор:Дарья Авилочкина