Ключ к успеху – в тесном взаимодействии

« Инжавинский вестник »
52
от
Среда, 24 декабря, 2014 (Весь день)
1791
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/12/24/top68.ru-klyuch-k-uspekhu-v-tesnom-vzaimodeistvii-47867.jpg?itok=UlsNc_Ly

     Он пришелся аккурат на День Конституции России и в связи с этим школа участникам семинара показала видеоролик о том, как здесь воспитывают у детей любовь к Родине. Это была своего рода иллюстрация к теме семинара “Организация межведомственного взаимодействия в решении вопросов профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних на территории муниципалитета”.
     В семинаре приняли участие специалисты муниципальных органов управления образования, ответственные за организацию работы по этим вопросам, а также инспекторы отделений внутренних дел, работающие в этом направлении, и ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций районов, заместители директоров по воспитательной работе и социальные педагоги школ городов Кирсанов и Уварово, Кирсановского, Уваровского, Мучкапского и Ржаксинского районов, а также педагоги-психологи.

Время выбрало нас

 

     Перед началом семинара все они могли познакомиться с выставками декоративно-прикладных видов творчества детей, их родителей, учителей школы и центра дополнительного образования “Радуга”. А также с выставками ребячьих рисунков и поделок, представленных на 6-й районный фестиваль формирования правовой культуры “Криминальные страшилки”. Но еще более привлекла их внимание школьная выставка по тематике семинара-совещания, где были представлены материалы с опытом работы по заданным к рассмотрению вопросам. Многое из этого опыта, размещенное в электронном виде на дисках, участники семинара увезли потом с собой - для них были приготовлены своеобразные портфолио.

     Главный специалист-эксперт областного управления образования и науки Л.А. Соколова в своем приветственном слове пояснила, почему местом проведения семинара стал Инжавинский район. Вопрос решился сам собой после проведенной в октябре проверки работы по профилактике правонарушений в г.Рассказово, Рассказовском и Инжавинском районах. Наш район по большинству показателей оказался более результативным.
     Как отметил представитель областного управления внутренних дел МВД России Р.Е. Рыжков, в нашем районе в этом году значительно снизилась подростковая преступность, хотя он по своей структуре довольно сложный. На его территории два детских дома, школа-интернат. Сложившееся взаимодействие образовательных организаций и правоохранительных органов, всех ответственных за эту работу людей дает положительные результаты. Отметил красивую и яркую программу, с которой инжавинские школьники выступили на областном конкурсе “Юные друзья полиции” - наглядное свидетельство системности профилактической работы по правовому воспитанию, творческого подхода его участников. А это, прежде всего, инспектор ПДН М.В. Любакова (были отмечены ее качества: целеустремленность, профессионализм и высокое чувство ответственности за порученное дело), методист КДЦ Н.В. Осипова и заместитель директора по воспитательной работе Инжавинской средней школы О.А. Зоткина. Словом, поделиться инжавинцам было чем. И они это сделали.

Положительная динамика не приходит сама по себе

 

     Истина эта известная. А вот какими методами и средствами инжавинцы достигли определенных положительных результатов, как формировалось взаимодействие различных структур, в деле социальной педагогики и осуществляется теперь - этим поделилась в своем выступлении начальник отдела образования района Г.А. Вахрушева. Она назвала основных партнеров: сотрудников правоохранительных органов, ГИБДД, центра занятости населения, патриотического объединения “Боевое Братство”, заповедника “Воронинский”, межпоселенческую библиотеку и краеведческий музей.
     В результате с задачей - установления четкого баланса между всей внеурочной познавательной и профилактической деятельностью, организацией активного здорового досуга детей - справились. По ее мнению, этому во многом способствуют сложившиеся традиции, коих у нас в районе немало. Она привела несколько примеров: детям Красивского детского дома в этом году нынешним летом доставило радость поиграть в футбол с сотрудниками полиции. Давно пользуются популярностью не только в нашем районе, но и в области военно-спортивные игры “Славянка” и “Русский витязь”. Много добрых навыков прививается ребятам в патриотическом клубе “52-я параллель”, побуждает молодежь к творчеству конкурс “Золотая десятка”.
     Г.А. Вахрушевой и другими выступающими - представителями центра дополнительного образования “Радуга” Н.А. Хвостовой (она проинформировала о деятельности центра) и детско-юношеской спортивной школы Н.Н. Нуриахметовой были названы и перечислены достижения юных инжавинцев в спорте, различных конкурсах и фестивалях, о которых нашим читателям хорошо известно из районной газеты и нет смысла все сказанное сегодня перечислять. Нашим же гостям из соседних районов все это безусловно было не безынтересно, кое-что и в новинку, что они и отметили в индивидуальных беседах по окончании семинара.

Опора на родительскую общественность

 

     Подробные, яркие и конкретные факты о взаимодействии с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности и правонарушений привели в своих выступлениях заместители директоров Инжавинской и Красивской средних школ О.А. Зоткина и Н.П. Ракшина. Рассказали о информационно-просветительской, психолого-педагогической, досуговой деятельности.
     Делясь опытом о том, как строится информационно-просветительская работа в Инжавинской средней школе, Ольга Александровна назвала: выпуск информационных листов, буклетов, показ презентаций и видеороликов, оформление стенда в помощь родителям; проведение рейдов в неблагополучные семьи, обследование жилищно-бытовых условий семьи. Педагоги нередко приглашают родителей из неблагополучных семей на заседания совета профилактики школы, в состав которого кроме директора школы и его заместителей, социального педагога, инспектора направления ПДН, психолога, входят члены совета старшеклассников и представители родительской общественности.
     - Положительный момент: родители, которых мы приглашают вместе с детьми, слушают советы не только от учителей, но и, что особенно ценно, мнения родителей, готовых поделиться своим опытом воспитания детей, - заметила она.
Назвала темы для обсуждения на родительских собраниях, проводимых администрацией школы, классными руководителями, специалистами социально-психологической службы совместно с инспектором направления ПДН.
     Вот уже седьмой год здесь проходят фестивали “Радуга семейных талантов”, где свои таланты демонстрируют не только дети и их родители, но ещё бабушки и дедушки. За этот период участие приняли 50 семей.
     Наибольший интерес у участников совещания вызвал ее рассказ о работе родительского патруля. Совместно с сотрудниками правоохранительных органов они по субботам совершают рейды в места скопления молодежи. Планирует эту работу школа с сентября по июнь. В результате родителям каждого класса, начиная с 8-го, выпадает подежурить за этот период 2 -3 раза. Каким образом удается их подвигнуть на это дело? Ответ на этот вопрос, заданный коллегами из других районов, один- убеждением, яркими примерами.
     - Работа в этом направлении очень многогранна, но если она ведется в системе, то дает свои положительные результаты, - заметила О.А. Зоткина в заключение.
     В Красивской средней школе обучаются и дети из детского дома, родителей им заменяют воспитатели. Н.П. Ракшина рассказала о том, как учителя взаимодействуют с ними по разным вопросам. Она подробно остановилась на деятельности управляющего совета школы, подчеркнув важность его роли:
     - Управляющий совет школы - коллегиальный орган, призван решать задачи стратегического направления. Мы стараемся строить работу с трудными детьми так, чтобы ребенок поверил - мы пришли помочь, способны это сделать.
     Поделилась опытом в этом плане, в том числе и в организации досуга детей, проведении праздников, имеющих большое воспитательное значение. Рассказала, что к участию в них привлекаются трудные и дети из неблагополучных семей. Они с радостью проявляют свои таланты, при этом обретают в себе уверенность, ощущают свою полезность. Специфика Красивской средней школы в том, что, организовывая мероприятия духовной и патриотической направленности, как, например, празднование Дня Победы, она объединяет вокруг себя население всего села. Участники семинара это наглядно увидели на представленных роликах, в том числе, как широко в Красивке отмечают старинный народный праздник - Масленицу.

В центре внимания “группы риска

     Опытом работа с семьями, условно обозначаемыми нами “группа риска”, поделилась ответственный секретарь комсиссии по делам несовершеннолетних Н.Ф. Начинкина. Она рассказала, какая работа ведется и по каким признакам определяется семейное неблагополучие, особенно на ранней стадии, кто в этом помогает. Какие шаги предпринимаются, если родители уклоняются от исполнения своих обязанностей, ведут аморальный образ жизни. Какие профилактические услуги оказываются семьям, в случае их социальной незащищенности.
      Привела примечательный факт: в нашем районе уже на протяжении девяти лет ведется работа по сбору и обработке сведений банка данных по учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Это позволяет своевременно принимать необходимые меры по улучшению ситуации, в том числе и в трудоустройстве родителей, направлении их на лечение от алкоголизма.
     Во многом благодаря и этому за последние годы сократилось число семей, лишенных родительских прав.

Опека - дело серьезное

     Главный специалист отдела образования района, представитель органа опеки С.А. Куракина рассказала, как строится работа по устройству детей в семью, с теми людьми, которые хотя взять детей под свою опеку, и о работе с, так называемыми, замещающими семьями. На базе Красивского и Караульского детских домов созданы школы замещающих родителей, в функции которых входит задача подготовить детей и родителей к совместному проживанию. И далее органы опеки помогают сопровождать, оказывать им помощь в адаптации к новым условиям, налаживании отношений, оказании психологичекой помощи, если таковая потребуется.
  

«Азбука закона»  

     О создании межшкольного клуба с таким названием на базе районного Культурно-досугового центра для того, чтобы дети сами интересно излагали своим ровесникам правовые нормы, как они их понимают, рассказала инспектор направления ПДН М.В. Любакова.
     В творческой копилке этого инициативного человека много подобных находок по работе с детьми в целях профилактики правонарушений. Тот же фестиваль творческих работ “Криминальные страшилки”, благодаря которому дети лучше познают, что можно, а чего нельзя. Свое видение и понимание они выражают в различных номинациях. Или игра-конкурс, которая раньше называлась “Моя милиция меня бережет”. Идея, как заметила Марина Валентиновна, не новая. Первым у нас в районе ее внедрил преподаватель ОБЖ бывшей Инжавинской школы № 2 Ю.А. Анников. Игра проходит с приглашением сотрудников заповедника, правоохранительных органов, пожарной службы, участковых инспекторов.
     - Наша цель не столько понять, что дети знают и поставить им оценку, сколько все им рассказать, если они затрудняются ответить. Дети переходят от “станции” к “станции” и между собой соревнуются, а мы свою работу выполняем, - рассказала она.
     М.В. Любакова - частый гость в школах и детских социальных учреждениях, а чтобы беседы на правовые темы детям были более интересны, рассказала, что нередко проводит их с партнерами по социальной педагогике, сотрудничает с детским отделом межпоселенческой библиотеки. Иногда в таких беседах участвует священнослужитель - иерей Михаил Дымсков.
     - В ближайшей перспективе, сотрудничество с Тамбовским региональным отделением Всероссийского общества трезвости. К нам приезжали его представители, и мы это обсуждали за “круглым столом”, - отметила Марина Валентиновна.
 

* * *

     Программа семинара была очень насыщенной. Педагог-психолог Инжавинской средней школы М.Н. Мазилина рассказала о способах продуктивного общения с детьми - многие родители испытывают определенные затруднения, в результате возникает его дефицит. В этом часто кроются корни отсутствия взаимопонимания между ними. Специалист центра занятости населения № 4 Е.С. Крылов рассказал о том, как ведется работа по трудоустройству и занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время. Опытом работы поделились социальный педагог Инжавинской средней школы С.Ю. Лунюшкин и директор Дома детского творчества Мучкапского района Е.И.Борисова - был показан и видеоролик.
     Вторая часть семинара была посвящена практическим занятиям. Была проведена правовая игра “Моя полиция меня бережет”, правовой урок, мастер-класс педагога-психолога.

Фото
Валентины СЕМЕНОВОЙ.

Автор: 
Любовь Пьянова
Читайте также:
Наверх