Права или обязанности?..

« Знамя труда »
26
от
Среда, 24 июня, 2015 (Весь день)
662
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/06/24/top68.ru-prava-ili-obyazannosti-57890.jpg?itok=LE_epeQA

Совсем недавно в своей авторской телепередаче "Бесогон ТВ" известный российский кинорежиссёр Н.С. Михалков горько сожалел о массовой безграмотности наших школьников и показывал отрывки из телесъёмок о невежестве молодёжи и так называемые "селфи" школьников, запечатлевших свои насилия над своими же учителями во время уроков и затем выложенных в интернет. В конце этого бесогона режиссёр признался, что не знает способов, как исправить существующее положение дел в российской школе, перешагнувшее мыслимые грани беспределов. Но зачем же тогда надо было затеваться?..

 

       Либерализм 60-х

Я вспомнил свою учительницу ботаники и биологии Х.Б. Граждан, которая в далёких 60-х годах на уроке иногда указывала нам на то, что наша "демократия граничит с нахальством", таким образом усмиряя излишний отроческий пыл. Мы в том возрасте, конечно же, смутно понимали суть демократии. Но с позиций сегодняшнего дня я считаю, что в нас проявлялась не демократия, а наш отроческий либерализм (свободолюбие), который нам внушали школьные программы. Но мне и моим сверстникам не могли прийти мысли об оскорблении учителя, а тем более о физическом насилии над ним, что явилось бы неприемлемой дикостью! Ведь учитель - непререкаемый авторитет для неграмотного школьника, пришедшего к учителю в школу за знаниями…

 

  И пушкиным родиться можно

Но сегодня с Михалковым мы увидели, что 13-ти летние недоросли приходят в школу для "развлечений" над учителями и даже для издевательств и насилий над ними. А почему такое стало возможным в российской школе? Какие скрытые винтики и пружины чётко отлаженного механизма школьного российского образования сломали "демократия и либерализм"? Оказывается, что даже у умудрённых жизнью кинорежиссёров ответа на этот вопрос нет. Но ответ-то должен быть и он есть…

Вспомнился мне Г.Р. Державин, бывавший губернатором Тамбовщины, но в своё время и успешно преподававший русскую словесность в Александровском лицее. Именно из его рук вышел в свет великий Поэт А.С. Пушкин. При этом великий Учитель открыто признал победу Ученика над собой и был счастлив этим! Я думаю, что каждый учитель мечтает о такой доле. Добавлю, что в том царском лицее была установлена строжайшая дисциплина, потому что готовили в нём будущих государственных чиновников высшего ранга. Именно таким являлся и А.С. Пушкин, а помимо того и великим русским Поэтом. Жёсткий регламент дня, серьёзные наказания за провинности и внутренняя дисциплина лицеистов в некоторой степени ограничивали их права и увеличивали обязанности. Преподавателями были весьма известные учёные люди России. Поэтому и результат был налицо. Можно легко себе представить другой результат, ежели лицеистов обучали бы по современной программе современные молодые учителя…

 

 Дожить  до понедельника

Вспомнил я и известный советский фильм "Доживём до понедельника", всколыхнувший всю школьную жизнь того времени. Он породил множество, как сторонников, так и противников школьных реформ. Главного реформатора школы в этом фильме сыграл один из лучших актёров России В. Тихонов, преподаватель истории по своей роли. По моему мнению, эта роль затмила роль Штирлица. Киноучитель впервые подал идею "демократизации" школы в перестроечные времена. Но он бы ужаснулся, увидев, к чему приведёт школу то устремление в нынешние времена. Я помню так же и учителя кавказца, ставшего на этой волне перемен заслуженным и знаменитым. Где он сейчас?..

Многие читатели думают: зачем я пишу о чём-то отвлечённом и неглавном? Но вот в этих-то переменах, как говаривал М. Горбачёв, как раз "собака-то и порылась"! Именно с их помощью либеральные выкормыши Б. Ельцина начали развал российского (советского) образования, вполне основательного и надёжного. Для этого развала либералы увеличили свободу и права школьников, но, в то же время, ограничили права учителей, отняв у них главное право на воспитание школьников. Таким образом учитель, имея не престижную профессию с мизерной зарплатой, превратился в ниже стоящее посмешище для детей богатых родителей и потерял авторитет ведущего человека в классе! Более того, якобы для облегчения участи школьников были сокращены или же искромсаны и исковерканы школьные программы. И стал требоваться от учеников "креатив"! А для "проверки" знаний было введено американское "тестирование методом тыка". Таким образом, были изменены и обязанности учеников, и обязанности учителей по изучению и изложению школьных программ: главной задачей для тех и других стало удачное прохождение тестирования, а вовсе не количество усвоенных знаний и навыков.

Такая система обучения, по меньшей мере, порочна, но полностью либеральна.

 

Реалии   нашего времени

Развитие интернетных технологий привело к резкому падению интереса школьников к чтению бумажных, натуральных книг. Для предметов литературы и русского языка это убийственный факт! Потому что только через чтение книг можно освоить эти жизненно и стратегически необходимые предметы школьного образования, жизненный опыт и грамотность. Натуральные книги нельзя заменить ни планшетами, ни компьютерами и ничем другим. Заставьте школьника прочесть один и тот же текст рассказа в электронном планшете, а затем в книге. И вы увидите то, что школьник будет удивлён разницей от восприятий прочтённого, ежели он к этому времени научился хотя бы немного читать. Надо воссоздать уроки внеклассного чтения литературы и кружки прозы и поэзии в школах. Человека, не любящего чтения, можно смело причислить к слепому человеку, которого вопреки его желаниям можно увести куда угодно и для чего угодно…

Есть и другие причины развала российского образования. Например, платное обучение в педагогических вузах, порождающее безграмотность в современных молодых учителях. Ведь это вузы "для троишников от ЕГЭ", как было сказано в телепередаче; не престижные они. Поэтому и требовать от их выпускников мастерства Державина, Ушинского или Макаренко - просто смешно.

А некоторые молодые люди просто покупают дипломы о высшем образовании в подземных переходах Москвы и устраиваются работать "по специальности". В вышеперечисленном и состоит вся "рыночная" система образования…

 

Прозрение 

Как же нам выбраться из либерального образовательного болота? А очень просто. Прежде всего, необходимо восстановить права и авторитет учителя в любой учебной организации, путём ограничения прав обучаемых до разумных пределов и расширения их обязанностей перед учителем. Учитель должен стать для ученика во время всего учебного процесса отцом, матерью, старшим братом или сестрой, человеком, которому можно и нужно безоговорочно верить и положиться на него в трудную минуту.

В настоящее время семья или родители неспособны в подавляющем большинстве своём воспитывать своих детей по многим причинам. Поэтому результат обучения и воспитания зависит от качества преподавания учителя. А качество преподавания и воспитания невозможно повысить без укрепления авторитета учителя, без достойной оплаты его труда.

Иначе говоря, российскому образованию нужно уйти от бессмысленной и повальной либерализации учебного процесса, к которой нас привели политики либерального толка 90-х годов, управляемые из США. Кстати, к такому же результату либералы привели Россию и в экономике к 2000 году. Кроме повышения авторитета учителя, необходимо ввести более основательные программы обучения и удалить вредоносные прозападные. То есть в некоторой степени вернуться к советской системе образования, но без идеологических базисов и надстроек. Главной идеологией и целью воспитания и образования в школах должно стать создание грамотного и активного гражданина - патриота Родины, способного внести достойный вклад в возрождение России и в возвращении ей лидирующего места в мире. Но не путём глупого развязывания захватнических и экономических войн, (как делают США), а путём внутреннего и быстрого развития страны и повышения благосостояния каждого гражданина, помощью которому должно служить достойное образование, не купленное за деньги.

Заканчивая этот короткий рассказ, хочу отметить тот факт, что без создания и воспитания грамотного молодого гражданина России, имеющего способность творчески мыслить и производить своими руками благо для себя и для других людей, нашей стране не удастся выбраться из либерального болота бюрократизма, взяточничества, коррупции и чиновного беспредела, как и от поросячьего потребительского отношения к окружающему миру.

В телепередаче Михалкова был отмечен тот факт, что создатели "Гугла", "Твиттера" своим детям разрешают "сидеть” в этих программах не более 30-60 минут в сутки! Потому что считают их вредными для здоровья и психики детей! А у нас?..

Именно поэтому нам коренным образом необходимо менять своё отношение к своим же правам и обязанностям, и начинать это дело надо даже не со школы, а с детского сада.

У нас же пока руки никак не доходят для противостояния прозападной пакости и до серьёзного воспитания будущих российских поколений…
 

Фото из архива редакции

Автор: 
Сергей Карпенко
Читайте также:
Наверх