Лента новостей
Статья9 июня 2015, 15:55

Жизнь на другой планете или Гимн памяти

Верная и длительная
память удваивает жизнь.


О.Мирабо


По счастливой случайности у меня в руках оказалась книга с интригующим названием "Мы жили тогда на планете другой". Автор данной книги - дитя войны, бывшая ученица Обловской школы г.Уварово Елена Яновская.

Она родилась за месяц до начала войны, в середине цветущего мая. А уже осенью их посёлок в Курской области станет оккупированной территорией. Незадолго до этого её папа - инженер строитель выполнит жёсткий приказ: не оставлять врагу материальные ценности. Вместе со сослуживцами он взорвёт завод, что недавно строил, и уйдёт с отступающими войсками.

А для нас, пишет Елена Михайловна, начались долгие месяцы неизвестности, страха и голода. Как жила семья Яновских всё военное время и последующие годы, и станет содержанием её статей, а потом и названной книги.

Детская мобильная память Лены фиксировала всё, что её окружало, что происходило вокруг. Короткие эпизоды постепенно становились составляющими её долговременной памяти.

Книгу открывает рассказ "Цена предательства". Он о несостоявшемся из-за предательства подполье. Участников казнили на площади. Трупы с лиловыми от жестоких побоев лицами долго не снимали с виселиц для устрашения. Всё увиденное на всю жизнь оставило глубокий след в памяти маленькой Лены. Потом в рассказе "Следы войны" она пишет: "Не сразу ушли из детского сознания представления, впечатанные войной. Когда собирается гроза и начинает издали погромыхивать, я спрашивала: "Опять стреляют?" (Не то ли самое испытывают сегодня дети Восточной Украины?).

Жизнь Яновских усложнялась характером работы главы семьи. Отчитавшись в министерстве о завершении строительства очередного завода, он получал новое назначение. А это - новые переезды, новые школы для детей, новая работа для жены, новое, зачастую неблагоустроенное, жильё. Всё это держало семью в постоянном напряжении. Порой возникали кратковременные конфликты. Один из них описан в рассказе "Семья - против".

"Семья против - дружно закричали мы с Милой. - Действительно, сколько же можно, - не выдержала мама. - Не строители, а кочуем со стройки на стройку.

-Вся страна сейчас большая стройка, - строго сказал папа. - Забыли, среди каких руин ещё недавно жили?

Ничего другого не оставалось, как согласиться и на сей раз переезжать на Тамбовщину, в Уварово".

Позже Елена Михайловна напишет: "В неизвестное Уварово первым уехал папа. Дней через десять позвонил и сообщил, что скоро приедет за нами, хвалил живописность новых мест и обилие фруктовых садов".

И далее: "Жильё нам предоставили на свеклобазе, поблизости от станции и почти рядом с переездом. От дороги базу загораживает забор с высокими железными воротами и будкой - проходной. На территории около десятка домиков, гараж и весовая, где взвешивают грузовики, перевозившие с полей сахарную свёклу. А ещё тут есть колодец с очень вкусной водой".

Елене тогда было 13 лет. Учёбу она продолжила в Обловской школе. А ещё через 13 лет она заканчивает Ленинградский государственный университет и получает диплом журналиста. Комиссия по распределению молодых специалистов направляет её в г.Иваново (тогда их не бросали на произвол судьбы), где она работает в многотиражных газетах. Преуспевающий журналист нередко перерастает в писателя. Вот и Елена Михайловна не ограничилась статьями и написала упомянутую книгу.

Второе название этой книги "Воспоминания о детстве. Рассказы, миниатюры".

Сразу возникают вопросы: "А много ли мы помним о детстве? Достаточно ли будет этих воспоминаний для написания книги?" Ведь ещё классики отмечали: "Наше детство помнят наши старики, нашу старость - наши дети. Сами мы помним лишь несколько моментов" (В.Гжегорчик).
"Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит" (Антуан де Сент-Экзюпери).

Но только не Е.М.Яновская. Она удивляет как раз тем, что обладает исключительно феноменальной, а порой эйдетической (эйдос - образ) памятью, в которой одинаково сильны все её составляющие от запоминания, сохранения до воспроизведения. Ей присущи редкий механизм долговременной памяти. В книге 134 миниатюры. И в каждой из них свой герой. Она с лёгкостью воспроизводит их жизнь в давно прошедшем времени. Для повествования своих воспоминаний автор избирает жанр живописной миниатюры. В первоначальном значении миниатюра - это тонкая манера наложения красок на какую-то поверхность. Это из области живописи. Да, но ведь Е.М.Яновская тоже художник, но художник слова. В каждой её миниатюре просматривается создание удивительных образов. Достаточно привести пример из миниатюры "Облака": "Тёплый вечер. Солнце село, но ещё светло. Мы смотрим на облака. Они выплывают из-за деревьев на горке и, меняя очертания, движутся в нашу сторону. Мы захвачены дивным зрелищем. На широком небесном полотне происходят удивительные превращения. Только что плыл кораблик с тугим парусом. И вот уже это зверь с длинным хвостом".

Или "Домишко был стар и невзрачен. Но он так ликующе отражал в своих окнах заходящее солнце, будто хотел сказать: «Не смотрите, что я покосился от старости, что крыша моя залатана, лучше полюбуйтесь, как чисты мои старательно промытые окна, и как они повторяют этот прекрасный закат. Вот вы идёте по дороге, а слева и справа от вас сияет заря, разве не удивительно?»"

Одним из героев книги является бабушка Елены Михайловны. Она сыграет значительную роль в общем развитии внучки. В миниатюре "В запечном царстве" автор вспоминает: "Целыми днями я сидела у неё на кровати и слушала сказки. А когда ей это надоедало, а я требовала: говори дальше! - Она заявляла: "Хватит, язык устал".

Старорежимному миру бабушки с царями и церковью противопоставлен новый мир - с Первым мая, Седьмым ноября, с аскетическим бытом и оптимистическим взглядом в будущее. В нём основными героями являются: мама, папа, брат Юра с женой, а потом внук Олег. Характерная особенность литературного творчества Е.М.Яновской в том, что она не представляет читателю целостный образ того или другого героя. Психологический портрет персонажа создаётся во многих миниатюрах. Каждая миниатюра - это отдельный штрих, чёрточка к портрету и в их совокупности вырисовывается целостная личность.

Такой же литературный приём автор использует и при описании друзей, животных (образ Волка), природы, а также планеты под названием Россия.

Теми же средствами - штрихами - автор создаёт картину жизни заводских посёлков центральной России 50-х годов прошлого века. Послевоенная разруха, засуха, голод, нищета, жизнь впроголодь. Но при всём этом автор подмечает отсутствие уныния, больше того, оптимистическую целеустремлённость в будущее. Вера в лучшую жизнь становится всеобщей, в совместном коллективном труде преодолеваются все трудности.

Вот такой была планета Россия в 50-е годы. Теперь она другая. В чём-то лучше, отчасти богаче. Но почему-то неуютно в ней писателю Е.Яновской. Почему-то нередко она испытывает ностальгию, тихую грусть о недавней трудной жизни.

Ответы на эти вопросы она даёт с пронзительной откровенностью в миниатюре "Гимн памяти":
"По-настоящему оценить то, что имеешь - родных, здоровье, родину, - можно, лишь потеряв их. Каждый из нас не протяжении жизни терял близких, а однажды все вместе мы потеряли свою прежнюю страну…

В 1917-м, когда произошла революция, моей бабушке было за сорок. Она не смогла, не захотела принять резко изменившиеся ориентиры и 30 с лишним лет провела, как принято говорить, во внутренней эмиграции. Меня переворот девяностых застал пятидесятилетней. Теперь удивляюсь, что поначалу даже приветствовала бурные перемены. Но чем наглее теснила новая жизнь, тем сильнее тянуло в прошлое, сейчас-то хорошо понимаю, как непросто жить в чужом времени, особенно если твоё прошедшее чернят, высмеивают, топчут.

В начале наступившего века я осталась совсем одна. Кроме воспоминаний опереться было не на что. И, удивительно: упорное блуждание по закоулкам памяти помогло выбраться из длительной депрессии, вновь ощутить почву под ногами.

Память - величайшая ценность. Благодарная память помогает нам жить. Даже если от прошлого остались одни только тени, мы не должны предавать их забвению".

Я намеренно полностью процитировал эту миниатюру, т.к. убеждён в том, что всё сказанное в ней найдёт отклик в сердцах современников Елены Михайловны. А особенно признательны ей будут читатели её поколения.

P.S. Цель моей статьи заключалась не в том, чтобы дать обстоятельный анализ литературного творчества Е.М.Яновской. Это - компетенция литературных критиков. У меня же появилось непроходящее желание познакомить уваровцев с замечательным человеком, светлой, многосторонне одарённой личностью, с её нестандартной образностью мышления.

Настоятельно рекомендую прочитать указанную книгу, хотя предвижу определённые трудности. Тираж книги всего 70 экземпляров. Не потянул бюджет журналиста на большее количество. Теперь за всё надо платить. Такая вот современная наша планета.

Автор:Станислав Меньшиков