СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РИА «ТОП68»
Живём и помним. Тамбовская область
Рассказываем о подвиге и судьбе тамбовчан
на фронте и в тылу
Михаил Анников
(1923 - 1992)

Михаил Евдокимович Анников – путеец отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона 5-й отдельной железнодорожной бригады. Разработал собственный метод рубки рельсов, позволявший быстрее восстанавливать разрушенные бомбёжками железнодорожные пути.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в битвах на Дону, под Курском, в освобождении Украины и Польши.
Биография
Михаил Анников родился 23 августа 1923 года в селе Паревка Инжавинского района.

С 15 лет трудился в местном колхозе, окончил курсы трактористов.
Боевой путь и подвиги
Михаил Анников был призван в Красную Армию осенью 1941 года и направлен в 10-й запасной железнодорожный полк. На фронт попал в 1942 году. Воевал в составе одного из путевых батальонов 5-й железнодорожной бригады.
Путевые батальоны в годы Великой Отечественной войны восстанавливали железнодорожные пути, «перешивали» их полотно с европейской колеи на более широкую отечественную.

Железнодорожный путь во многих местах состоял из так называемой «рубки». После бомбёжек, авианалётов, специального путеразрушителя, используемого фашистами, пути представляли собой «нашинкованные» фрагменты. Часть рельсов всё же оставалось целой, и её можно было использовать, но вначале требовалось вырубить уцелевшие куски рельсов и собрать из них временный железнодорожный путь.

В повышение скорости восстановительных работ огромный вклад внёс Михаил Анников. Он работал на рубке рельсов, используемых в дальнейшем восстановлении полотна.
За одну смену ему удавалось выполнять норму работы на 1150 процентов благодаря разработанному собственному методу рубки рельса. Анников перерубал его не с 7, а с 3 ударов. Опыт уроженца Инжавинского района быстро распространился в других частях железнодорожных войск и получил название «анниковский».
Высоких результатов Михаил Евдокимович добивался и при забивке костылей – до 3 тысяч в смену.
Метод, применяемый Михаилом Анниковым, позволял быстрее восстанавливать разрушенные пути и переправлять на фронт бойцов, боевые машины и боеприпасы, давать свет санитарным поездам.

Не раз Михаилу Анникову приходилось выполнять свою задачу по «зашивке» путей под непрерывными бомбёжками. Зачастую с поставленными задачами он справлялся ранее установленных сроков.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Анникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Орден Ленина
Золотая медаль «Серп и Молот»
Награду 21-летнему Михаилу Анникову вручали в Кремлёвском Дворце съездов. Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина на грудь ему прикрепил «всесоюзный староста» Михаил Калинин.

В 1944 году Анникова направили на учёбу в Ленинградское училище военных сообщений. После он вернулся в родную часть, в которой продолжал службу и после 9 мая 1945 года.

В запас Михаил Анников уволился лишь в 1958 году. Вернулся на родину и до последних дней проживал в Тамбове. До 1985 года работал на железной дороге.
Михаил Анников умер 30 июня 1992 года, похоронен в Тамбове.

Трудовой подвиг Михаила Анникова описан в книгах Н.В. Старосенкова «Железнодорожные войска России»; С. Новикова «Советские железнодорожники в Великой Отечественной войне».

В 2006 году в Тамбове на доме, где в последние годы жил Михаил Анников, установили мемориальную доску.

Имя героя увековечено и на воинском мемориале в его родном селе Паревка.
Мемориальный комплекс воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в селе Паревка Инжавинского района.

Все права защищены © РИА «ТОП68», 2020