СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РИА «ТОП68»
Живём и помним. Тамбовская область
Рассказываем о подвиге и судьбе тамбовчан
на фронте и в тылу
Пётр Летуновский
(1918 - 1944)
Пётр Васильевич Летуновский – лётчик-герой, капитан 1-го Гвардейского Минно-Торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, командир экипажа. Потопил пять вражеских кораблей, участвовал в прорыве блокады Ленинграда.
Биография
Пётр Летуновский родился в 1918 году в селе Летуновка, которое сейчас входит в состав Юрловского сельсовета Никифоровского района. Окончил 4 класса в сельской школе, потом еще 3 года учился в Мичуринске, затем поступил в сельскохозяйственный техникум. В конце 30-х Пётр прошел сцецнабор в Военную школу лётчиков в Энгельсе.
Боевой путь и подвиги
В 1940 году молодого лётчика направили в один из бомбардировочных полков Ленинградского военного округа. В бой экипажу скоростного бомбардировщика СБ пришлось вступить в самые первые дни Великой Отечественной войны. И лейтенант Летуновский показал себя сразу. На его счету — уничтоженная гаубичная батарея, мост через реку Луга, по которому переправлялись вражеские войска, ангар и самолёты на немецком аэродроме, бензосклад в районе города Котка.
Петр Летуновский и Николай Демченко.

В 1943 году полк перевооружили с самолетов СБ на американские Дуглас А-20G «Бостон», поставляемые союзниками по ленд-лизу. Именно на этой машине экипаж Летуновского поразил немецкий транспортный корабль «Мариенбург».
В октябре 1941 года Петра Летуновского перевели в состав авиации Краснознамённого Балтийского флота. Так он стал морским лётчиком. А в апреле 1942 года его эскадрилью включили в состав 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка. Это была та самая легендарная воинская часть, которая летом 1941 года, вскоре после нападения Германии на СССР, бомбила Берлин. А затем на протяжении всей блокады Ленинграда наносила удары по вражеским военным кораблям, морским транспортам и береговым объектам. Экипаж Летуновского также уничтожил фашистский тральщик, три транспорта, гружённых боевой техникой и живой силой противника, бронепоезд, самолёт и разрушил ряд важных промышленных объектов.

Подвеска торпеды на Дуглас-А-20
1 ноября 1943 года. Балтийское море, севернее города Лиепая. Торпедоносец под командованием Пётра Летуновского видит вражеское транспортное судно, направляет на него торпеду, попадая точно в цель. Корабли конвоя нацистов открыли огонь по атаковавшему транспорт самолёту уже после того, как «Мариенбург» завалился на левый борт и стал тонуть.
После успешной атаки, несмотря на полученные от вражеских зениток повреждения, экипаж Летуновского привёл самолёт на аэродром около Ленинграда. По пути они ещё обстреляли из пулемётов немецкий военный эшелон.
Для Петра Летуновского «Мариенбург» стал пятым потопленным транспортом и третьей крупной победой.
Транскпорт Мариенбург 1917
Останки корабля были обнаружены в 2000 году шведскими водолазами.
Последний вылет и плен
27 ноября 1943 года. Перед экипажем Летуновского поставлена задача: найти и уничтожить суда противника у входа в Рижский залив. Целью атаки торпедоносцев стала тяжёлая плавучая батарея «Роберт Мюллер». Нацисты встретили самолёт огнём зенитных орудий, но Летуновскому все же удалось выполнить боевой заход и сбросить торпеду, точно направив её на цель.

Но торпеда взорвалась в 15 метрах от вражеского корабля. А самолёт, получивший несколько пробоин, загорелся. Пётр Летуновский сумел посадить горящую машину на воду, все члены экипажа спаслись, но были захвачены в плен.
Маршрут последнего полёта Летуновского
Фашисты пытались завербовать советских летчиков, но наши не подались. Экипаж разделили и отправили в концлагеря. Гвардии капитана Петра Летуновского и гвардии старшего лейтенанта Николая Демченко содержали сначала в лагере на оккупированной советской территории, потом в Польше, а затем в Германии. А гвардии старшего сержанта Алексея Кузьмина сразу угнали на работы на запад.
Пётр Летуновский неоднократно совершал побеги. Пятая попытка оказалась последней. Это было в Штутгарте летом 1944-го. Летчика поймали и расстреляли. Ему было 26 лет.
При побеге погиб и 25-летний старший лейтенант Демченко. Из всего экипажа выжил только Алексей Кузьмин. В марте 1945 года, после полутора лет плена, он вместе с четырьмя товарищами сумел сбежать из лагеря в городе Вольден и добраться до наступавших частей Красной Армии. Пройдя проверку органами СМЕРШ и едва восстановив силы после нацистского концлагеря, Кузьмин вернулся в строй и участвовал в штурме Берлина.
Награды
Пётр Летуновский награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Ленина и медалью «Золотая звезда» посмертно. Звание Героя Советского Союза летчику присвоено посмертно.
В 2008 году на дне Рижского залива аквалангисты обнаружили тот самый самолет, на котором экипаж Летуновского совершил свой последний боевой полет. У «Бостона» отсутствовал хвост, на крыльях – пробоины. В кабине водолазы обнаружили обгорелый планшет с картами и штурманский треугольник-транспортир. Такие инструменты использовались при прокладке курса. На транспортире оказались выцарапаны буквы: «ЛПВ». Были найдены и восстановлены восемь фрагментов карт, которые позволили выяснить маршрут последнего полёта «Бостона».
В школе, где четыре года учился Летуновский, в мае 2015 года открыли мемориальную доску. А о подвиге боевого экипажа рассказывает книга «Рижский «Бостон». Дальний крейсерский полёт» Юрия Мелконова.
Все права защищены © РИА «ТОП68», 2020