«Этот городок подарил мне и Альма-матер, и Любовь, и Судьбу»: тамбовский период творчества Василия Агапкина
«Этот городок подарил мне и Альма-матер, и Любовь, и Судьбу»: тамбовский период творчества Василия Агапкина
3 февраля 2024 года исполняется 140 лет со дня рождения Василия Агапкина, автора того самого марша — пронзительного, лирического, «лично-гражданского» — «Прощание славянки» (0+). Из 80 прожитых композитором лет тринадцать он провёл в Тамбове.

Здесь он осуществил свою мечту — получил музыкальное образование. Здесь в творческой агонии написал легендарный военный марш, здесь встретил свою «предприимчивую» модистку Оленьку — будущую жену, здесь создал свой оркестр.
Детскими шажками к музыке
Василий Агапкин родился в 1884 году в Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Когда ему был всего один год, умерла мать, в десять он потерял отца. Будущий гений остался вместе с мачехой, младшими сёстрами и братом. Анна Матвеевна получала копейки. В один из дней она поняла, что не сможет прокормить детей, и отправила их на улицу просить милостыню. И там, на одной из этих улиц, маленький Василий впервые увидел и услышал военный духовой оркестр. Он произвёл на него неизгладимое впечатление — ребёнок долго шёл вслед за музыкантами, вышагивая в такт и восторженно провожая глазами стройные ряды мундиров.

«Если мамка захочет и попросит нашего капельмейстера, то, глядишь, и тебя возьмут», — видя восторг мальчишки, обратился к нему один из юных музыкантов оркестра.

Так и случилось. Мачеха Анна Матвеевна упросила начальника военного оркестра взять Василия в музыканты, хотя тот долго не желал брать ребёнка. Василий выглядел слишком слабым и худым, но у него оказался и прекрасный музыкальный слух, и голос. Так, в 1894 году Агапкин вошёл в состав духового оркестра 308-го Царевского резервного батальона, расквартированного в Астрахани.
— В вещмешке моей памяти это время не выделялось особыми событиями: военная муштра, обучение музыке да редкие, урывками, увольнительные домой, чтоб отдать родным скудное жалование,
— напишет в своей автобиографии Василий Агапкин.
Не особенными, но плодотворными стали эти пять лет жизни и обучения в составе оркестра. Агапкин показывал уверенную игру, получал сольные партии. Постепенно стали появляться мечты, надежды — на лучшее, светлое будущее. По словам Василия, ему хотелось стать генералом её величества Музыки, получить достойное музыкальное образование, взойти к дирижёрской кафедре.
По прибытии в Тамбов
Отслужив почти десятилетнюю службу на Кавказе в должности военного музыканта, Агапкин отправился за своей мечтой — образованием. Средств у Василия особых не было, он прекрасно понимал, что в столичной консерватории обучаться не сможет — нужно было выбрать что-то более доступное. Так, в 1909 году судьба забросила Василия Агапкина в Тамбов — «поближе к родным рязанским пенатам в «заштатный» городишко Тамбов». Ему было 25 лет. Агапкин прибыл на вокзал холодным декабрьским утром. По сравнению с полюбившейся ему жизнерадостной природой Кавказа унылая зимняя красота чернозёмной полосы не тронула сердце молодого человека. А сам Тамбов, по воспоминаниям музыканта, был типичным мелким губернским городком — деревянным, неухоженным, серым.
— Живописный вид он приобретал лишь по весне, в кружевном переплетении бело-розовых цветущих яблонь, да в хрустальном зеркале двух речушек — узкого Студенца, воду которого поднимала и берегла мельничная плотина, и очаровательной голубки Цны в обрамлении кудрявых лесов и дубрав,
— напишет позже Василий Агапкин.
Дом на улице Студенецкой, 41. Здесь Василий Агапкин жил в начале 1920-х годов.
Дом на улице Студенецкой, 41. Здесь Василий Агапкин жил в начале 1920-х годов.
Первое время молодому человеку пришлось снимать комнату в дешёвой гостинице. Условия были не очень — и мысли, и настроения тоже. Казалось, что перспективы не было. В Тамбове возможно было попасть лишь в два духовых оркестра: в вольнопожарной дружине и в мужской гимназии.
— Их игра была слишком далека от совершенства, не шла ни в какое сравнение даже с теми военными духовыми оркестрами, в которых проходила моя учёба, становление и начальная ступень профессиональной деятельности. В губернском центре был, правда, неплохой оркестр в музыкальном училище, куда я предполагал поступить. Всё больше и больше меня охватывали сожаления о непродуманном шаге, уходе с военной службы,
— писал Агапкин.
Но, как часто бывает, после сожалений и упрёков себя за неправильные «ходы» на поле жизни приходит раскаяние и в самом сожалении — то, что казалось, не имело выхода, им и являлось.
— Сейчас с высоты прожитых лет, что мог бы сказать я себе, тогда ещё молодому, амбициозному, красивому молодцу, ступившему на привокзальную площадь Тамбова? Я и не мог представить тем стылым зимним днём, что этот старинный, не очень приветливо встретивший меня городишко подарит мне и Альма-матер, и Любовь, и Судьбу,
— скажет спустя десятки лет музыкант.
Итак, Василий Агапкин взял себя в руки и отправился определяться в военный оркестр. Встретили его равнодушно, пока не прикоснулся к трубе. «Мой Бог, вот это силища, вот это талантище! Беру» — изумился капельмейстер Нилов. Так 12 января 1910 года Агапкин был принят на сверхсрочную службу штаб-трубачом 7-го Запасного кавалерийского полка. Коллеги-музыканты приняли новенького безоговорочно, его игра очаровывала. Вскоре ему выделили собственное жильё — небольшую отдельную комнатку в казарме полка.

Пройдёт ещё немного времени, и после одного из концертов Василий познакомится со стройной молодой девушкой с пышными русыми волосами — модисткой Ольгой Матюниной из Рассказовской волости. Девушка попросит переписать ноты одного из прозвучавших в исполнении оркестра вальсов. Как выяснится позже, предлог был надуман, а последовавшие за ним чувства — нет. Молодые люди поженились.

Теперь предстояло подступиться к самому желанному, давно лелеемому плану — поступить в музыкальное училище. Необходимо было сдать гимназические предметы, в то время как у Василия за плечами была лишь церковно-приходская школа. Решение нашла супруга Ольга. Она попросила свою подругу, выпускницу гимназии Анну Толмачеву подтянуть знания мужа, и подготовка к экзаменам оказалась успешной.
Музыкальное училище в Тамбове торжественно открыли в 1903 году, оно имело превосходную славу, а в 1906 году его инспектировал сам Сергей Рахманинов.

«Меня полностью поглотило неудержимое и страстное желание поступить именно в это учебное заведение. Осенью 1911 года я преодолел эту веху своей жизни», — напишет Агапкин.

Ученик попал в класс медных духовых инструментов знаменитого валторниста Федора Кадичева, которому Агапкин приписывает большую роль в грамотной огранке своего таланта. Василий по возрасту был старше своих «одногруппников», но многие знания ему приходилось навёрстывать, уделять чему-то в несколько раз больше внимания. Вместе с женой они вскоре накопили на пианино, а затем переехали в более просторную квартиру на улице Гимназической (ныне Коммунальной).
Музыкальное училище в Тамбове торжественно открыли в 1903 году, оно имело превосходную славу, а в 1906 году его инспектировал сам Сергей Рахманинов.

«Меня полностью поглотило неудержимое и страстное желание поступить именно в это учебное заведение. Осенью 1911 года я преодолел эту веху своей жизни», — напишет Агапкин.

Ученик попал в класс медных духовых инструментов знаменитого валторниста Федора Кадичева, которому Агапкин приписывает большую роль в грамотной огранке своего таланта. Василий по возрасту был старше своих «одногруппников», но многие знания ему приходилось навёрстывать, уделять чему-то в несколько раз больше внимания. Вместе с женой они вскоре накопили на пианино, а затем переехали в более просторную квартиру на улице Гимназической (ныне Коммунальной).
Марш-легенда
В октябре 1912 года началась I Балканская война, Россия выступила союзником Балканских государств. Тревожные, милитаристские настроения наполнили губернский Тамбов: молниеносно раскупались газеты, на экранах синематографа крутили хронику военных действий, начались проблемы с работой. Сослуживец, тромбонист Илья Кондаков предложил Агапкину подработку: озвучивать на пианино кадры балканской хроники. Именно эти видеозаписи с театра боевых действий, кадры проводов солдат на городских площадях Софии стали психологической основой для будущего марша «Прощание славянки».
— Мне тоже хотелось выразить свое угнетённое душевное состояние, не словами, конечно, а каким-то музыкальным сочинением, в котором соединить боевой призывный марш и тоску и плач женщины об утраченных мире, любви и гармонии. <…> Я совершенно потерял сон, нервничал, метался по квартире, как безумный, в висках постоянно пульсировал барабанный ритм, в мыслях — какая-то какофония разрозненных звуков, которые никак не хотели облечься в мелодию. Эта неуловимая мелодия пронзительно звучала в глубинах души. Марш-призыв и одновременно — марш-молитва, трогательная и скорбящая, трудный боевой клич, вера и надежда на справедливую победу. Клавиши пианино устали от бесконечного ожесточённого механического стука пальцев, скомканные, испещрённые записями нотные листы были разбросаны по всей комнате. Жена Оля, видя моё состояние, молчала и старалась не попадаться под руку,
— вспоминал Агапкин.
Но вот настало время — и ноты, наконец, сложились. Так в октябрьские дни 1912 года 28-летний Василий Агапкин написал свой легендарный марш «Прощание славянки». В этом же году марш был представлен губернскому обществу, которое приняло его с безоговорочным восторгом. В 1913 году вышло первое издание в типографии-печатне В. Гроссе в Москве. Наиболее знаменитое издание «Прощания славянки» Циммермана появилось уже в 1915 году, на обложке были изображены гусар и женщина на фоне гор, а их лица были поразительно похожи на лица Василия и Ольги Агапкиных. Скорее всего, обложка была срисована с семейной фотографии.
Марш «Прощание славянки» прозвучал на параде в Москве 7 ноября 1941 года, на параде Победы 9 мая 1945 года, под звуки марша завершилась Ялтинская конференция.

Мелодия «Прощания славянки» звучит более чем в 40 художественных фильмах, маршем встречают корабли и провожают поезда, его исполняют лучшие духовые оркестры мира.

На «Прощание славянки», объяснимо, положили строки официального гимна Тамбовской области.
Марш «Прощание славянки» прозвучал на параде в Москве 7 ноября 1941 года, на параде Победы 9 мая 1945 года, под звуки марша завершилась Ялтинская конференция.

Мелодия «Прощания славянки» звучит более чем в 40 художественных фильмах, маршем встречают корабли и провожают поезда, его исполняют лучшие духовые оркестры мира.

На «Прощание славянки», объяснимо, положили строки официального гимна Тамбовской области.
Василий и Ольга Агапкины продолжили жить в Тамбове. Василию Ивановичу доверили очередную задачу — дирижировать оркестром в течение всего концерта на открытой площадке городского сада. Там с наступлением весеннего времени начали давать регулярные концерты: мазурки, полонезы, вальсы, нашлось место и военным маршам. Вскоре наступил 1915 год — к концу подходило обучение в училище. Агапкин успешно сдал экзамены, и 6 мая 1915 года состоялся торжественный концерт выпускников. Всего окончивших училище в том году насчитывалось около 50 человек, трое из них удостоились бурных аплодисментов публики: в их числе был Агапкин, исполнивший на трубе концерт композитора Брандта.

Прошло ещё несколько лет — и революция — а затем новая страна, окрашенная в красный цвет. Василий Агапкин перенёс тяжёлый тиф. Только оправился — и получил приглашение в ЧК. Не раздумывая ни минуты, отправился в организацию, по дороге гадая, зачем его вызывают. «Наверное, будут просить дать концерт для поднятия духа солдат и горожан», — подумал Агапкин. Однако задание оказалось гораздо более ёмким. «Нам нужен духовой оркестр в полку. Свой. Дело за немногим — его создать. И тут мы надеемся на Вас», — сказали Василию Ивановичу. Так Агапкин получил должность капельмейстера 27-го отдельного батальона ВЧК.

Агапкин организовал при оркестре студию для обучения красноармейцев искусству духовой музыки. За пять месяцев ученики достигли больших успехов. Оркестр товарища Агапкина был признан лучшим оркестром Тамбова. На вечерние концерты под управлением Агапкина в городском саду стало невозможно пробиться. Слава о музыканте докатилась до Москвы. Поступил приказ о переводе дирижёра и оркестра в столицу.

Летом 1922 года состоялся прощальный бенефис дирижёра и оркестра. Под гром аплодисментов маэстро и его детище навсегда покинули Тамбов.
— Так в августе 1922 года завершился тамбовский период моей жизни. Был ли он счастливым? Пожалуй, да, хотя большую часть моей жизни ещё необходимо преодолеть. Впереди были громовые раскаты Великой Отечественной войны, и победный 1945-й, и многотрудная деятельность во имя «долга, совести, чести, и достоинства, и святого в жизни воинства», во славу России,
— писал в мемуарах Василий Агапкин.
Автор: Диана Яшина
Фото и видео: Алексей Бучнев
По материалам книги И. Г. Тепляковой «Призывный клич трубы и вечное прощание… (монолог от первого лица)» (6+)

РИА «ТОП68», 2024
392000, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д.14а