Лекарь души и тела: чем запомнился Архиепископ Лука городу Тамбову
Лекарь души и тела: чем запомнился Архиепископ Лука городу Тамбову
«Стала крепкой нога твоя, Сима. Иди же не хромая по пути Христову и поминай меня, исцелившего тебя. Архиепископ Лука».
Такую записку к своей пациентке-тамбовчанке оставил хирург Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий, уезжая в Крым. Выдающийся врач, лауреат Сталинской премии и при этом любимый прихожанами священнослужитель и проповедник.
В Тамбове он прожил 2 года: с февраля 1944 по май 1946 года. Сюда он приехал уже на закате своей жизни — в 66 лет.

Путь в медицину, обретение веры, семейная жизнь, смерть любимой супруги, непростые отношения с детьми, аресты, допросы и ссылки — были позади. В Тамбов уже пользовавшегося славой опытного хирурга Валентина Войно-Ясенецкого перевели для работы в эвакогоспиталях. Здесь их было более 150 — нужны были умные головы и умелые руки.

Более 11 лет Валентин Феликсович провёл в ссылках, и, здесь, в Тамбове, за ним установили неусыпную слежку. Пожилому человеку предложили работать и проживать в госпитале, но он попросил найти семью, которая всё-таки смогла бы предоставить ему несколько комнат. Так он попал в дом, расположенный ныне на улице Архиепископа Луки, 9.

Это был дом Марии Степановны Зайцевой, воцерковлённой пожилой тамбочанки. По воспоминаниям современников, одна из комнат в её доме была полностью увешана иконами. Как и многие женщины того периода, Мария Степановна жила в тихом одиночестве и ждала с фронта сына.
Итак, хирург приступил к работе. По воспоминаниям его коллег, во время операций он старался делать быстрые зарисовки органов, на которых проводил медицинское вмешательство.

Густую бороду обвязывал тканевым мешочком, а поверху надевал ещё и медицинскую маску, чтобы обеспечить полную стерильность. Свет могли отключить в любой момент, и тогда операцию проводили при свете свечей: неважно, днём или ночью. В месте хирургического вмешательства на теле йодом он всегда рисовал изображение православного креста.

Количество операций в тамбовских госпиталях с приездом нового хирурга увеличилось в 4 раза, и при этом резко снизился процент ампутации.

Архиепископ Лука не только сам проводил операции, но и учил других хирургов своему мастерству, наставлял их.
Его операции, особенно в области гнойной хирургии, были уникальными. Как говорят современные специалисты, многие из них сложно, а порой и невозможно, повторить сегодня, даже с использованием новейшего оборудования.
Одно из таких чудес продемонстрировал хирург, когда увидел в госпитале умирающую молодую женщину. Точного диагноза не поставили, врачи смирились и считали её уже нежизнеспособной. У изголовья «по капле» уходящей девушки крутилась её маленькая дочь. Валентин Феликсович взялся за этот тяжёлый случай. Он провёл успешную операцию, сам прописал для неё лечение — и поднял пациентку с больничной койки. После этого многие медики-коллеги Войно-Ясенецкого приняли православную веру.

В 1995 году на территории городской больницы №2 установили памятник Валентину Феликсовичу. По воспоминаниям старожилов, дочь исцеленной женщины Вера Константиновна Винц каждый день приходила к памятнику, убирала его и приносила живые цветы.
Сегодня одноэтажный деревянный дом постройки начала XX века на улице Архиепископа Луки, 9 является мемориальным домом-музеем выдающегося хирурга. В этом статусе его открыли в 2018 году. Прежде чем это сделать, провели колоссальные реставрационные работы. Дом восстанавливали из идентичных материалов по тем же самым технологиям, по которым его и строили. Использовали солому, брёвна, дранку, глину, перемешивали смеси вручную и ногами. За время работы строители нашли много интересных артефактов: аптекарские пузырьки, крестики, медальоны и даже табличку от посылки из Ташкента с именем Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого в графе адресата.
Сегодня одноэтажный деревянный дом постройки начала XX века на улице Архиепископа Луки, 9 является мемориальным домом-музеем выдающегося хирурга. В этом статусе его открыли в 2018 году. Прежде чем это сделать, провели колоссальные реставрационные работы. Дом восстанавливали из идентичных материалов по тем же самым технологиям, по которым его и строили. Использовали солому, брёвна, дранку, глину, перемешивали смеси вручную и ногами. За время работы строители нашли много интересных артефактов: аптекарские пузырьки, крестики, медальоны и даже табличку от посылки из Ташкента с именем Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого в графе адресата.
В Тамбове Валентин Феликсович осуществил свою мечту — он совместил два своих служения, получив возможность исцелять телесно и духовно. Именно здесь он одновременно работал врачом и служил в церкви. В письмах он писал, что впервые в полной мере почувствовал себя архиереем.

Единственный в то время храм, доступный для верующих в Тамбове, — Покровский собор — передали в ведение Архиепископу Луке. Храм был разрушен, захламлён, не было икон и других предметов церковного культа.

Поэтому первым делом Архиепископ обратился в областной краеведческий музей. В течение двух лет музей передал храму около 600 различных церковных предметов. Архиепископ Лука обратился и к прихожанам. Тамбовчане приходили убирать храм, приносили из дома нужные церкви вещи. А рабочие завода «Комсомолец», рискуя своей свободой, из запасённого для снарядов металла изготавливали потиры (посуду для Таинства Причастия). Архиепископ Лука лично расписывал эти потиры (по первому образованию он был художником).
Итак, Архиепископу Луке удалось восстановить нижний придел Покровского собора, который он освятил в честь тамбовского святого Серафима Саровского. Также здесь он восстанавливает почитание иконы Тамбовской Божией Матери. 6 мая 1945 года в праздник Пасхи маленький Покровский собор посетило порядка 5 тысяч человек. Этот факт зафиксирован в докладе Уполномоченного по делам религии, которому доносили о каждом шаге Войно-Ясенецкого. Власти не приветствовали такой массовой любви народа к священнику и постепенно способствовали тому, чтобы Архиепископа перевели на другую кафедру.
Итак, Архиепископу Луке удалось восстановить нижний придел Покровского собора, который он освятил в честь тамбовского святого Серафима Саровского. Также здесь он восстанавливает почитание иконы Тамбовской Божией Матери. 6 мая 1945 года в праздник Пасхи маленький Покровский собор посетило порядка 5 тысяч человек. Этот факт зафиксирован в докладе Уполномоченного по делам религии, которому доносили о каждом шаге Войно-Ясенецкого. Власти не приветствовали такой массовой любви народа к священнику и постепенно способствовали тому, чтобы Архиепископа перевели на другую кафедру.
По прибытии в Тамбов в письме к своему старшему сыну Михаилу Валентин Феликсович написал, что город «не дурной», почти полностью сохранивший облик старого губернского города. Также он отметит, что до революции здесь было 110 храмов, теперь осталось 2 — Покровский собор в Тамбове и Скорбященская церковь в Мичуринске. Как позже выяснят историки, Войно-Ясенецкий до приезда в 1944 году в Тамбов уже однажды его посещал — это было до революционных событий 1917 года. Тогда в статусе земского врача он приезжал с докладом на заседание тамбовского физико-медицинского общества, членом которого являлся.

Священники отмечали необыкновенный талант Архиепископа Луки доносить слово божие до ушей и сердец людей.
За всё время служения он написал 1250 проповедей, в Тамбове написал и прочитал 77 из них. В самой первой проповеди к тамбовской пастве он произнёс слова, ставшие позже крылатыми: «Примите мою любовь».
В декабре 1944 года Архиепископ Лука был отравлен. После службы в Покровском соборе он съел консервы и очень скоро почувствовал себя плохо. Его привели домой, где его встретили Уполномоченный по делам религии и два врача. Несколько дней Архиепископ Лука находился в критическом состоянии.

Как утверждает исследователь Сергей Чеботарев, это было именно умышленное отравление с целью не допустить приезда Архиепископа в Москву на поместный собор.

В мае 1944 года умер Патриарх Сергий. Состоялось совещание, на котором встал вопрос о преемнике. Было принято решение, что патриарх не будет избираться по жребию, как прежде, а будет назначен сверху. Единственным, кто возразил и выступил за старую систему избрания, был Архиепископ Лука. Также он поставил на этом совещании вопрос о судьбе обновленцев — участников раскольничьего движения 1920-1940-х годов — которые возвращались к тому периоду в лоно православной церкви. Священник настаивал на том, что они должны покаяться за отступление от Бога и истинных канонов православной религии.

Для того чтобы не допустить участия Архиепископа Луки в итоговом собрании, его отравили. Конечно же, он не смог приехать в столицу.
Вскоре пришло известие, что Архиепископа Луку наградили правом ношения бриллиантового креста на клобуке (в те года драгоценный камень в одеянии священнослужителя заменяли на обычное стекло). Также за работу в госпиталях ему вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Однако многие его ученики, которым он помогал проводить операции и для которых давал мастер-классы, в этот же период были удостоены орденов.

Но, пожалуй, главным его достижением в медицине можно считать монографию «Очерки гнойной хирургии».
В апреле 1946 года пришло известие о переводе Архиепископа Луки на другую кафедру в Крым.

Тамбовская паства не хочет отпускать священника, пишет письма патриарху, но Войно-Ясенецкий решает ехать. 19 мая 1946 года он навсегда покидает Тамбов.

В тот майский день в здании железнодорожного вокзала для Архиепископа поставили отдельный стул. Провожающие тянулись к нему длинной рекой, он дарил им картинки с изображением святых, свои фотографии на молитвенную память и благословлял.

Стоит отметить, что общение со многими пациентами и духовными детьми продолжилось — многие тамбовчане под видом отдыхающих ездили к Архиепископу в Симферополь и поддерживали связь через письма вплоть до окончания земного пути этого выдающегося человека в 1961 году.
Автор: Диана Яшина
Фото и видео: Алексей Бучнев


РИА «ТОП68», 2024
392000, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д.14а